Возникновение и развитие государства в античном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:58, контрольная работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является изучение истории возникновения государства и полисной системы в странах античного мира.
В соответствии с данной целью выделяются следующие задачи:
1. Рассмотреть Возникновение и развитие государства в античном мире.
2. Раскрыть Возникновение и развитие государства в Древней Греции
3. Охарактеризовать особенности возникновения государства в Риме.
4. Проанализировать возникновение права в государствах античного мира.
5. Выявить сущность античного полиса и рассмотреть реформы Солона и Клисфена.

Содержание

Введение 2
1.Возникновение и развитие государства в античном мире 4
1.1 Возникновение и развитие государства в Древней Греции 7
1.2 Возникновение и развитие государства в Древнем Риме 11
2.Право в государствах античного мира 15
3.Сущность античного полиса. Реформы Солона и Клисфена 19
Заключение 22
Список используемой литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная Возникновение и развитие государства в античном мире.docx

— 57.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность  античного полиса. Реформы Солона и Клисфена

Разложение первобытнообщинного  строя и образование городов-государств (полисов) в Греции привели к разным политическим результатам. Афины, Коринф, Мегара, Малоазийские города-полисы представляли собой образцы демократии.

С точки зрения своей внутренней организации античный полис представлял  собой закрытое государство, за бортом которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, даже выходцы  из других греческих полисов. Для  самих же граждан полис являлся  своего рода политическим микрокосмосом  со своими священными для данного  города формами политического устройства, традициями, обычаями, правом и т.д. Полис заменил у древних греков распавшиеся под влиянием частной  собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политической общиной. Большие различия в экономической  жизни, в остроте политической борьбы, в самом историческом наследии являлись причиной большого разнообразия внутреннего  устройства городов-государств. Но безусловное  преобладание в полисном мире имели  различные республиканские формы -- аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п. 7

Наряду с этими полисами были и такие, в которых сохранились  значительные пережитки первобытнообщинного  строя и установились своеобразные формы аристократического государства (Спарта, Крит, Фессалия и др.).

Согласно преданию, в Аттике к VIII в. до н.э. существовали четыре племенных  группы - филы. Затем происходит объединение этих некогда раздробленных греческих общин вокруг одного центрального пункта - Афин. Процесс слияния племен в единый афинский народ греки называли "синойкизмом" и приписывали его легендарному царю Тесею. Будто бы к нему восходит разделение всего народа независимо от рода, фратрии или племени на три класса: эвпатридов или благородных, геоморов или земледельцев и демиургов или ремесленников. Только эвпатриды могли занимать государственные должности. Продолжается ослабление власти вождя - базилевса.

В VIII в. до н.э. наследственная царская власть прекращается. Эвпатриды выдвигают из своей среды некоторое количество должностных лиц, т. н. "архонтов", к которым теперь и переходят функции управления. Коллегия архонтов состояла из 9 человек. Первый архонт - председатель коллегии, второй - военноначальник, третий - жрец. Остальные шесть архонтов занимались отправлением правосудия.

В VII в. до н.э. появился орган  контроля за деятельностью архонтов- ареопаг. Ареопаг состоял из бывших архонтов. Ареопаг вытеснил прежний племенной совет старейшин. Аттика была разделена на мелкие территориальные округа - навкрарии, которые несли военные повинности. Во главе навкрарий стояли пританы. Данные органы власти укрепили аристократическую форму правления.

В VI в. до н.э. в Афинах демос (народ) стал требовать от властей улучшения своего материального положения (наделения землей, отмены долгового рабства, введения свободы завещания и др.). Чтобы ликвидировать очаг социальной борьбы между демосом и эвпатридами коллегия архонтов в 594г. до н.э. поручает Солону (члену коллегии) провести реформы, которые ввели максимальный размер земельного надела, его куплю, продажу и дробление, свободу завещания. Лурье И.М. История Греции. Курс лекций. М. 1998. Долговое рабство было отменено. Солон вводит различие между гражданами по имущественному признаку. Он делит все население на четыре разряда. К первому разряду относятся наиболее богатые собственники; ко второму относятся те, которые обладали достаточным состоянием для приобретения колесницы и тяжелого оружия (это были т.н. "всадники"), к третьему разряду, или зевгитам, относилась средняя группа собственников; к четвертому разряду причислялись феты - батраки, не обладавшие каким бы то ни было имуществом.

Солон создал Совет 400 (булэ), которому вверялась вся полнота правительственной власти в стране. В него выбирались по 100 представителей от каждого разряда граждан. Солон сохраняет в неприкосновенности и ареопаг, который имел право затормозить любое решение Совета 400.

Реформы Солона ограничили власть наследственной аристократии, однако же, не сломили  её влияние до конца. Борьба эвпатридов и демоса за политическое господство продолжалась еще почти столетие. Дальнейшая демократизация афинского общества связана с именем Клисфена.

Клисфен в 509 г. до н.э. разделил Аттику на 10 фил. Филы являлись территориальными округами, между которыми граждане распределялись не по происхождению, а по месту жительства. Каждая фила составлялась из трех тритий, включая в себя одну городскую тритию, одну береговую и одну тритию в центре страны. Филы делились на демы (волости) - по 10 в каждой филе. Демы, принадлежавшие хотя бы к одной и той же филе, но к разным тритиям, лежали в разных районах Аттики. Поскольку территориальный принцип возобладал над родовым и поскольку гражданство стало теперь определяться не принадлежностью к роду, а к тому или иному дему, то и получилось, что в демы, тритии и филы входили наравне знатные и незнатные. На основе нового территориального устройства страны Клисфен организовал новые государственные учреждения и должности. Он отказывается от солоновского Совета 400 и взамен последнего вводит Совет 500- высший правительственный орган, куда вошли по 50 представителей от десяти фил.

Клисфеном был образован еще один новый орган - коллегия стратегов.

Важность преобразований Солона и  Клисфена состояла в том, что они способствовали ликвидации первобытнообщинного строя и возникновению развитой формы государства - демократической республики.8

 

 

Заключение

Особенности процесса становления государственности  в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами. Широкое развитие обменных, а затем  и торговых отношений, особенно морской  торговли, способствовало быстрому становлению  рыночного хозяйства и росту  частной собственности. Усилившаяся  социальная дифференциация стала основой  острой политической борьбы, в результате которой переход от примитивных  государств к высоко развитой государственности проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах древнего мира.

Полисная  система была одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира. Море и морская торговля связывали  в единую полисную систему все  города-государства, создавали открытую общегреческую и средиземноморскую  политическую культуру, цивилизацию.

Ликвидация монархии привела к  победе в античном мире республиканского строя, а также к окончательному утверждению (до эпохи кризиса и  разложения рабовладельческого общества) полисной системы организации государства. Но в раннереспубликанский период демократический  потенциал, присущий полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии (народные собрания и т.д.), не получил полного развития. Простой народ в полисах, не имевший политического опыта и черпавший свои представления о власти из патриархально-религиозной прошлого, уступил бразды правления практически во всех античных полисах родовой, жреческой и новой имущей аристократии. Именно таковой была государственная власть в Афинах накануне реформ Солона, в ранний период патрицианской республики в Риме и т.д. Дальнейший процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), все более осознающим свое гражданское единство. Результатом этой борьбы (эвпатридов и демоса в Афинах, патрициев и плебеев в Риме и т.д.) стала серия законодательных реформ, подрывающих монополию аристократии в государственных органах и создающих основу для развития демократических институтов.

К I в. до н.э. исчерпала себя и полисная система в Риме, когда особенно стало очевидным, что республика-город не может справиться с восстаниями рабов и не в состоянии обеспечить внутреннее гражданское единство. В этих условиях сохранение республиканской системы, рассчитанной на управление государством-городом, становится анахронизмом. На смену республике, превратившейся к I в. до н.э. в мировую державу, приходит империя. Влияние полисной системы за долгую историю Римской республики стало столь велико, что в течение первых веков (принципат) императоры, стремящиеся создать централизованную бюрократическую монархию, еще долго не могли освободиться от республиканских полисных институтов.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А, и проф. Жидкова О. А. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. — М.: Издательская группа ИНФРА М— НОРМА, 1997. — 480 с
  2. Никифорова Н. А. История государства и права зарубежных стран, - М.: Окей-кига, 2007. — 160 с. 
  1. Желудков А.В., Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций. - М.: ПРИОР, 2003. — 176 с.

  1. Милехина Е.В. История государства и прав зарубежных стран. Конспект лекций.2002г. — 208с
  1. Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран. - М., 2003. – 143 с.

  1. Под ред. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание второе. Т.1 – М, 1999. – 528 с.

 

 

 

 

1 Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А, и проф. Жидкова О. А. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. — М.: Издательская группа ИНФРА М— НОРМА, 1997. — 480 с

2 Никифорова Н. А. История государства и права зарубежных стран, - М.: Окей-кига, 2007. — 160 с. 

3 Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А, и проф. Жидкова О. А. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. — М.: Издательская группа ИНФРА М— НОРМА, 1997. — 480 с

4 Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А, и проф. Жидкова О. А. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. — М.: Издательская группа ИНФРА М— НОРМА, 1997. — 480 с

5 Желудков А.В., Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций. - М.: ПРИОР, 2003. — 176 с.

6 Милехина Е.В. История государства и прав зарубежных стран. Конспект лекций.2002г. — 208с

7 Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран. - М., 2003.

8 Под ред. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание второе. Т.1 – М, 1999. – 528 с.


Информация о работе Возникновение и развитие государства в античном мире