Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 09:26, контрольная работа
Политический режим является наиболее важным, динамичным и относительно автономным элементом формы государства. Он представляет собой совокупность способов, приемов и методов осуществления власти государством, т.е. политической власти. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что «политический режим» это слишком широкое понятие для данного явления и предпочитают использовать несколько иное -- «государственный (государственно-правовой режим)». В отличие от понятий формы правления и формы государственного устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства, термин «государственный режим» характеризует ее функциональную сторону -- формы и методы осуществления государственной (а не иной) власти.
ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ
КОНТРОЛЬНАЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ»
Выполнил студент:
Корольков И.М.
ИВАНОВО, 2013
Политический режим является наиболее важным, динамичным и относительно автономным элементом формы государства. Он представляет собой совокупность способов, приемов и методов осуществления власти государством, т.е. политической власти. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что «политический режим» это слишком широкое понятие для данного явления и предпочитают использовать несколько иное -- «государственный (государственно-правовой режим)». В отличие от понятий формы правления и формы государственного устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства, термин «государственный режим» характеризует ее функциональную сторону -- формы и методы осуществления государственной (а не иной) власти.
Государственно-политический режим -- это совокупность методов и средств легитимизации и осуществления власти определенным типом государства. Легализация государственной власти как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку власти законом прежде всего конституцией, опору власти на закон. Легитимация же государственной власти -- это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определенные социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимацию нельзя навязать, поскольку она связана с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой. Легитимизация -- это поддержка власти народом в виде выборов или референдумов. Определить суть режима, значит, определить насколько данная государственная власть формируется и контролируется народом.
Государственный режим -- важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим -- понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов).
Государственно-политический режим -- это понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления государственной и политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Характер государственно-политического режима никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.
Существуют различные классификации и типологизации политических режимов. Наиболее частым является подразделение режимов на диктатуры и демократии. Эта классификация представлена на схеме:
Выделяют следующие основные разновидности политических режимов:
1) Авторитарный - это режим, при котором монополия на власть принадлежит одному лицу, комитету, партии, либо одному органу, не допускающему политическую оппозицию, но сохраняющему автономию личности и общества во внеполитических сферах. Это режим жесткой власти, который сформировался начиная в Восточных деспотий. Это отсутствие прав человека, в основе единоличное властвование.
2) Тоталитаризм - это политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль со стороны власти над обществом и личностью и опирающийся на систематическое применение насилие или его угрозу. Это жесткая власть, которая тотальным образом охватывает все сферы общества. Это феномен 20 века. Это порождение фашистских и коммунистических режимов.
3) Демократия - это режим, основанный на признании народа источником власти, сувереном в государстве, на равноправии граждан, подчинение меньшинства большинству, на выборности основных органов государства. Это соблюдение прав и свобод человека. Это государство социального и правового типа. Это разделение властей.
1. Демократический. Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением. При демократическом политическом режиме государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.
Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима.
Первая группа это формальные признаки:
1) народ -- основной источник власти; б) юридическое равенство всех граждан;
2) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений;
3) выборность основных государственных органов.
Вторая группа это реальные признаки:
1) развитые институты представительной и непосредственной демократии;
2) гарантирование гражданам политических прав и свобод;
3) свобода информации и независимость СМИ;
4) партийный и политический плюрализм;
5) разделение властей;
6) независимость профсоюзов;
7) местное самоуправление;
8) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия;
9) признание этнических и других социальных меньшинств.
Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы.
2. Авторитарный. При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти являются формальными. Существует искаженный принцип разделения властей и как результат этого искажения явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено. Это политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;
3. Тоталитарный. Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.
4. Переходный и чрезвычайный. В некоторых странах существуют промежуточные, полу-демократические режимы (Турция), в других -- режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии). Это политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;
Переходное состояние общества может порождать формирование гибридных политических режимов:
Биктобланда формируется сверху путем либерализации экономической сферы при сохранении монополий на власть прежнего политического класса, т.е. без проведения выборов, демократизации политической жизни, но при создании системы контроля за властью. Данный режим перерастает либо в демократию, либо в автократию (Сальвадор).
Демократура - правящий класс проводит демократизацию политической сферы без либерализации экономической сферы. В данном случае правящая партия гарантирует себе победу на выборах путем недопущения на них оппозиционных сил. Возможен вариант и с независимыми депутатами для создания демократического легитимного фасада (Кения, Того, Заир).
Неконсолидированная демократия - присутствие элементов демократии: выборы, свобода слова, собраний. Однако не удается установить стабильное правление, т.к. отсутствует консенсус интересов среди политических партий. Исполнительная власть концентрирует в своих руках большую часть ресурсов и осуществляется президентами. Активное участие в политике принимают военизированные структуры (Аргентина, Перу, Бразилия).
Рассмотрим подробнее черты демократических и антидемократических режимов.
Демократия -- (от греч. «demos» -- «народ», «cratos» -- «власть», буквально -- «народовластие») -- политический режим, при котором государственная власть осуществляется правовыми методами в соответствии с законами, все граждане обладают равным правом участвовать в управлении государством, в том числе через свободно избранных представителей. Гражданам обеспечиваются личные, политические и гражданские права и свободы. Однако нигде в мире не реализована ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование. Это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении демократического политического режима.
Признаки демократического политического режима:
1) осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;
2) реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);
3) полное подчинение государства праву;
4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.
Выделяют также следующие виды демократического политического режима:
1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения);
2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы;
3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.
Как историческое явление демократия имеет свои весьма отдаленные прообразы, существовавшие в первобытнообщинном обществе -- догосударственные, неразвитые, зачаточные формы отдельных демократических общественных институтов (неполитические демократические формы родового и племенного самоуправления). По мере эволюции древних обществ, возникали и развивались государства, изменялось их устройство, демократические институты видоизменялись, отмирали и возрождались в новых формах, в зависимости от конкретных исторических условий.
Первым демократическим государством, в античном понимании демократии, являлся город-государство Афины (V век до н.э.). Афинская демократия имела сословный характер, полноправные граждане не составляли большинства жителей. Содержание понятия демократия пересматривалось и расширялось в ходе исторического развития государства и общественных наук. Наибольший импульс развитию демократического политического режима придал созыв первого английского парламента (1265 г.) и дальнейшая парламентская практика в Англии, Великая французская революция (1789 г.) и рождение американского конституционализма (1787 г.).
Демократическое государство (в современном его понимании) отличается от государств других типов (деспотического, тоталитарного, авторитарного) следующими основными признаками, принципами: признание народа источником власти, носителем суверенитета (исключительно ему принадлежащей учредительной власти в государстве; равное право всех граждан на участие в управлении государством; обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина в объеме, установленном законами, признание принципа подчинения меньшинства большинству (при принятии законов, выборах и других коллективных решениях); формирование основных органов государственной власти путем свободных выборов. Производными от основных признаков демократии являются: подконтрольность, подотчетность и ответственность государственных органов (и должностных лиц), формируемых путем назначения, перед представительными органами государственной власти и избранными должностными лицами; идеологическое и политическое многообразие, свобода деятельности общественных объединений; верховенство закона во всех сферах общественных отношений, в том числе и в деятельности государственных органов.
Различают институты представительной демократии (принятие основных решений полномочными выборными учреждениями - парламентом, другими представительными органами) и непосредственной демократии (принятие основных решений непосредственно гражданами, путем референдума, выборов, плебисцита).
Политический режим демократического типа имеет своей социально-экономической предпосылкой существование суверенных индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора. Политическими предпосылками этого режима являются:
-- отсутствие единой, обязательной
для всех государственной официальной
идеологии, которая однозначно определяет
цель общественно-исторического развития,
а иногда и политические средства ее достижения;
-- наличие свободно формируемых внегосударственных
политических партий, отражающих социальную
дифференциацию гражданского общества;
-- ограничение политической роли партий
участием в выборах, на которых они выступают
с разработанной избирательной программой,
отражающей интересы представляемой партией
социальной группы гражданского общества:
--
функционирование политической системы,
предполагающей борьбу, конкуренцию политических
партий, соглашение между ними, образование
коалиций политических сил, которые стремятся
к парламентскому большинству и получению
решающей роли в государственном управлении;
предполагается, что возникающая таким
образом политическая борьба есть отражение
социально-экономической конкуренции
внутри гражданского общества;