Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 22:53, реферат
До 1998 г. федеральные власти вели широкомасштабную и во многом успешную эмиссию государственных займов. По плану на 1998 г. выпуск новых займов не возрастал, впервые в российской новейшей истории масштабы заимствований федерального правительства должны были сократиться в плановом порядке. На этой основе предполагалось решить, в частности, проблему реструктуризации внутреннего долга в направлении удешевления и удлинения сроков заимствований. Однако резкое обострение долгового кризиса к лету 1998 г. эти планы разрушило.
Государственные займы
Государственные займы классифицируются по нескольким признакам:
1. В зависимости от
субъекта, реализующего право эмиссии
долговых обязательств, государственные
займы подразделяются на
До 1998 г. федеральные власти
вели широкомасштабную и во многом
успешную эмиссию государственных
займов. По плану на 1998 г. выпуск новых
займов не возрастал, впервые в российской
новейшей истории масштабы заимствований
федерального правительства должны
были сократиться в плановом порядке.
На этой основе предполагалось решить,
в частности, проблему реструктуризации
внутреннего долга в
2. По признаку держателей государственных бумаг займы делятся на универсальные и специальные. Универсальные долговые обязательства распространяются как среди физических, так и юридических лиц. Специальные займы реализуются либо только среди населения, либо только среди организаций. Выпуск специальных займов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций займа. Например, если заем эмитируется специально для распространения среди физических лиц, то соответствующие меры препятствуют поглощению его организациями. Выпуск же универсальных займов способствует более успешному проведению заемных операций, поскольку возможные промахи в конструировании займов нивелируются за счет широкого круга потенциальных покупателей государственных бумаг.
3. В зависимости от
источника заимствований или
места реализации займов (национальный
или внешний финансовый рынок)
государственные долговые
4. По отношению ко вторичному рынку займы делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на первичном и вторичном рынках, таких займов – большинство. Они играют решающую роль в обеспечении государства дополнительными финансовыми средствами. Нерыночные займы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определенных инвесторов – негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и других крупных операторов рынка.
5. В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на:
· процентные,
· выигрышные
· процентно-выигрышные,
· беспроцентные (целевые),
· беспроигрышные,
· дисконтные,
· процентно-дисконтные,
· твердодоходные
Владельцы облигаций процентного займа получают доход (ежегодно, раз в полугодие или квартал) путем оплаты купонов или при погашении займа путем начисления процентов к номиналу без промежуточных выплат.
По выигрышным займам весь
доход держатели облигаций
Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части — в форме выигрышей.
Беспроцентные выпуски займов
гарантируют получение
По дисконтному займу доход составляет разницу между ценой погашения (продажи) и ценой покупки облигаций.
Если кроме дисконта по займу предусмотрена и выплата процентного дохода, то это процентно-дисконтный заем.
По твердодоходному займу доход устанавливается в абсолютной сумме на каждую облигацию.
6. По методу определения купонного дохода займы могут быть с постоянным, фиксированным и переменным купонным доходом.
По займам с постоянным
купонным доходом получаемый доход
устанавливается заранее в
По облигациям с фиксированным купонным доходом размер дохода устанавливается сразу по всем траншам займа и его начисление начинается с установленной даты начала первого купона.
Процентный доход по займам с переменным купонным доходом привязывается к заранее установленной базе. Такой базой может быть уровень доходности другого займа, средняя доходность всех государственных ценных бумаг и т.п.
Государство во избежание потерь использует оба метода. Второй метод большее применение находит в условиях нестабильного рынка, когда установление твердого купонного дохода может привести к повышенным выплатам процентов из бюджета (при тенденции к снижению доходности государственных заимствований) или отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения доходности облигаций.
7. В зависимости от
принятых на себя государством
обязательств по соблюдению
По рентным займам государство
принимает на себя обязательство
в конкретные сроки выплачивать
определенный доход на затраченный
капитал без обязательства
8. По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). В России используются все виды займов, срок долгосрочных займов ограничен 30 годами.
9. По методам размещения займы подразделяются на добровольные, принудительные, добровольно-принудительные. Добровольные займы свободно обращаются на финансовом рынке. Принудительные займы размещаются среди подписчиков в обязательном порядке в силу закона. Добровольно-принудительные займы формально являются добровольными, однако их размещение в силу проводимой политической кампании, сопутствующей подготовке и выпуску займа, по существу проводится в обязательном порядке.
10. По форме выпуска
займы бывают документарными
и бездокументарными.
Общие требования к условиям
выпуска и обращения
Политику в области государственных заимствований определяют законодательные (представительные) органы власти Российской Федерации и субъектов РФ. Они это делают в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год.
Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимает Правительство РФ или орган исполнительной власти субъекта РФ. В решении об эмиссии отражаются сведения об эмитенте, объем и условия эмиссии, способ исполнения обязательств по эмитируемым ценным бумагам.
Эмиссия государственных ценных бумаг допускается только в случае утверждения федеральным законом или законом субъекта РФ о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год
· предельного размера соответствующего государственного долга,
· предельного объема заемных средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня,
· расходов на обслуживание соответствующего государственного долга.
Федеральные и региональные органы исполнительной власти утверждают основные (генеральные) условия эмиссии ценных бумаг определенного вида. Параметры эмиссии, не регламентированные основными условиями, определяются эмитентом. Основными условиями устанавливаются:
· вид ценной бумаги;
· закрепляемые ею права;
· её форма;
· порядок размещения и обращения;
· способ погашения.
Могут быть предусмотрены ограничения, касающиеся обороноспособности ценной бумаги или круга лиц, которым данные бумаги могут принадлежать, круга уполномоченных организаций, через которые осуществляется обращение ценной бумаги, включая организации-агенты и депозитарии.
В соответствии с основными
условиями эмиссии займа
· наименование эмитента;
· дата эмиссии;
· дата или период и порядок размещения;
· срок обращения;
· дата и порядок погашения;
· номинальная стоимость одной ценной бумаги и др.
В соответствии с установленными требованиями раскрываются сведения, включенные в основные параметры эмиссии.
Условия размещения и обращения отдельных выпусков займа устанавливаются в решении эмитента. Вся информация, характеризующая выпуск займа, публикуется в открытой печати или раскрывается эмитентом иным способом.
Все государственные займы
подлежат регистрации. Регистрация
эмиссии федеральных займов осуществляется
путем внесения соответствующей
записи в Государственную долговую
книгу РФ. Субфедеральные займы регистрируются
Министерством финансов РФ. После
регистрации выпуска займа
Для поддержания уверенности инвесторов в выполнении эмитентом своих обязательств перед ними целесообразно предусматривать обеспечение их выполнения. Особенно это важно в нестабильной экономической обстановке. Желательно в основных условиях эмиссии займа определять перечень конкретного имущества, подлежащего реализации для исполнения обязательств заемщика по ценным бумагам при появлении у него финансовых затруднений. В соответствующих случаях можно предусмотреть и страхование ответственности за исполнение обязательств эмитента по выпущенному им займу.
Такие меры реально способствовали
бы преодолению психологического фактора
у населения, пережившего аннулирование
государственного долга царской
России; массовые добровольно –
принудительные займы; послевоенный обмен
облигаций по регрессивному соотношению;
замораживание долга в 1957 г.; обесценение
инвестированных в
Для российского инвестора, знающего много случаев неисполнения государством своих обязательств, вовсе недостаточно общего указания в Бюджетном кодексе РФ, что федеральные и региональные органы власти обеспечивают свои долги всем находящимся в их собственности имуществом.
Наряду с безусловным выполнением государством своих обязательств успешному размещению займов среди потенциальных инвесторов способствует их широкая диверсификация по видам выпускаемых ценных бумаг, срокам их обращения, доходности, способам выплаты дохода, каналам реализации государственных бумаг, их доступность для массового инвестора, ликвидность государственных долговых обязательств.
Под ликвидностью государственного
долгового обязательства
В глазах инвестора ликвидность
долгового обязательства
Диверсификация