Государственная власть, её свойства и формы осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить специфику государственной власти.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Ознакомиться с понятием и свойствами государственной власти
2. Рассмотреть форму осуществление государственной власти.
3. Изучить методы осуществления государственной власти.

Содержание

Введение……………………………………………………………….4
1. Понятие и свойства государственной власти……………………..6
2. Структура государственной власти………………………………11
3. Методы и формы и осуществления государственной власти…..14
4. Легитимность и легальность государственной власти………….22
Заключение……………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая правленая.docx

— 89.38 Кб (Скачать файл)

- государственная власть в Российской Федерации является свойством государственных органов, обладающих совокупностью государственных властных полномочий;

- в действующем законодательстве Российской Федерации не содержится единого понимания государственной власти, что свидетельствует о дискуссионности и сложности данной категории;

- разделение государственной  власти на законодательную, исполнительную  и судебную достаточно условное; в Конституции Российской Федерации упоминаются лишь системы исполнительной и судебной власти, в которые не включен ряд субъектов власти, в том числе и органы местного самоуправления, обладающие огромными властными полномочиями, а судебная власть подразделена на отдельные самостоятельные в организационном и правовом плане участки;

- система государственной  власти в России обладает признаком  единства11, не исключающим, однако, самостоятельности различных государственных органов, со строго определенными полномочиями, которые могут перераспределяться между субъектами, но в своей совокупности составляют неизменный набор и регулируют весь объем общественных отношений.

 

2. Структура государственной  власти

Вопрос о структуре  государственной власти – это  вопрос о ее внутреннем строении, о  тех элементах, из которых она  состоит. Как представляется, структуру  государственной власти необходимо рассматривать с разных позиций, с разных точек зрения. Это позволит получить более глубокие представления  о самой государственной власти и элементах, ее составляющих.

Прежде всего, рассмотрим структуру государственной власти с точки зрения структуры власти вообще. При этом мы отвлечемся от того, что власть находится в постоянном движении, функционировании и будем  рассматривать ее как бы в состоянии  покоя, в статике. В научной литературе при таком подходе принято  выделять два структурных элемента власти: волю и силу. Воля – определяющий элемент власти. Любая власть всегда есть проявление чьей-то воли: воли отдельного человека, коллектива людей, класса, народа и т.д. Властвовать – значит претворять свою волю в жизнь, кому-то ее навязывать, кого-то ей подчинять. Государственная  власть – это тоже чья-то воля. В  настоящее время считают, что  это либо воля народа, либо воля тех  или иных классов, либо воля каких-то социальных групп.1

Второй структурный элемент  власти – сила. Сила как бы подкрепляет  волю, способствует ее претворению  в жизнь. Без силы воля не способна утвердиться, не способна воздействовать на поведение других. Сила власти может быть выражена в ее авторитете, в идеологическом воздействии, в принуждении, в насилии. Сила государственной власти наиболее ярко проявляется в государственных органах, прежде всего в органах принуждения – армии, полиции и др. Когда авторитета государственной власти недостаточно для утверждения государственной воли, в действие, как правило, вступает механизм государственного принуждения в лице соответствующих органов.

 Иначе будет выглядеть  структура государственной власти, если государственную власть  рассматривать в динамике, в действии. Здесь государственная власть  предстает уже как определенное  отношение, складывающееся между  властвующими и подвластными, как претворение в жизнь воли властвующих и подчинение этой воле подвластных.

В структуре государственной  власти, если рассматривать государственную  власть в динамике, в действии, можно  выделить, как представляется, следующие  элементы: субъекты власти, объекты  власти, властеотношения, средства и методы осуществления власти.

Субъекты власти – это  носители государственной власти, те, кому может принадлежать государственная  власть. Обычно в качестве субъектов  государственной власти называют социальные или национальные общности, классы или народ в целом, т.е. тех, чью  волю, чью интересы выражает в данный момент государство. Вместе с тем  иногда в качестве субъектов государственной  власти рассматривают или государство  в целом, или его органы.

Объекты власти – это  подвластные, те, в отношении кого осуществляется государственная власть. К объектам власти обычно относят  отдельных индивидов, их объединения (организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом.

Властеотношения – это отношения, которые возникают между субъектом и объектами власти в процессе ее осуществления, реализации. Такие отношения выражаются в том, что, с одной стороны, имеет место проявление воли субъекта власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а, с другой, подчинение объектов власти субъекту власти.

Средства осуществления  власти – это то, на что опирается  государственная власть в процессе своего функционирования, то, с помощью  чего она реализуется, претворяется в жизнь. Выше уже отмечалось, что  специфическими средствами осуществления  государственной власти являются государственные  органы (государственный аппарат) и  нормы позитивного права. Вместе с тем для осуществления своей  власти государство может использовать и другие средства, например, различные  негосударственные объединения, средства массовой информации, ту или иную идеологию, нормы морали и другие неюридические  нормы, религию и т.д. То есть арсенал  средств, на которые может опираться  государственная власть, весьма разнообразен и зависит от конкретных условий  ее осуществления.12

Наконец, методы осуществления  власти – это те приемы, которые  использует государственная власть в целях подчинения своей воле поведение и деятельность подвластных. Традиционно государственная власть использует два основных метода –  метод убеждения и метод принуждения, как правило, сочетая их. Метод  убеждения основан на использовании  идейно-нравственных средств воздействия  на поведение человека. Он предлагает целенаправленную культурно-воспитательную работу, связанную с разъяснением государственной политики, идеологическую обработку населения, другие приемы привлечения подвластных на свою сторону. Метод принуждения связан с психологическим, материальным или физическим воздействием государственных органов и должностных лиц на поведение людей с целью заставить их действовать по воле властвующих субъектов. В отличие от метода убеждения он носит более жесткий характер и выражается в применении организованной силы государства. Государственное принуждение всегда связано с ограничением свободы человека, с безусловным навязыванием ему государственной воли.

Структуру государственной  власти можно рассматривать и  с других позиций. Например, с учетом принципа разделения властей, который нашел свое воплощение в практике многих современных государств, в том числе и нашего, в структуре государственной власти можно выделить такие элементы (ветви), как законодательную власть, исполнительную власть и судебную власть13. С учетом территориальной организации государственной власти можно выделить центральную (верховную) власть, которая распространяет свое действие на всю территорию страны, и местную власть, действие которой ограничено территорией соответствующих административно-территориальных образований. В государствах с федеративным устройством кроме центральной (федеральной) и местной власти следует выделять также региональную власть, т.е. власть субъектов федерации.

 

3. Методы и формы осуществления государственной власти

Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов  морального и особенно материального  стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым  подчиняют их своей властной воле.

К общим, традиционным методам  осуществления государственной  власти, несомненно, относятся убеждение  и принуждение. Эти методы, по-разному  сочетаясь, сопровождают государственную  власть на всем ее историческом пути.

Убеждение - это метод  активного воздействия на волю и  сознание человека идейно-нравственными  средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.

Превращение идей, взглядов в убеждения связано с деятельностью  сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, общественные интересы и требования власти приобретают  личностное значение. Убеждения тем  и отличаются от простого знания, что  они неотделимы от личности, становятся ее узами, из которых она не может  вырваться, не причинив вреда своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации. По мысли Д. И. Писарева, «готовых убеждений нельзя ни выпросить  у добрых знакомых, ни купить в книжной  лавке. Их надо выработать процессом  собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове...».

Метод убеждения стимулирует  инициативу и чувство ответственности  людей за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в  поведение, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям - так функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной  власти закономерно возрастают14.

Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения - государственного принуждения. Используя его, властвующий  субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.

Государственное принуждение - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие  полномочных органов и должностных  лиц государства на личность с  целью заставить (принудить) ее действовать  по воле властвующего субъекта, в интересах  государства.

Государственное принуждение  ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у  него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального  поведения, принудительно снимаются  противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно  полезное поведение.

Формы государственного правового  принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия - проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или  ограничение движения транспорта, пешеходов  при авариях и стихийных бедствиях  и др.; правовое пресечение - административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты - восстановление чести  и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

Государственная власть —  это особая организация политической власти, которая располагает специальным  аппаратом управления обществом  для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.15 Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти. Важнейшими органами являются законодательные, исполнительные и судебные. Государство располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения. Особое место в механизме государства занимают органы, принуждающие и карающие: армия, полиция, тюремные и исправительные учреждения.

Способы и формы осуществления  государственной власти определяются, прежде всего, формой самого государства. Серьезное влияние оказывает  культура, исторические традиции, религиозные  воззрения, национальные особенности, природные условия и другие факторы16. Форма государства — это форма правления, форма территориального устройства и форма государственного режима.

Форма правления определяет структуру высших органов государственной  власти и распределение компетенции 2 формы правления: монархия и республика. Способы и формы осуществления  государственной власти сильно отличаются в этих государствах:

При монархии — верховная  власть осуществляется единолично и  переходит, как правило, по наследству. Существуют разновидности монархической  формы правления. Абсолютная монархия — такая форма правления, при  которой верховная государственная  власть по закону всецело принадлежит  одному лицу — царю, королю, императору. Конституционная монархия — такая  форма правления, при которой  власть монарха значительно ограничена представительным органом. Эти ограничения  устанавливаются конституцией. Дуалистическая монархия характеризуется двойственным характером: юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Республика — это такая  форма правления, при которой  верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Существуют разновидности республиканской  формы:

Парламентская республика —  такая форма правления, при которой  верховная роль в организации  государственной жизни принадлежит  парламенту. В такой республике правительство  формирует парламентское большинство (той партией, которой принадлежит большинство голосов в парламенте). Глава государства избирается или парламентом или парламентской коллегией. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.

Президентская республика —  это такая форма правления, при  которой наряду с парламентаризм соединяет в руках президента полномочия главы государства и  главы правительства. При этой форме  у президента большие полномочия, правительство подотчетно президенту, а не парламенту.

Сильное влияние на способы  и формы государственного управления оказывает форма государственного устройства — это национальное и  административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер осуществления государственной  власти на местах, взаимоотношений  между центральными и местными органами. Различаются формы территориального устройства: унитарная и федеративная (существует еще конфедерация).17

Информация о работе Государственная власть, её свойства и формы осуществления