Государственной регулирование в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:04, реферат

Краткое описание

Правовые основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования устанавливает Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» от 10.05.1999 №255-З (далее – Закон №255-З).
Согласно статьи 5 главы 1 Закона №255-З основными принципами ценообразования являются:
- определение основ государственной политики в области ценообразования;
- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
- разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);

Вложенные файлы: 1 файл

Гос.регулирование.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Государственной регулирование в Республике Беларусь

Правовые основы государственной  политики в области ценообразования  в Республике Беларусь, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования устанавливает Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» от 10.05.1999 №255-З (далее – Закон №255-З).

Согласно статьи 5 главы 1 Закона №255-З основными принципами ценообразования являются:

-  определение основ  государственной политики в области  ценообразования;

-  сочетание свободных  и регулируемых цен (тарифов);

- разграничение полномочий  субъектов ценообразования по  установлению и регулированию цен (тарифов);

- установление регулируемых  цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем  субъектам хозяйствования покрытие  экономически обоснованных затрат  и получение достаточной для  расширенного воспроизводства прибыли  с учетом субсидий и других мер государственной поддержки;

- государственный контроль  за соблюдением действующего  порядка ценообразования, установленных  нормативов и регулируемых цен  (тарифов).

В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением  случаев, предусмотренных настоящим Законом, применяются свободные цены (тарифы) (статья 6 глава 2).

Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются  на:

товары (работы, услуги) субъектов  хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;

отдельные социально  значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается  Президентом или по его поручению  Советом Министров Республики Беларусь) (статья 7 глава 3).

Республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют прямое (административное) регулирование цен (тарифов) путем установления:

фиксированных цен (тарифов);

предельных цен (тарифов);

предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;

предельных нормативов рентабельности, используемых для определения  суммы прибыли, подлежащей включению  в регулируемую цену (тариф);

порядка определения и применения цен (тарифов);

декларирования цен (тарифов).

Государственные органы, осуществляющие регулирование ценообразования, вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования  цен (тарифов) исходя из государственных  интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике в порядке, установленном законодательством (статья 8 глава 3).

 

Правовые основы регулирования  общественных отношений, возникающих  в сферах деятельности субъектов  естественных монополий на товарных рынках Республики Беларусь определены Законом Республики Беларусь «О естественных монополиях» от 16.12.2002 №162-З (в ред. закона от 04.01.2010 №109-З) (далее – Закон №162-З). Данный Закон направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Согласно статьи 1 главы 1 Закона №162-З естественная монополия -  это система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

Сферами деятельности субъектов естественных монополий признаются на ряду с другими услугами:

- услуги электрической и почтовой связи общего пользования (ст.3 глава 2).

Государственное регулирование  деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основе следующих принципов:

- гласности и открытости  методов государственного регулирования;

- адресности государственного  регулирования, его направленности  на конкретный субъект естественной  монополии;

- обеспечения защиты прав потребителей (ст.7 глава 3).

Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется следующими методами:

- регулированием цен на товары, произведенные (реализуемые) в  условиях естественных монополий,  которое осуществляется посредством  установления фиксированных, предельных цен и порядка их определения и применения;

- определением категорий потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию  субъектами естественных монополий,  и (или) установлением минимального  уровня их обеспечения товарами, произведенными (реализуемыми) в условиях естественных монополий, в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в этих товарах.

Определение категорий потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию субъектами естественных монополий, осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и уполномоченными им республиканскими органами государственного управления, а также местными исполнительными и распорядительными органами (ст.8  глава 3).

Орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

формирует и ведет Государственный  реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование  и контроль;

определяет методы регулирования, предусмотренные настоящим Законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии;

контролирует в пределах своей  компетенции соблюдение требований настоящего Закона;

вносит в установленном  законодательством порядке предложения  по совершенствованию законодательства о естественных монополиях (ст.10 глава 3).

В соответствии с функциями, определенными  действующим антимонопольным законодательством, Министерство экономики, как уполномоченный орган государственного управления, на который возложены функции  по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции, формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий.

Формирование Государственного реестра  хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственного реестра субъектов естественных монополий осуществляется в соответствии с действующим нормативными правовыми актами:

законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10 декабря 1992 года (с изменениями и дополнениями);

законом Республики Беларусь «О естественных монополиях»  от 16.12.2002  №162–З;

постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 29.07.2006  № 967 «Отдельные вопросы Министерства экономики Республики Беларусь»;

положением о Государственном  реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках, утвержденным постановлением Министерства предпринимательства  и инвестиций Республики Беларусь от 7 июля 2000 г. № 13» (с изменениями и дополнениями);

положением о Государственном  реестре субъектов естественных монополий, утвержденным постановлением Министерства экономики от 29.04.2003  № 98.

Приказом Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь от 12.04.2005 №02-2005 Республиканское унитарное предприятие почтовой связи «Белпочта» внесено в Государственный реестр субъектов естественных монополий в части услуг почтовой связи общего пользования, реализуемых в условиях естественных монополий (Раздел 3. Услуги связи).

 

Директивой Президента Республики Беларусь "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" (далее - Директива), в целях обеспечения дальнейшего развития добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, определена необходимость:

осуществления перехода к рыночным механизмам ценообразования, способствующим повышению качества и конкурентоспособности  товаров (работ, услуг);

отмены ограничения надбавок в  оптовой и розничной торговле и обязательного составления  экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги);

сохранения государственного регулирования  цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень  населения.

В целях реализации Директивы принят Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. N 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" и в его исполнение Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 14.04.2011 №495 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь», которым утверждены:

перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики;

перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом;

перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения (по согласованию с Министерством экономики);

перечень услуг электросвязи и почтовой связи общего пользования, тарифы на которые регулируются Министерством экономики.

В перечень услуг электросвязи и  почтовой связи общего пользования, тарифы на которые регулируются Министерством экономики на ряду с услугами электросвязи входят следующие услуги почтовой связи:

- пересылка внутренних простых  отправлений письменной корреспонденции:  почтовых карточек, писем, бандеролей;

- выплата пенсий, пособий, компенсаций и осуществление других выплат.

Тарифы на услуги связи формируются согласно Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 №111 (далее – Инструкция №111), на основе плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию товаров (работ, услуг), налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, прибыли, с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), с учетом особенностей устанавливаемых Инструкцией о порядке формирования тарифов на услуги связи, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 16.03.2010 №54 (далее - Инструкция №54).

Инструкция №54 устанавливает  единый порядок формирования тарифов на услуги связи, которые в соответствии с законодательством регулируются Министерством экономики Республики Беларусь и которые формируются организациями Министерства связи и информатизации Республики Беларусь самостоятельно и утверждаются их руководителями.

Действующие тарифы на регулируемые услуги почтовой связи утверждены постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.11.2011 №184 «О тарифах на услуги электросвязи и почтовой связи общего пользования».

Согласно пункта 14 Инструкции №111 при необходимости изменения  фиксированных, предельных цен (тарифов), предельного норматива рентабельности, предельных торговых надбавок (скидок) на товары (работы, услуги), установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы (организации) представляют в государственные органы, осуществляющие регулирование цен (тарифов), следующие документы:

проект документа, содержащий цены (тарифы) (в случае установления фиксированных, предельных цен (тарифов);

пояснительную записку  по обоснованию вносимых предложений;

плановую и фактическую  калькуляцию с расшифровками  статей затрат (обязательны при установлении фиксированных, предельных цен (тарифов), в иных случаях - при необходимости);

Информация о работе Государственной регулирование в Республике Беларусь