Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:15, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотрение теоретических положений, на которых основываются принципы государственной власти, сравнение их между собой для выявления наиболее подходящей для нашей страны концепции, а также теоретическое изучение функций государственной власти, основы построения органов власти, изучение их правового статуса.
Введение……………………………………………………………………...2-3
1.Государственная власть
1.1.Понятие государственной власти……………………………………....4-6
1.2.Особенности государственной власти в соотношении с иными видами социальной власти………………………………………………………….7-10
1.3.Теория разделения властей в государстве…………………………...11-18
1.4.Соотношение политической и государственной власти……………19-20
Заключение………………………………………………………………...21-22
Список использованной литературы………………………
Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему судов (Верховный суд, Конституционный суд). Так, с помощью Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не только подзаконных актов, но и самих законов.
Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение. Государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.
Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти.
Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей (милицию, внутренние войска и т. д.).
Государственная власть - всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего - это насилие, принуждение, но может быть и подлинный .Общая теория права и государства.
Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право - самый эффективный регулятор общественных отношений. Именно этим государственная власть и отличается от других видов социальной власти.
1.3.Теория разделения властей в государстве.
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах
формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и
институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции:
концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность
разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия,
вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть
уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и
стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой.
Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную
власти, власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительной
борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над
религиозной, или господство церкви в светской жизни общества.
Соперничество между ними продолжалось многие столетия, всё средневековье и начало Нового времени как в России, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств и обществ и поныне, при этом исход его далеко не однозначен в разных регионах мира.
Конечно же, теория разделения властей возникла не на пустом месте, она
явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей,
возникших в 17 веке в Англии и Франции, теория разделения властей стала
частью начинавшей формироваться теории правового государства.
Просвещение во Франции характеризуют как эпоху безграничной веры в
человеческий разум, в возможность перестройки общества на разумных
основаниях, как эру крушения теологического догматизма, торжества
науки над средневековой
схоластикой и церковным
Просвещение (17 - 18 век) тесно связано с Возрождением (13 - 15) и
унаследовало от Ренессанса гуманистические идеалы, преклонение перед
античностью, исторический оптимизм, свободомыслие. Однако, идеология
Просвещения возникла на более зрелой стадии формирования
капиталистического уклада и антифеодальной борьбы. Поэтому
просветительская критика феодализма была острее и глубже
ренессансной, затрагивала всю структуру общества и государства.
Идеологи Просвещения поставили вопрос о практическом устройстве
будущего общества, считая краеугольным его камнем политическую свободу
гражданское равенство, поэтому их критика была направлена не только
против деспотизма церкви, но и против деспотизма абсолютной монархии.
Они выступили против всего феодального строя с его системой сословных привилегий.
Во Франции в то время происходили огромные экономические, идейные и
политические сдвиги, существенно изменившие её лицо ещё в конце 17
- начале 18 столетия. Шёл процесс постепенного разложения феодально-крепостнических отношений, процесс зарождения и развития
буржуазной экономики внутри феодализма, отягощённого абсолютистским
монархическим строем государства, под жёсткой духовной властью
католической церкви.
В то время во Франции уже действовали крупные мануфактурные
предприятия, усиленно развивалась внутренняя и внешняя торговля,
растущая экономическая мощь буржуазии вступала в противоречие с
господствующей политической системой. Феодально- абсолюстская власть
вмешивалась в производство и торговлю, душила свободную конкуренцию, налагала на буржуазию высокие налоги. Свободные крестьяне продолжали платить оброки сеньорам, оплачивали судебные функции феодалов, вносили специальный сбор за дороги и мосты.
Закон обязывал крестьян везти зерно на мельницы, принадлежащие
сеньорам, и печь хлеб в помещичьих пекарнях, за что также взималась
высокая плата. В 17 и 18 столетиях во Франции систематически происходят
массовые восстания в деревнях и городах. Если крестьяне и ремесленники выступали против феодально-крепостнического режима при
помощи методов непосредственной расправы с привилегированными
сословиями дворянством и духовенством, то буржуазия была неоднородна
и её наиболее зажиточная торгово-промышленная и финансовая верхушка,
связанная экономически с абсолютистским государством, предпочитала
умеренную оппозиционную деятельность. В предреволюционный период буржуазные идеологи, действительно враждебные феодальному строю, придавали особое значение идейной борьбе умов. Монтескье и Руссо: два представления о разделении властей.
Рассматривая истоки теории разделения властей, равно как и процесс ее
становления и развития, в юридической литературе совершенно справедливо
указывается на то, что, несмотря на общность многих положений,
высказанных Монтескье в отношении рассматриваемой теории, учение
Монтескье о разделении властей "обладало значительной новизной по
сравнению с предшествующими концепциями".
В чем это проявлялось? Во-первых, в том, что Монтескье соединил
либеральное понимание
свободы с идеей
механизма разделения властей. Свобода, доказывал просветитель,
"устанавливается только законами и даже законами основными". А во-вторых, в том, что он более определенно высказался за включение в
состав властей, подлежащих разграничению, судебных органов. Система
государственного управления, построенная на основе принципа
разграничения властей, в первую очередь законодательной и исполнительной
власти, дополнялась
у Монтескье принципом
Рассмотренная им триада в виде законодательной, исполнительной и
судебной властей со временем стала классической формулой теории
конституционализма. Основные положения теории разделения властей по Монтескье. Существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а следовательно, свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства. Основное назначение законодательной власти - "выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан...". "Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью". "Задача судей в том, чтобы решения и приговоры" всегда были лишь точным применением закона.
Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных
лиц. "Однако, "хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не
об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности
и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в
пределах их полномочий".
Должна действовать система сдержек и противовесов, дабы власти
контролировали действия друг друга. "Взаимовлияние законодательной и
исполнительной властей гарантирует реальность права, которое в конечном
счете отражает компромисс сталкивающихся воль и интересов различных
социальных слоев и сил... За нарушение законов министры могут быть
привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь,
исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола
законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения
законодательного собрания, устанавливает регламент его работы и
распускает собрание...". Безусловно, сейчас предусмотрен намного более
разнообразный и эффективный механизм "сдержек и противовесов", чем тот,
который мы видим в трудах Ш. Монтескье, однако уже в его работах были
заложены основные принципы и институты, посредством которых
взаимодействуют органы государственной власти. Монтескье писал,
"законодательная
власть ограничивается
правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее ограничением
является двухпалатное построение Парламента". "Исполнительная власть
ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов; должна сохраняться также внутренняя разделённость между Президентом и Правительством, федеральной и региональной властью. Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры, вводятся системы специальных судов, мировых судей". Однако, в конституционном проекте Монтескье недостаточно четко
проводится идея равновесия властей. Законодательная власть явно играет
доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называет ограниченной по своей природе, а судебную - вообще полу властью. Думается, все это было не столь актуально во времена Монтескье, сколь актуально было следующее положение теории разделения властей: определенная ветвь власти должна представлять интересы определенной социальной группы. Судебная власть представляет интересы народа, исполнительная - монарха, верхняя палата законодательного собрания (предусмотренная конституционным проектом Монтескье) - аристократии, нижняя палата собрания - интересы народа. Таким образом, мы видим стремление достигнуть компромисса в борьбе буржуазии ( слившейся тогда с народом ) и приверженцев абсолютизма.