Государственное устройство Германии по Конституции 1871 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 21:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности конституции Германии 1871 года.
Задачи:
1. Изучить предварительные этапы объединения германских королевств и ситуацию, сложившуюся в Германии к 1871 году.
2. Описать принятие конституции Германии 1871 года.
3. Изучить информацию о конституционном статусе бундесрата и рейхстага.

Содержание

Введение 3
1. Общие положения Конституция Германии 1871 г. 4
2. Конституционный статус императора по Конституции 1871 года 8
3. Конституционный статус бундесрата 10
4. Конституционный статус рейхстага 11
Заключение 12
Список использованных источников 13

Вложенные файлы: 1 файл

История отечественного государства и права ЗС.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Западно-Сибирский Институт Финансов и Права

 

 

 

 

Экономико-правовой факультет

Кафедра Теории государства и права 

 

 

 

Контрольная  работа

 

 

по дисциплине: История отечественного государства и права ЗС  

Вариант    21  

«Государственное устройство Германии  по Конституции 1871 года»

 

 

 

 

Выполнил(а): Сафиуллина О.А. 

Группа:    Ю - 1231 

                            Проверил:   к.и.н. Митрофанов В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск

2013

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность работы в том, что изучение конституции Германии 1871 года позволяет проследить процесс объединения различных королевств в единую империю. Буржуазная революция в Германии в середине XIX в. носила незавершенный характер. Тем не менее, отмена многих институтов феодального права содействовала экономическому подъему страны, особенно в области промышленности. Однако процесс развития капитализма в деревне затянулся на многие десятилетия. Прусский путь развития капитализма в деревне означает мучительное и медленное перерастание крепостнических форм в капиталистические. Правительство установило исключительно высокие для крестьян выкупные платежи.

Прусские юнкера оказывали сильное влияние на политику государства и законодательство. Представительства юнкерства занимали важные посты в армии, органах власти и управления, поэтому они возглавили движение по объединению Германии.

Победа Пруссии в войне с Францией в 1871 г. окончательно закрепила ее господство во всей Германии. В этом же году была принята Конституция Германской империи, в состав которой вошли 22 монархии (4 королевства, 11 великих герцогств, 7 княжеств) и 3 вольных города.

Цель: изучить особенности конституции Германии 1871 года.

Задачи:

1. Изучить предварительные этапы  объединения германских королевств  и ситуацию, сложившуюся в Германии к 1871 году.

2. Описать принятие конституции  Германии 1871 года.

3. Изучить информацию о конституционном статусе бундесрата и рейхстага.

 

 

1. Общие положения Конституция  Германии 1871 г.

 

 

Согласно новой германской Конституции в состав новообразованной империи вошли 22 монархии (среди них Пруссия, Бавария и Саксония) и несколько вольных городов, включая Гамбург. Конституция наделила эти государства незначительной самостоятельностью, постепенно сокращавшейся.

Главой империи был прусский король, что отвечало реальному соотношению сил во вновь образованном государстве — на долю Пруссии приходилось свыше половины всей территории Германии и 60% населения страны. Королю присваивался титул императора. Он был главой вооруженных сил, назначал чиновников империи, включая главу правительства — имперского канцлера. Императору предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция дозволяла ему непосредственное руководство министрами империи и, конечно, самой Пруссии1.

Члены верхней палаты — Союзного совета (бундесрата) назначались правительствами союзных государств. Нормы представительства от каждой земли были установлены в Конституции. При этом Пруссию представляли 17 депутатов из 58, остальные государства имели от одного до шести депутатов.

По Конституции Союзному совету вручалась законодательная власть — наряду и вместе с рейхстагом — и значительная исполнительная власть (ст. 6). Бундесрат располагал своим аппаратом — комиссиями, специализированными по различным областям общественной и государственной жизни. Самое важное заключалось в том, что бундесрату, помимо нижней палаты и даже наперекор ей (ст. 7), было предоставлено право издания указов, имевших ту же силу, что и закон2.

Пруссия осуществляла свою власть через верхнюю палату империи. Председателем палаты был по положению канцлер империи — прусский министр, назначаемый по воле прусского короля. Это давало Пруссии преобладание в бундесрате. Для отклонения законопроекта об изменении Конституции требовалось всего 14 голосов, между тем Пруссия была представлена в верхней палате первоначально 17 депутатами, затем их стало 22. От Пруссии зависело отклонение любого законопроекта, касающегося перемен в армии и флоте, а также налогов и сборов. Неудивительно, что депутаты мелких государств нередко отказывались присутствовать на заседаниях бундесрата.

Депутаты нижней палаты парламента (рейхстага) избирались сначала на три года, а с 1887 г.— на пять лет. Конституция отводила рейхстагу важное место в законодательном процессе, но фактическая его власть была сравнительно небольшой. В тех случаях, когда рейхстаг отклонял внесенный правительством законопроект, его, чуть отредактировав, утверждал бундесрат в качестве указа3.

Неоднократные попытки рейхстага установить хотя бы минимальный контроль над исполнительной властью неизменно завершались поражением: бундесрат и правительство блокировали все, что носило признаки либерализма в отношениях между законодательной и исполнительной властями. Таким образом, разделение властей на законодательную и исполнительную в той или иной степени признавалось Бисмарком и его окружением, но системы сдержек и противовесов, направленной на демократизацию власти, так и не было создано вплоть до Веймарской конституции 1919 г.

Статья 20 Конституции декретировала введение всеобщего мужского избирательного права. Бисмарк, вынужденный ввести этот институт в Конституцию, считал всеобщее голосование вредным и опасным. Эта опасность компенсировалась установлением открытого голосования, обеспечивающего, по словам Бисмарка, наибольшее влияние людей просвещенных, благоразумие которых диктуется стремлением к надежной «охране собственности».

Как уже говорилось, введение всеобщего избирательного права было продиктовано чисто политическими или, лучше сказать, внешнеполитическими обстоятельствами: Бисмарк решил лишить аргументов те европейские державы, которые усматривали в насильственном объединении Германии нарушение воли объединенных народов; нужно было показать «монархической Европе», что объединение Германии «одобрено народом».

Наконец, нелишне сказать, что досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением верхней палаты (бундесрата), и это происходило не один раз.

Имперское правительство было представлено единственным лицом — канцлером. Кабинета министров не существовало. Министры, ведавшие определенным кругом вопросов, находились в подчинении канцлера, были практически его заместителями по тому или иному ведомству. Подводя основу для такой организации верховной исполнительной власти, Бисмарк писал: «Действительную ответственность в делах большой политики может нести... только один-единственный руководящий министр, а не анонимная комиссия с мажоритарным голосованием»4, т. е. совет (кабинет) министров.

Функции имперского правительства были весьма широкими. Помимо вопросов внутренней и внешней политики, руководства вооруженными силами, средствами сообщения и связи оно ведало также банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т. п. (ст. 4). На долю местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов, имевших преимущества перед законами областей.

Реакционная и абсолютистская по своему духу и заложенным в нее идеям, Конституция 1871 г. была полна юридических нелепостей и несообразностей. Так, император был связан контрассигнатурой канцлера, которого он же был волен назначать и смещать по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король он мог приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный ему закон, касающийся Конституции, финансов и военного дела.

По своему социально-политическому содержанию Конституция 1871 г. была выражением компромисса между феодально-юнкерским землевладением и быстро развивающимся прусско-германским капиталом. Причем господствующее положение в Союзе продолжало оставаться, как и до принятия конституции, у помещиков и клерикалов-церковников5.

В создавшейся ситуации не могло быть и речи о ликвидации все еще полуфеодального землевладения и некоторых иных пережитков феодализма вообще. Крепостничество, отступая под натиском времени, приспособлялось — феодальные формы эксплуатации крестьянства заменялись капиталистическими, тем более что законом 1850 г. прусский крестьянин получал возможность выкупа себя и своего имущества из крепостной кабалы.

 

 

 

 

2. Конституционный статус императора по Конституции 1871 года

 

Конституция Германской империи 1871 года наделила императора огромными полномочиями. Король Пруссии одновременно являлся императором Германии (кайзером) - высшим носителем верховной власти.

Кайзер наделялся высшими атрибутами власти, кроме того, часть его полномочий осуществлялась через канцлера. Император назначал канцлера, высших чиновников и офицеров, был главнокомандующим вооруженными силами. Ему принадлежали огромные права в области внешних сношений, с согласия бундесрата он мог объявить войну.

В имперскую Конституцию вошли статьи прусской Конституции о военных правах короля. Император мог объявить каждую часть союзной территории на военном положении6.

Еще в период войны с Австрией и Францией Генеральный штаб прусской армии получил широкие полномочия действовать от имени верховного главнокомандующего, т.е. короля. На это право генштаб ссылался и мог досрочно распустить обе палаты парламента, ему принадлежало право разработки законов, их публикация и контроль за исполнением. Основной закон закреплял принцип кон- трасигнатуры - указы императора нуждались в подписи канцлера.

Против строптивых государств кайзер мог использовать даже вооруженную силу. Эта экзекуция определялась Союзным советом и приводилась в исполнение главой государства. Если в бундесрате мнения делились поровну - голос императора являлся решающим (ст.ст. 5, 7 Конституции 1871 г.).

Представление о роли императора в конституционном механизме было бы неполным без выяснения положения имперского канцлера, олицетворявшего в своем лице правительство империи, должность которого традиционно замещал министр-президент Пруссии, и, более того, бессменно с 1862 по 1890 гг. - Отто фон Бисмарк, одна из крупнейших политических фигур Германии XIX в.

Канцлер был не только единственным имперским министром, но и председателем бундесрата. Его голос был решающим в верхней палате при равенстве голосов, если он выступал «за сохранение существующих предписаний и установлений», касающихся административных положений, регулирующих исполнение общего законодательства о таможенных тарифах, о ряде важнейших косвенных налогов, а также, если в бундестаге не достигалось соглашения по военным вопросам. И более того, если общие расходы империи не покрывались соответствующими налогами и пошлинами, он имел право назначать взносы с имперских государств для пополнения имперского бюджета.

Конституция 1871 г. не знала принципа «ответственное правительство», ставшего лозунгом либеральной буржуазии, выступавшей против «мнимого конституционализма» Германской империи и за парламентскую монархию Вестминстерской модели.

Практически самодержавная власть германского императора должна была сдерживаться лишь правом канцлера на контрасигна- туру. Но при подписании военных приказов, объявлении войны, заключении мира, в вопросах командования армией и флотом император не был связан контрасигнатурой канцлера. Канцлер также должен был ежегодно представлять Союзному совету и рейхстагу отчет о расходах, но сместить его с должности мог только император, что превращало эту ответственность в функцию7.

 

 

3. Конституционный статус бундесрата

 

Союзный совет (бундесрат) занимал второе место по объему политических полномочий после кайзера. Этот орган имел законодательные и административные полномочия. Бундесрат был органом представительства государств (в лице министров или уполномоченных), вошедших в состав империи.

Число голосов в Союзном совете зависело от величины государства. Бавария имела 6 голосов, Саксония и Вюртемберг - по 4, Пруссия - 17 (из 58). Преседателем бундесрата являлся имперский канцлер. Этот важный пост занял прусский министр-президент. Делегация Пруссии в Союзном совете могла провести любое решение.

Бундесрат рассматривал законопроекты, вносимые в нижнюю палату. Конституция закрепила его приоритет в законодательном процессе. Ему принадлежали также судебные функции: право толкования Конституции, высказывания суждений о недостатках принятых законов. Члены этой палаты имели право «как только пожелают, выступить в рейхстаге Кроме того, бундесрат являлся имперским судом по особо важным преступлениям и разбирал конфликты между членами союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Конституционный статус рейхстага

 

Нижняя палата (рейхстаг) избиралась путем всеобщих выборов, тайным голосованием из числа подданных мужского пола, достигших 25-летнего возраста, исключая военных. Один депутат избирался от 100 тыс. избирателей. Срок легислатуры был вначале три года, а с 1888 г. - пять лет. Депутат не был связан наказом и инструкциями своих избирателей, до 1906 г. не получал жалования.

Информация о работе Государственное устройство Германии по Конституции 1871 года