Возникновение и развитие государства в античном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:58, контрольная работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является изучение истории возникновения государства и полисной системы в странах античного мира.
В соответствии с данной целью выделяются следующие задачи:
1. Рассмотреть Возникновение и развитие государства в античном мире.
2. Раскрыть Возникновение и развитие государства в Древней Греции
3. Охарактеризовать особенности возникновения государства в Риме.
4. Проанализировать возникновение права в государствах античного мира.
5. Выявить сущность античного полиса и рассмотреть реформы Солона и Клисфена.

Содержание

Введение 2
1.Возникновение и развитие государства в античном мире 4
1.1 Возникновение и развитие государства в Древней Греции 7
1.2 Возникновение и развитие государства в Древнем Риме 11
2.Право в государствах античного мира 15
3.Сущность античного полиса. Реформы Солона и Клисфена 19
Заключение 22
Список используемой литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная Возникновение и развитие государства в античном мире.docx

— 57.00 Кб (Скачать файл)

Потерпев поражение в  губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.

Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий полис, город-государство, в VI - I вв. до н. э. занимавший южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н. э., подобно Афинскому, в результате синойкизма, слияния обособленных родовых общин- - ахейской, проживавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завоеванием.

В Спартанском государстве  сложилось классовое рабовладельческое  общество, сохранившее пережитки  первобытнообщинного строя и  военную организацию общества. Утверждение  социального и политического  устройства Спарты традиция связывает  с именем законодателя Ликурга.

Жители Спартанского государства  подразделялись на следующие социальные группы:

• спартиаты;

• гипомейены;

• периэки;

• илоты.

Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в  Спарте считалась собственностью государства  и была поделена на участки (клеры), переданные полноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование без  права отчуждения и дробления. Земельные  наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государственными рабами.

Поскольку первоначально  эти наделы были равными, то община спартиатов обычно именовалась "общиной  равных".

Законы Ликурга преследовали цель предотвращения имущественной  дифференциации. Они были направлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны  были с семилетнего возраста почти  до старости целиком отдаваться военному делу.

Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Граждане, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомепенов.

Периэки - бывшее коренное население  Спарты - были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в  других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность. В их руках сосредоточились  ремесло и торговля, поскольку  сами спартиаты в соответствии с  законами Ликурга хозяйственной  деятельностью не занимались. Со стороны  государства над периэками был  установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами. Представители  побежденных племен становились  государственными рабами - илотами. Они  не имели своей земли, работали на участке, предоставленном спартиату  государством. Однако у илотов были свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты платили господину оброк, равный 50% урожая, полученного с земли. Илоты также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.3

1.2 Возникновение и развитие государства в Древнем Риме

К I в. до н.э. исчерпала себя и полисная система в Риме, когда особенно стало очевидным, что республика-город не может справиться с восстаниями рабов и не в состоянии обеспечить внутреннее гражданское единство. В этих условиях сохранение республиканской системы, рассчитанной на управление государством-городом, становится анахронизмом. На смену республике, превратившейся к I в. до н.э. в мировую державу, приходит империя. Влияние полисной системы за долгую историю Римской республики стало столь велико, что в течение первых веков (принципат) императоры, стремящиеся создать централизованную бюрократическую монархию, еще долго не могли освободиться от республиканских полисных институтов. Укрепление власти поздних римских императоров и принятие христианства подводят окончательную черту под полисными порядками. Что же касается самой поздней Римской империи, то она окончательно порывает с республиканско-полисной демократией и все больше приобретает, особенно в восточной своей части, черты средневековой государственности.4

В истории государства  Древнего Рима выделяют три периода:

• царский период - 753 - 510 гг. до н. э.;

• период республики - 509 - 27 гг. до н. э.;

• период империи - 27 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Во время начального, так  называемого царского, периода Римом  последовательно правили семь царей:

• Ромул;

• Нума Помпилий;

• Тулл Гостилий;

• Анк Марций;

• Тарквиний Приск;

• Сервий Туллий;

• Тарквиний Гордый.

 

Царский период.

Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины.

Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство. Все полноправное население Рима - римский народ, populus romanus -делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т. д.

 

Период республики.

Республиканский образ правления  установился в Древнем Риме в 509 г. до н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого.

Республиканский период принято  делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам.

В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

 

Период империи.

Период Римской империи  подразделяется на:

• период принципата (27 г. до н. э. - 193 г. н. э.);

• кризисный период (193 - 284 гг. н. э.);

• период домината (284 - 476 гг. н. э.).

Период принципата. Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и окончательно установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н.э.

Принципат сохраняет видимость  республиканской формы правления  и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но все  это только прикрытие постреспубликанского государственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была сосредоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса.

Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.

Кризисный период. Со 193 по 284 гг. н. э. в Римской империи был  кризисный период, так называемый "кризис третьего века".

Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата  провинций наместниками, вторжений  соседних племен. Наступил упадок сельского  хозяйства, ремесла и торговли. Обострились  отношения императоров с сенатом. Широкая раздача римского гражданства завершилась в 212 г. н. э., когда император Каракалла предоставил права римского гражданина всему свободному населению Римской империи.

Период домината. При Диоклетиане (284 - 305 гг.), во время домината, Рим  окончательно превратился в монархическое  государство. Власть императора была признана абсолютной и божественной, сам император - государем и господином (dominus, отсюда - доминат).5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Право в государствах античного мира

Право как один из факторов, скрепляющих гражданское общество и элементы его культуры, не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельные городах-государствах находил свое отражение и в праве.

Утверждение полисной системы  имело результатом активизацию  правотворческой деятельности и  ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписаным обычаям, толкование которых нередко произвольно  осуществлялось светской или греческой  аристократией, приходит закон, имеющий  светский характер и выраженный обычно в письменной форме. Право в античном мире, таким образом, предстает в  своем чистом виде как авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни, лишенный какой-либо мистической  или религиозной силы.

Признание законодательства, а не обычая в качестве основной формы правотворчества (Греция), или  же его утверждение в качестве одного из важнейших источников права (Рим) сопровождалось кодификацией сложившихся  в более архаичную эпоху правовых обычаев. Такова древнейшая, согласно греческой традиции, кодификация  права, проведенная Залевком в Локрах (Италия), а также кодификация Харонда в Катано (Сицилия). Подобные сборники составлялись и в других греческих городах-государствах, в том числе и в Афинах в конце VII в. до н.э. (Законы Драконта).

Начало новой демократической  конституции в Афинах, предусматривающей  разработанную процедуру принятия законов народным собранием, было заложено реформами Солона и Клисфена в VI в. до н.э. В Риме традиционные правовые обычаи подверглись обработке и были записаны в Законах XII таблиц. В этих законах также предусматривалось правило, согласно которому законом считается решение народного собрания.

Как отмечал Солон, жизнь  общества должна регулироваться правом и законами, принятыми при всеобщем согласии. В греческих городах-государствах у граждан с детских лет  воспитывалось уважение и даже почтение как к законам, так и к установленным в них полисным порядкам. Сократ, утверждавший, что полисные законы восходят к разумному началу, пропагандировал соблюдение законов всеми афинянами.

В Афинах, где утвердилась  демократическая система законодательства, где право в глазах граждан  ассоциировалось с разумом и  со справедливостью, сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли, однако, пользоваться рабы и  иностранцы. Еще в большей степени  культ права и законопочитание сложились в римском обществе. Безусловное следование республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести. Ту же связанность Римского республиканского государства собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих интересов всех его членов, но и как соединение многих людей, "связанных между собой согласием в вопросах права". Таким образом, идея правового государства берет свое начало и в республиканском Риме.

Не случайно, что именно в римском обществе, где законы рассматривались издавна как  священные, была выработана наиболее совершенная  в условиях древнего мира правовая система, имеющая целостный и  всеобъемлющий характер. Римское право впервые в истории выступило в качестве системного, тщательно разработанного, собственно правового образования. Классическое римское право — это вершина в истории права античности и древнего Мира в целом. Оно представляет собой одно из величайших достижений античной культуры, влияние которого на последующее развитие европейского права и цивилизации трудно переоценить. Оно приобрело в известной мере вневременной, внеисторический характер.

Римское право лишь со значительными  оговорками можно рассматривать  как рабовладельческое. На первый взгляд оно может казаться таким, поскольку  сформировалось и достигло своего апогея в обществе, в основе которого лежало наиболее развитое во всем античном мире классическое рабство. Но очевидно, что  не рабство предопределило основное содержание римского права, его филигранную  юридическую технику. Римское право  в том виде, в каком оно приобрело  мировое значение (это прежде всего частное право, закрепляющее интересы индивида, частного собственника), представляет собой порождение рыночных отношений и торгового оборота.

На ранних этапах истории  Римского государства, когда в обществе сохранялись многие элементы патриархального  быта, а товарно-денежные отношения  не получили еще развития, римское (право  отличалось традиционализмом, формализмом  и сложными “обрядами, тормозившими экономический оборот. Постепенный процесс превращения Рима из города-республики в гигантскую по тем временам империю имел своим результатом не только рост рабства, но и товарного производства, а в конечном счете создание самого сложного за всю историю древнего мира рыночного хозяйства, настоятельно требовавшего адекватной правовой регламентации.

Сила частной собственности  и построенного на ней товарного  оборота ломала устаревшие и стеснительные  правовые формы. На их месте создавалось  новое и совершенное в технико-юридическом  отношении право, способное урегулировать тончайшие рыночные отношения, удовлетворить другие потребности развитого гражданского общества. Именно в таком виде римское право стало универсальной правовой системой, применимой в разных исторических условиях вне зависимости от типа общества, если только в его основе лежит частная собственность и рыночное хозяйство. Вместе с римским правом в историю, цивилизации вошла и римская юриспруденция, представляющая огромную культурную ценность. На базе римской юриспруденции зародилась юридическая профессия, а соответственно с нее берет начало и специальное правовое образование.6

Информация о работе Возникновение и развитие государства в античном мире