Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:15, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотрение теоретических положений, на которых основываются принципы государственной власти, сравнение их между собой для выявления наиболее подходящей для нашей страны концепции, а также теоретическое изучение функций государственной власти, основы построения органов власти, изучение их правового статуса.
Введение……………………………………………………………………...2-3
1.Государственная власть
1.1.Понятие государственной власти……………………………………....4-6
1.2.Особенности государственной власти в соотношении с иными видами социальной власти………………………………………………………….7-10
1.3.Теория разделения властей в государстве…………………………...11-18
1.4.Соотношение политической и государственной власти……………19-20
Заключение………………………………………………………………...21-22
Список использованной литературы………………………
Позднее теория разделения властей получила сильное практическое и
теоретическое развитие. Прежде всего, следует упомянуть труды Ж.-Ж.
Руссо. В отличие от Монтескье, Руссо считал, что законодательная,
исполнительная и судебная власти - особые проявления единой власти
народа. После этого "тезис о единстве власти использовался разными
силами. При этом следует отметить, что речь идет не только о власти
определенной социальной общности, даже если это компромисс различных
классов, совместно осуществляющих политическое господство, политическое руководство обществом, но и об известной степени организационного единства: все органы государства проводят, в конечном счете, общую политическую линию, определяемую носителем реальной власти, и как правило, строятся по вертикали". Точка зрения Руссо отвечала требованиям времени и обосновывала революционные процессы во Франции конца 18 века; если Монтескье пытался найти компромисс, то Руссо обосновывал необходимость борьбы с феодализмом.
По мнению Руссо, суверенитет неотчуждаем, един и неделим. Исходя из
этого, он критикует идею разделения властей Монтескье, а также тех
политиков, которые "разделяют суверенитет в его проявлениях". Они, как
отмечает Руссо, разделяют его на силу и на волю, на власть
законодательную и на власть исполнительную; на право облагать налогами,
отправлять правосудие, вести войну, на управление внутренними делами и
на полномочия вести внешние сношения; они то смешивают все эти части, то
отделяют их друг от друга; они делают из суверена какое-то фантастическое существо, сложенное из частей, взятых с разных мест.
С точки зрения Руссо, те права, которые нередко принимают за части
суверена, на самом деле все ему подчинены и всегда предполагают наличие
единой высшей воли, гегемонию верховной власти, которую нельзя
разделить, не уничтожив. "Если вся власть оказывается в руках одного
человека - тогда частная воля и воля корпоративная полностью соединены
и, следовательно, последняя достигает той наивысшей степени силы, какую
она только может иметь. Наиболее активным из Правительств является
правление единоличное".
В идее Монтескье о взаимном сдерживании
обособленных и противопоставленных друг
другу властей Руссо видел нежелательные
крайности, которые ведут к их враждебным
отношениям, дают силу частным влияниям
или ведут даже к раздроблению государства.
Отвергая идею разделения властей в трактовке
Монтескье, автор "Общественного договора"
вместе с тем признает необходимость разделения
государственных функций и разграничения
органов, представляющих в пределах своей
компетенции государственную власть.
Законодательная власть у него тесно связана с суверенитетом. Это – воля
всего суверенного народа и потому должна регулировать вопросы общего
характера, касающиеся всех. Народ, повинующийся законом становиться их
творцом. Но "как может слепая толпа, которая часто не знает, чего она
хочет, ибо редко знает, что ей на пользу, сама совершить столь великое и
столь трудное дело, как создание системы законов?". Для того, чтобы
законы согласовывали в себе волю и разум, были мудрыми, нужен
"поводырь", т.е. законодатель, являющийся лишь агентом воли и придающий
ей законченную юридическую силу. "Законодатель – во всех отношениях
человек необыкновенный в государстве… Это – не магистратура; это не –
суверенитет… Это – должность особая и высшая, не имеющая ничего общего с властью человеческой. Ибо если тот, кто повелевает людьми, не должен
властвовать над законами, то и тот, кто властвует над законами, также не
должен повиливать людьми. Иначе его законы орудия его страстей, часто
лишь увеличивали бы совершенные им несправедливости; он никогда не мог
бы избежать того, чтобы частные интересы не искажали святости его
сознания". Руссо признает, что тот, кто формулирует закон, знает лучше
всех, как этот закон должен приводиться в исполнение и истолковываться.
Казалось бы, поэтому не может быть лучшего государственного устройства,
чем то, в котором власть исполнительная соединена с законодательной. Тем
не менее, автор делает вывод, что во избежание влияния частных интересов
на общественные дела необходимо, чтобы превращением закона, как общего
правила, в акты индивидуального характера занималась особая правительственная (или исполнительная) власть.
Исполнительная власть "как сила политического организма"
устанавливается решением суверенного народа, а потому выступает только в
качестве его доверенного слуги. Народ поручает осуществление этой власти
конкретным уполномоченным лицам, которые должны действовать в строгих
рамках закона и подлежат неусыпному контролю со стороны верховной
законодательной власти. Более того, полномочия исполнительной власти
исчезают сами собой, как только народ на законном основании собрался в
качестве суверена для ведения своих дел. Отсюда видно, что, проводя различие между законодательной и исполнительной властью, Руссо ни в коем случае не допускает независимость правительства от народа законодателя.
Что касается судебной власти, то Руссо уделяет ей значительно меньше
внимания, но подчеркивает неукоснительную связанность ее законами, в то
же время подчеркивая ее необходимую организационную самостоятельность по отношению, как к законодателю, так и к правительству.
Руссо исходит из того, что равновесие сфер власти в государстве, их
согласованная деятельность должны обеспечиваться не обособлением или
противопоставлением их друг другу, не с помощью взаимных сдержек и
противовесов, как это предлагал Монтескье, а благодаря преобладанию
верховной законодательной власти, воплощающей суверенитет народа.
Любая власть, любая система законов должна обеспечивать гражданам
максимум свободы и равноправия. "К свободе, – поскольку всякая
зависимость от частного лица настолько же уменьшает силу Государства; к
равенству, потому что свобода не может существовать без него".
Руссо не настаивает на той или иной форме государственного правления. Он считает, например: республиканско-демократическое устройство годным
исключительно для маленьких национальных территорий, вроде его родной
Женевы; для средних
по величине государств он предпочитает
аристократическую республику, а для государств
больших и могущественных– монархию.
Во всех этих случаях для Руссо важна не
форма, а существо власти, ее природа и
характер ее отношений с населением.
1.4.Соотношение
политической и
Власть – сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. Под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.
Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она присуща и роду, и племени, и семье, и общественной организации, и партии, и государству, и обществу в целом, и т.п. Это - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни.
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
Необходимость социальной власти в коллективах проистекает из совместной осознанной общественной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути «присвоения» чужой воли, многообразны, в связи с чем различается множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д.
Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть».
Согласно одной точке зрения, государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, хотя и осуществляют власть (ст. ст. 3, 12, гл. 8).
Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая - зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами (ст. 10 Конституции РФ). Иными словами, подобно тому как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной.
Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно категории «государственная власть», так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии, разрешении и пр.
Государственная
власть - это публично-политическое отношение
господства и подчинения между субъектами,
опирающееся на государственное принуждение.
Подобная власть осуществляет функцию,
связанную с руководством, управлением
и координацией волевых действий людей.
Заключение
На основе вышеизложенного материала, можно сделать некоторые выводы. Во - первых исходя из признаков и различных определений государственной власти, думается, что можно вполне использовать следующее определение:
Государственная власть- это система отношений государства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего социального национального слоя (класса, нации) или народа воплощенные в государственно-правовых институтах. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внешних и внутренних посягательств путем использования различных методов и средств. Государственная власть- это разновидность социальной власти, суть которой в реальной возможности и способности властвующих подчинять своей воли подвластных в целях управления общественными процессами, обеспечение организованности и порядка в обществе.