Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2014 в 11:46, контрольная работа
Все государственные органы, учреждения и должности образуются и действуют в установленном правовом порядке. Их государственно-властные полномочия, порядок, формы и процедуры реализации ими своих полномочий определяются и регламентируются законами и иными нормативно-правовыми актами. Система государственных органов строится по иерархическому принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. В системе государственных органов, выражающей суверенную власть государства, каждый орган (учреждение, должностное лицо) наделен своей компетенцией, соответствующей его месту в данной системе и согласованной с компетенцией других органов.
1. Государственный аппарат (механизм)
- понятие государственного аппарата и государственного органа;
- система государственных органов и их задачи.
2. Формы (источники) права
- виды нормативно-правовых актов;
- предмет действия нормативных актов;
- систематизация нормативных актов
Государство – это правовая, суверенная организация публичной власти свободных людей. Сущность государства проявляется в его функциональной деятельности. Государство, как право, действует во всех сферах социальной жизни людей, определяя соответствующий порядок отношений и способ разрешения задач в этих разнообразных сферах – экономики, культуры, науки, образования, окружающей среды и т.д. Определяющее значение в разрешении задач имеет надлежащий государственно-правовой порядок их разрешения.
К основным функциям государства относятся:
- правоустановительная :
- правореализаторская;
- правозащитная;
- внешнегосударственная.
По принципу разделения власти в правовом государстве его основными внутренними функциями являются: законодательная, исполнительная и судебная. Все функции носят социальный характер, т.е. деятельность государства направлена на социальную защиту людей и обеспечение достойных условий жизни всех членов общества.
Под механизмом (аппаратом) государства понимается организационная структура государственной власти, институциальная форма существования государства и осуществление государственной власти.
Органы государственной власти, являющиеся структурной частью аппарата, – это органы, созданные или уполномоченные государством и осуществляющие государственные функции управления.
Механизм (аппарат) государства – это система органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены государственно-властными полномочиями и реализуют функции государства.
Все государственные органы, учреждения и должности образуются и действуют в установленном правовом порядке. Их государственно-властные полномочия, порядок, формы и процедуры реализации ими своих полномочий определяются и регламентируются законами и иными нормативно-правовыми актами.
Система государственных органов строится по иерархическому принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. В системе государственных органов, выражающей суверенную власть государства, каждый орган (учреждение, должностное лицо) наделен своей компетенцией, соответствующей его месту в данной системе и согласованной с компетенцией других органов.
Компетенция государственного органа – это совокупность его государственно-правовых полномочий, т.е. его права и обязанности.
Система государственных органов, их компетенции зависят от типа и формы государства.
Механизм (аппарат) современного правового государства строится и функционирует по принципу разделения государственной власти на:
Законодательную власть осуществляет представительный орган парламент;
Исполнительную власть осуществляют глава государства, правительство, различные министерства и другие центральные учреждения, местные государственные органы исполнительной власти.
Судебную власть составляют суды общей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Правосудие осуществляется только судом. Судьи независимы и подчиняются только закону и конституции.
Правоохранительными и правозащитными являются все государственные органы. Государство в целом, обладающее суверенной властью, является не силовой структурой, а правовой организацией публичной власти. Основная юридическая особенность государственных органов, обычно называемых “силовыми” состоит в их правомочии применять соответствующие, предусмотренные законом, меры государственно-правового или властно-правового принуждения.
Вооруженные формирования (армия, внутренние войска и т.д.) – это объекты не только ведомственного управления, но прежде всего и главным образом общегосударственного ведения и руководства.
Механизм (аппарат) государства – это организованная форма и средство реализации суверенной государственной власти в соответствии с требованиями правопорядка и законности. От качества этого аппарата, уровня его демократичности и компетенции, от его готовности и способности защитить и удовлетворить права и законные интересы граждан, зависят реальное положение дел в стране, благосостояние народа, мера доверия общества в целом к государству.
Конституцией Российской Федерации закреплено федеративное устройство России.
Конституционная система органов государственной власти РФ
Государственные органы |
Состав |
Функции |
Органы Законодательной власти РФ и ее субъектов |
Представлены: Федеральным Собранием РФ, народными собраниями, государственными собраниями, верховными советами. Законодательными собраниями, государственными собраниями республик в составе РФ. Думы, законодательные собрания. Областные собрания и др. законодательные органы власти краев, областей, городов федерального |
Осуществляют государственную деятельности по возведению общеобязательной воли народа в закон. |
Органы Исполнительной власти РФ и ее субъектов |
По характеру полномочий подразделяются на: |
Совокупность полномочий по управлению всеми гос. делами |
Органы общей компетенции |
Ведают многими отраслями | |
Органы специальной компетенции |
Ведают отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности | |
Органы Судебной власти РФ и ее субъектов |
Конституционный суд РФ |
Осуществляют гос. власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в строго установленном процессуальном порядке, т.е. осуществляют правосудие и контроль за законностью, толкование правовых норм. |
Верховный Суд РФ | ||
Высший Арбитражный суд РФ | ||
Федеральные суды и суды субъектов Федерации | ||
Президент России |
Не входит ни в одну из ветвей власти. Должностное лицо, которое занимает высшее место в иерархии институтов государственной власти и обеспечивает конституционный порядок. |
Гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов гос.власти. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Высшее представительство в международных отношениях. |
2. Формы (источники) права
2. 1. Виды источников права. Нормативно-правовые акты.
Источники (формы) права - это официально определенные формы внешнего выражения содержания права.
Нормы действующего права содержаться в определенных, официально признанных источниках права, которые представляют собой официально определенные (институционализированные) формы закрепления и существования норм права.
Применительно к разным системам права известны следующие виды источников (форм) позитивного, т.е. действующего, права:
Правовой обычай (обычное право) – это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила регулирования общественных отношений, которые официально признаны в качестве обязательных норм права. Государственное санкционирование обычаев часто осуществляется в официальной письменно-документальной форме – признанием в нормативно-правовых актах позитивно-правового значения соответствующих обычаев.
Судебный претендент – судебное решение по конкретному делу, имеющее значение обязательного правила для такого же решения всех аналогичных дел. Судебный претендент является основным источником права в национальных системах права.
Юридическая доктрина, или “право юристов” – это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют юридическую силу. Юридическая доктрина остается одним из источников права в системах романо-германской правовой семье общего права и играет значительную роль в мусульманском праве.
Религиозный памятник – это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права. При этом необходимо иметь в виду, что соответствующее религиозное право – это не национально-государственная система права, а право существования соответствующей религиозной общины.
Нормативно-правовой договор – это договор, содержащий новые нормы действующего права. Такие договоры имеются в системе частного и публичного права. Публичное право – совокупность отраслей права, служащее интересам государства, частное право регулирует отношения, обеспечивающие частные интересы граждан и корпораций в их имущественной деятельности и в личных отношениях.
Нормативно-правовой акт – это письменный правоустанавливающий акт государства, содержащий нормы действующего права. Нормативно-правовые акты являются основным источником права в системах права романо-германской правовой семьи, к которой относится и правовая система России.
Существует множество нормативно-правовых актов, которые в своей совокупности образуют иерархическую систему актов различной юридической силы.
По своей юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
Основным законом является Конституция. Конституция принимается посредством всенародного голосования – референдума, Учредительным (или Конституционным) собранием или высшим представительным и законодательным органом страны (как правило, парламентом) в специальном усложненном порядке. Конституция регулирует основные положения государства. Некоторые, наиболее важные законы, принимаются путем референдума
В странах романо-германской правовой семьи закон выступает в качестве основного и главного нормативно-правового регулятора общественных отношений. Объектами законодательной системы являются наиболее важные и существенные общественные отношения, имеющие основополагающее значение для жизни общества и устанавливаемого в нем правопорядка.
Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основе и во исполнение действующих законов и, прежде всего, конституции страны. Соотношение различных подзаконных актов строится по принципу иерархии, с учетом различной юридической силы различных подзаконных актов. Юридическая сила и сфера действия подзаконных нормативно-правовых актов определяется законодательно-установленным местом и властно-функциональным значением соответствующего государственного органа (или должностного лица) в общей системе исполнительной ветви власти. Поэтому подзаконные нормативно-правовые акты нижестоящих государственных органов должны соответствовать нормативно-правовым актам вышестоящих органов государственной власти.
Естественное право – это официально-признанные государством и закрепленные в его конституции и законах естественные, прирожденные и неотчуждаемые права человека и права народа. Естественные права и свободы человека, официально признанные и закрепленные в Конституции и в иных правоустанавливающих государственных актах, занимают высшее место в иерархии источников действующего позитивного права государства и обладают высшей юридической силой. В случае коллизий они обладают приоритетом по отношению ко всем остальным нормам всех других источников позитивного права. Естественное право, приобретая посредством конституционного признания позитивно-правовую силу, продолжает одновременно оставаться естественным правом.
2.2. Источники права в Российской Федерации.
В российской системе права в современных условиях основным источником права являются нормативно-правовые акты. Определенную роль играют также нормативно-правовой договор и обычное право (санкционированные государством обычаи). Приоритетное значение в системе источников современного российского права имеют официально признанные и закрепленные Конституцией РФ естественные права и свободы человека.
Источники конституционного права в РФ
Вид источника права |
Иерархическая система актов | |
Законы |
Конституция РФ | |
Конституция субъектов Федерации (республик) | ||
Уставы субъектов Федерации (краев, областей, городов федерального значения, автономных округов, автономных областей) | ||
Федеральные конституционные законы | ||
Федеральные законы | ||
Кодексы |
Обычные законы | |
Законы субъектов РФ | ||
Правовые позиции Конституционного Суда | ||
Подзаконные акты |
Нормативные указы Президента РФ | |
Постановления палат Федерального Собрания | ||
Постановления Правительства России | ||
Регламенты палат Федерального Собрания | ||
Нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов Федерации | ||
Договоры |
Федеральный договор | |
Между органами государственной власти РФ и субъектов РФ | ||
Между органами государственной власти субъектов Федерации | ||
Ратифицированные | ||
Декларации | ||
Общепризнанные нормы и |
Конституция РФ как нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов страны и, вместе с тем, является главным правоустанавливающим актом, определяющим основы системы источников действующего в стране позитивного права.
Информация о работе Всеобщая декларация прав человека и глава вторая Конституции РФ