Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 14:34, контрольная работа
Вопрос возникновения государства в современной отечественной теории государства и права относится к числу основных и, вместе с тем, достаточно дискуссионных. Он посвящен вопросам возникновения государства и позволяет узнать, когда и в силу каких причин появляются государство и возникает ли оно одновременно с человеческим обществом или же только на определенной ступени его исторического развития.
Введение
1. Истоки происхождения государства
1.1. Предпосылки возникновения государства и права:
1.2. Специфические формы возникновения государства у разных народов
2. Типология государств
2.1. Формационная типология
2.2. Цивилизационная типология
3. Концепции происхождения государства
3.1. Первоначальный
3.2. Производный
3.3. Основные теории (концепции) происхождения государства и права
4. Разнообразие путей возникновения государства
4.1. Восточный (азиатский) путь возникновения государства
4.2. Западный путь возникновения государства
4.3. Африканские государства
Заключение
Список литературы:
Социалистическое государство
Сама идея государства такого типа возникла первоначально в теории – в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина – как противопоставление государствам других типов, власть в которых принадлежит эксплуататорскому меньшинству и используется, прежде всего, для подавления эксплуатируемого большинства. Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, перестанет быть собственно государством, станет «полугосударством», а затем и отомрет, будет заменено органами народного самоуправления.
Цивилизационная типология
Эта типология связана с
Цивилизационный подход подчеркивает, что государство определяется кроме экономических причин также духовно-культурными и нравственными факторами. Цивилизация, ее уровень, ее ценности (стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека, культура) влияют и на государственную организацию общества. Классическим примером может служить Европа, в которой протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора капиталистической эволюции.
Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.
В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов.
Первый – локальные
Второй – особенные
Третий этап - современная цивилизация
с ее государственностью, которая
в настоящее время только
3. Концепции происхождения государства
Рассмотренные теории условно
можно определить на два
Первоначальный – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества, благодаря особому влиянию на общество. В обществе создавались предгосударственные формы и предпосылки, которые приводили к образованию государства или не приводили.
К данной группе теорий
Позднее появляется теория личн
Существует теория, которая объясняет
возникновение государства с ко
При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей подчиняет себе остальную массу населения (Л. Гумплович).
При внешнем насилии государство
было необходимо и возникло для управления
покоренными племенами и
К этой группе теорий возникновения
государства можно отнести и
классовую теорию К. Маркса. В ее
основе лежит разделение общества на
антагонистические классы, и государство
является органом и средством
насилия господствующего
Среди отдельных современных
теоретиков получило
Военный – в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков;
Аристократический – власть знати как в Древнем Риме;
Плутократический – в обществе выделяется небольшая группа, слой богатых людей, которые присваивают власть себе (плутократия – власть богатства).
В российской теории
Производный – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность.
К подобному варианту
Образование нового государства возможно благодаря организационным изменениям: 1922 г. – СССР, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.).
Другим способом является
Основные теории (концепции) происхождения государства и права
К основным и наиболее
Теологическая теория
Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский – 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты – Жак Маритен, Мерсье и др.).
В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер.
Суть теологической теории в том, что государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:
- вечны, незыблемы и святы;
-
их возникновение и
-
являются выразителями воли
Патриархальная теория
Основоположником
В Китае эту теорию
Р. Филмер (ХVII в.) в работе «Патриарх» доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.
Договорная (естественно-правовая) теория
Теория общественного договора была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общественного договора противостояла феодальному сословному государству, произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами и сторонниками в разное время являлись:
Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой или естественного права. В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.
В работах многих
Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый «общественный договор», который состоит в следующем:
В результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.
Органическая теория
Эта теория была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820–1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV–III вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики.
Появление дарвинизма привело
к тому, что многие юристы, социологи
стали распространять
Суть органической теории возникновения государства в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:
Недостатками органической теории является: