Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:51, курсовая работа
Актуальность темы состоит в том, что соблюдение основных прав и свобод человека, охрана его законных интересов возможны только в том государстве, где обеспечивается верховенство закона. В свою очередь, это возможно лишь в обществе , где функционирует полноценный государственный механизм разделения и взаимодействия властей. Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.
ВВЕДЕНИЕ …...................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА И ПРИНЦИПЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …................................................. 5
1.1 Понятие государственного механизма …..................................................... 5
1.2 Принципы организации и деятельности государственного механизма … 10
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА …............. 14
2.1 Органы государственной власти …............................................................... 14
2.2 Другие органы государственной власти ..................................................... 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................... 25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ….............................................................................. 28
Юридический факультет
Кафедра «Теория и история государства и права»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория государства и права»
на тему: «Государственный механизм и его структура»
выполнил: студент группы
проверил: к.ю.н., доцент
.
Якутск 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ …....................
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
МЕХАНИЗМА И ПРИНЦИПЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ….............................
1.1 Понятие государственного
механизма …...................
1.2 Принципы организации
и деятельности
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА …............. 14
2.1 Органы государственной власти ….............................
2.2 Другие органы государственной
власти ..............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ….............................
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы состоит в том, что соблюдение основных прав и свобод человека, охрана его законных интересов возможны только в том государстве, где обеспечивается верховенство закона. В свою очередь, это возможно лишь в обществе , где функционирует полноценный государственный механизм разделения и взаимодействия властей. Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.
Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Структурное и функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и современности.
Механизм государства представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. Механизм является важнейшим составным элементом любого государства.
Любой политический режим невозможен без субъектов его осуществления, которыми являются аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица.
В основе построения и функционирования государственного механизма лежат объективные и субъективные факторы, предопределяющие наиболее важные особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов деятельности, в значительной мере способствующие соединению его различных составных звеньев в единую систему. Механизм любого государства — это не механическое соединение его отдельных органов, а их четко организованная, строго упорядоченная целостная система.
Цель данной курсовой работы рассмотреть государственный механизм.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие основные задачи:
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами, которая состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, перечня использованной литературы и нормативных актов.
Нормативную базу составили: Конституция Российской Федерации1, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»2, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»3, Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»4 и другие.
В своей работе автор опирался на труды следующих авторов: Васильев Д. А., Марченко М. Н., Шершеневич Г. Ф., и других.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА И ПРИНЦИПЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Государственный механизм представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции государства, достигаются стоящие перед ним на различных этапах его развития цели и задачи. Механизм является важнейшим составным элементом любого государства. С его помощью производится управление государственными и отчасти общественными делами.
По мере развития общества
это управление, а вместе с ним
и государственный механизм непрерывно
усложняются и совершенствуются
Наиболее бурного развития данный процесс достиг в последние столетия. «Государственная деятельность,— справедливо отмечалось в связи с этим в дореволюционной (до 1917 г.) российской литературе,— начинаясь с простого, примитивного господства, развивается до большого многообразия форм, до законодательной, судебной, административном полицейской, фискальной, финансовой и культурной деятельности, чего и не предполагали даже величайшие политические мыслители древности». Недавно еще считавшиеся достаточными категории «законодательство», «суд» и «управление» уже сегодня не в состоянии исчерни и всей деятельности государства. Само управление теперь «разветвляется на множество отраслей, среди которых выделяются общественная безопасность, общественное благосостояние, пути сообщения, торговля, почты и телеграфы, общественные работы, санитарное дело, образование, защита интересов рабочих и т. д.».
Вместе с усиливающимся «разветвлением» управления в качественном, а чаще в количественном отношении растет и государственный механизм. Умножается число чиновников, непосредственно не производящих материальных или духовных благ, а занимающихся исключительно осуществлением власти и управления. «Человеку, изучающему структуру и работу государственных учреждений,— не без юмора писал в связи с этим известный английский антрополог Сирил Паркинсон,— этот экскурс покажет, что чиновники в той или иной степени подвержены размножению». Данный тезис он проиллюстрировал на примере британского адмиралтейства, число управленческого персонала в котором год от года продолжало расти, в то время как число моряков, которыми он «управлял», продолжало постепенно уменьшаться. Так, если в 1914 г., подмечал автор, на 146 тыс. моряков приходилось 3249 чиновников, то в 1928 г. на 100 тыс. моряков приходилось уже 4558 чиновников. В 1935 г. адмиралтейский штат чиновников вырос до 8118 человек, а в 1945 – до 33788 человек6.
Подобный процесс наблюдается и в настоящее время. Причем не только в одной какой-либо стране, а во многих индустриально развитых и развивающихся странах.
В основе построения и функционирования государственного механизма любой страны лежат объективные и субъективные факторы. Они предопределяют наиболее важные особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов деятельности, в значительной мере способствуют соединению его различных составных звеньев в единую систему.
Механизм любого государства — это не механическое соединение его органов, а их четко организованная, строго упорядоченная, целостная система. В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функционирование и постоянное развитие государственного механизма, как единой, целостной системы, входят: общность экономической основы государственных органов и организаций — системы хозяйства и различных форм собственности на средства производства; единство политической основы и государственных органов, организаций и учреждений; наличие в некоторых странах единой официальной идеологии; наличие общих принципов построения и функционирования государственных органов — составных частей государственного аппарата; общность конечных целей и задач, стоящих перед государственными органами и организациями.
К числу факторов, во многом предопределяющих функционирование государственного механизма как единой системы, следует отнести также те, которые связаны с обеспечением всех его звеньев едиными организационными, финансовыми, а при необходимости и принудительными средствами, общей направленностью их деятельности на проведение политической линии и выражение интересов всего общества, правящего класса или классов, отдельных социальных слоев.
Понятие государственного механизма весьма емкое и многогранное. Его недопустимо, как представляется, отождествлять с другими тесно связанными с ним, но неравнозначными по своему логическому объему и содержанию понятиями, в частности с понятием политической системы общества. Если понятием политической системы общества охватывается весь комплекс самых различных по своему характеру государственных и негосударственных органов и организаций, принимающих участие в политической жизни страны и в осуществлении государственной власти, то понятием государственного механизма охватывается лишь система государственных органов. Понятие политической системы общества является, таким образом, более емким, чем понятие государственного механизма7.
Аналогично в научной
и учебной литературе зачастую решается
вопрос о соотношении понятий
государственного аппарата и государственного
механизма. Государственный механизм
рассматривается как
Наряду с данной точкой зрения имеются и другие мнения, в соответствии с которыми вполне обоснованно «государственный механизм» и «государственный аппарат» представляются как идентичные понятия. Государственный механизм в таких случаях нередко именуется государственным аппаратом в широком смысле слова, а система государственных органов — аппаратом в узком смысле слова8.
Независимо от того, какой
смысл вкладывается в содержание
государственного механизма, его важнейшими
и неотъемлемыми частями
Имеются и другие, в
той или иной мере различающиеся
определения понятия
Важно отметить другое. А
именно, что государственные органы
независимо от их понимания и толкования
«заполняют собой» все содержание и
формируют всю структуру
Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного механизма, создаваемое государством для осуществления строго определенно го вида государственной деятельности. Каждый государственный орган наделен соответствующей компетенцией и опирается в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства10.
Специфические признаки, отличающие государственные органы от негосударственных органов и организаций, следующие: а) формирование государственного органа по воле государства и осуществление им своих функций от имени государства; б) выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности; в) наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также порядка его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями; г) наделение государственного органа полномочиями государственно-властного характера.
Наличие государственно-властных полномочий — наиболее существенный признак государственного органа. В совокупности с другими этот признак позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями — с другой.
Государственно-властные полномочия практически выражаются в издании государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов, в осуществлении ими наблюдения за строгим и неуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах, в обеспечении и защите этих требований от нарушения путем применения мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях и мер государственного принуждения11.
Информация о работе Государственный механизм и его структура