Всеобщая декларация прав человека и глава вторая Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2014 в 11:46, контрольная работа

Краткое описание

Все государственные органы, учреждения и должности образуются и действуют в установленном правовом порядке. Их государственно-властные полномочия, порядок, формы и процедуры реализации ими своих полномочий определяются и регламентируются законами и иными нормативно-правовыми актами. Система государственных органов строится по иерархическому принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. В системе государственных органов, выражающей суверенную власть государства, каждый орган (учреждение, должностное лицо) наделен своей компетенцией, соответствующей его месту в данной системе и согласованной с компетенцией других органов.

Вложенные файлы: 1 файл

Государство и право.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

В Конституции РФ установлены  основы конституционного строя и  федерального устройства страны, сформулированы фундаментальные принципы общественной и государственной жизни, закреплены права и свободы человека и гражданина, определены система и правомочия государственных органов, регламентированы основные вопросы местного самоуправления, предусмотрен порядок внесения поправок в действующую Конституцию и принятие новой Конституции.

Дополняют Конституцию РФ федеральные конституционные законы. Всего Конституцией предусматривается необходимость принятия четырнадцати таких законов (Законы “О Конституционном Суде РФ”, “О Правительстве РФ”, “О Конституционном собрании”, “Об изменении статуса субъекта РФ” и др.).

В системе нормативно-правовых актов, после Конституции РФ, большей юридической силой обладают общефедеральные законы. Законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию РФ, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Общефедеральные законы делятся на:

- федеральные 

- федеральные конституционные.

Федеральные законы определяют наиболее важные нормы в различных сферах жизни всего российского общества, они принимаются Государственной Думой, рассматриваются Советом Федерации и подписываются Президентом.

Федеральные законы делятся на :

- кодифицированные законы (кодексы)

- обычные, некодифицированные.

Кодексы – это закон  интегративного характера, который  содержит внутренне согласованный  комплекс общих принципов и конкретных норм, необходимых для целостного и правового регулирования всех основных отношений в определенной области общественной жизни. Как правило, кодексы носят отраслевой характер и включают в себя совокупность принципов и норм одной отрасли права (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ и др.). 

Обычные, некодификационные  законы составляют основную массу законов и регулируют отдельные, наиболее важные общественные отношения или определенную взаимосвязь, совокупность таких отношений (Закон о государственном бюджете РФ, Закон “Об образовании”, Закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ” и др. ).

Федеральные законы не могут  противоречить федеральным конституционным законам.

Среди подзаконных нормативно-правовых актов РФ наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ, а также его ненормативные указы и распоряжения. Нормативные указы Президента РФ принимаются по широкому кругу вопросов общественной и государственной Постановления и распоряжения Правительства РФ издаются по оперативным вопросам и являются актами индивидуального характера, принимаются по основным направлениям осуществления федеральной исполнительной власти и носят нормативный характер. Постановления Правительства РФ издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

Центральные органы исполнительной власти в РФ (федеральные министерства, государственные комитеты и ведомства) наделены правом в случаях и пределах, установленных актами вышестоящих органов, издавать приказы, инструкции, положения, уставы и т.п. Если эти нормативно-правовые акты затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, то они подлежат государственной регистрации Согласно Конституции РФ, субъекты РФ издают свои нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты), как по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, так и по вопросам, находящимся вне пределов ведения РФ и вне пределов совместного ведения РФ и субъектов РФ. В случае противоречий между федеральным законом и нормативно-правовым актам субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ действует федеральный закон. В случае противоречий между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ по вопросам, находящимся вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, действует нормативно-правовой акт субъекта РФ. Нормативно-правовые акты субъектов РФ действуют лишь в пределах территории соответствующего субъекта РФ.

В республиках, входящих в состав РФ, принимаются такие нормативные акты, как Конституции соответствующих республик, законы, акты главы исполнительной власти в республике, постановления республиканского правительства, акты республиканских министерств и ведомств.  

В других субъектах РФ (краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) принимаются уставы соответствующих  субъектов РФ, законы, акты главы  администрации  и других органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления, согласно Конституции, не входят в систему органов государственной власти, но наделены законодательством, в порядке делегированного государством нормотворчества, отдельными государственными полномочиями, в том числе и правом на издание нормативно-правовых актов по вопросам местного значения (например, Устав муниципального образования).

В качестве одного из самостоятельных  источников права в РФ выступает нормативный договор, т.е. договор, содержащий нормы права. Такие нормативные договора могут быть международного и внутригосударственного характера. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, осуществляется как Конституцией РФ, так и федеральными и иными внутригосударственными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В случае несоответствия их положений действуют положения Конституции РФ.

К разновидностям нормативного договора относятся и различные  коллективные договоры между работодателями и работниками в области трудового права. а также нормативные договоры в области гражданского права. Подобные договоры являются актами индивидуального, а не нормативного характера, поэтому не являются источниками права.

Нормативно-правовое значение имеет публичный договор в области гражданского права, который определен в Гражданском Кодексе РФ. Публичный договор, по существу, является типовым или примерным договором, содержащий общие положения (нормы), обязательные для всех конкретных договоров в рамках данного типа договоров.

Декларации, как источник конституционного права по характеру формулируемых в них норм наиболее близки к Конституции. В декларациях преобладают нормы-принципы, которые впоследствии получают развитие в законодательстве – содержащиеся в них положения четко закрепляются в Конституции и в федеральных законах.

Общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры, в соответствии с Конституцией РФ, являются составной  частью ее правовой системы. Это правовые принципы и нормы, получившие всеобщее одобрение международного сообщества. Данные принципы должны содержаться в международно-правовых актах (декларациях, пактах, конвенциях, хартиях), официально признанных Российской Федерацией. Установлен приоритет норм международного договора над нормами законодательства РФ.

Современное российское законодательство – это совокупность всех действующих нормативных актов, определенным образом связанных между собой.

Российское законодательство охватывает все существующие правовые нормы, тем самым составляя нормативную  правовую базу поведения, жизни и деятельности граждан, определяя и регулируя систему существующих в обществе правоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. “Конституционное право России” Учебник под ред. А.Е.Постникова, изд. “Проспект”,Москва, 2007.
  2. “Общая теория права и государства” В.С.Нерсесянц, Учебник для ВУЗов, изд. “Норма”, Москва, 2000.
  3. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания. Изд.”ИНФРА-М”, Москва, 2005.
  4. “Конституционное право Российской Федерации” Н.Г.Шурухнов, В.В.Мечиков, Учебное пособие для студентов юридических ВУЗов в схемах, изд. “Эксмо”, Москва, 2008.
  5. “Юридический энциклопедический словарь” под ред.А.Я.Сухарева, изд. “Советская энциклопедия”, Москва, 1984

Информация о работе Всеобщая декларация прав человека и глава вторая Конституции РФ