Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:05, контрольная работа
1. Государство – центральный элемент политической системы
2. Принцип разделения государственной власти
Некоммерческое акционерное
Алматинский университет энергетики и связи
Кафедра социальных дисциплин
СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА
по политологии на тему: «Государство»
Выполнил: Пак А.Т.
Проверила: Кабылова А.С.
Алматы 2011
Содержание:План
Литература
стр
2
6
10
Государство является центральным
институтом политической системы и обладает
сложной институциональной структурой,
выполняет специфические функции.
Термин государство трактуется
в двух значениях. В широком смысле государство
отождествляется по существу с такими
понятиями как "страна", "общество".
В узком смысле государство понимается
как политико-территориальная суверенная
организация, особой публичной власти,
придающая своим велениям общеобязательное
значение в пределах определенной территории.
В этом качестве государство играет особую
роль в политической системе, придавая
ей своего рода целостность и устойчивость.
Признаки государства:
Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Традиционно функции государства принято делить на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:
1. Экономическая функция - выражается в организации и регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создание стимулов экономического роста.
2. Социальная функция
- удовлетворение потребностей
3. Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, охрана общественного строя.
4. Культурно-воспитательная
функция - создание условий для
удовлетворения культурных
5. Политическая функция
- обеспечение политической
Внешние функции делятся
на :
1. Функцию взаимовыгодного
сотрудничества с другими государствами
2. Функцию обороны страны
Типология государства. Одним из общепринятых критериев классификации государств является форма правления, определяемая структурой и правовым режимом высших органов государственной власти. Традиционно выделяют две основные формы правления - монархию и республику. Монархия (абсолютная, конституционная), Республика (источником власти является народ), Президентская, Парламентская, Смешанная. В зависимости от национально-территориальной организации государственной власти выделяют три формы государства - унитарное, федерация и конфедерация.
Формы государственного устройства.
С точки зрения формы правления различают две основные разновидности государства: монархию и республику.
Монархии бывают:
1) абсолютные (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты);
2) дуалистические (двойственные),
где власть монарха в сфере
законодательства ограничена
3) парламентские, где монарх является как бы национальным символом и скорее царствует, чем правит. В данном случае реальная власть концентрируется в руках правительства и парламента (Великобритания, Бельгия, Голландия и др.).
Республики подразделяются на:
1) президентские (классический
пример - США), когда избираемый, чаще
всего непосредственно народом,
2) парламентские, когда правительство формируется на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и лишь формально ответственно перед парламентом. В случае необходимости последний может выразить правительству вотум недоверия, что влечет за собой либо его отставку, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. В отличие от президентской республики в парламентской членство в правительстве совместимо с парламентским мандатом. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально и не является главой государства, реально он - первое лицо в политической иерархии. Президент же как глава государства выполняет, чаще всего, только представительские функции (Италия, Германия и др.);
3) смешанные (полупрезидентские: Австрия, Португалия, Франция и др.). В них существует сильная президентская власть, которая сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Последнее ответственно и перед парламентом, и перед президентом. К смешанному типу, сочетающему в себе черты и парламентской, и президентской республики, относится и Россия.
По признаку территориального устройства различают:
1) унитарное государство,
в котором имеют место одна
конституция, единые системы
2) федерацию, т. е. союзное
государство, состоящее из
3) конфедерацию, другими
словами, союз государств, сохраняющих
независимое (суверенное) существование
и объединяющихся с целью
Сущность исполнительной власти постигается в изучении теории государственной власти и теории разделения властей. Исполнительная власть, государственная власть и теория разделения властей, будучи тесно взаимосвязаны, обеспечивают на практике процесс демократического государственного управления.
Государственная власть —
это система особых общественных
отношений и деятельность государственных
органов, осуществляемая посредством
установленных законом форм и
методов и направленная на создание
демократического режима в обществе,
защиту прав и свобод человека и
гражданина и обеспечение эффективного
государственного управления и контроля.
Это власть государства, имеющего конкретные
цели, функции и правовые средства
воздействия на общественные отношения.
Разнообразные и многочисленные
функции государства
Эффективность и демократизм государственной деятельности достигается посредством разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Едва ли стоит задаваться вопросом: какая из этих ветвей является главной. Все они выполняют предписанные им функции, и отсутствие одной из них повлечет за собой нарушение принципов демократии.
Между тем считается, что исполнительная власть является вторичной по отношению к власти законодательной, так как издаваемые исполнительной властью правовые акты управления развивают, уточняют закон и в итоге направлены на исполнение принятого органами представительной власти закона. В. М. Манохин выделяет следующие организационно-правовые начала взаимоотношений законодательной и исполнительной власти: а) каждая власть имеет точно определенную компетенцию и не имеет права вмешиваться в осуществление полномочий другой власти; б) законодательная власть вправе приостанавливать и отменять акты исполнительной власти только в случае притиворечия их Конституции Российской Федерации и другим законам; в) представительная и исполнительная власть осуществляют взаимоконтроль; г) гарантией правильных взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью является судебная власть, разрешающая возникающие между ними споры. К. С. Вельский, подчеркивая активную, творчески воздействующую роль исполнительной власти по сравнению с другими ветвями, отмечает, что "исполнительная власть более всего копирует государство в целом и осуществляет те же функции, но на своем уровне: "законодательствует" — занимается правотворчеством, применяет право, "судит" — осуществляет юрисдикцию"
Первая власть создает законы (законодательная власть); вторая — обеспечивает безопасность, общественный порядок и ведает внешними сношениями (исполнительная власть); а третья власть разрешает споры между частными лицами и наказывает преступников (судебная власть).
Принцип разделения властей
является сегодня одним из основных
конституционных принципов всех
демократических государств. Однако
это не означает, что он имеет
конституционно-правовое установление,
т. е. он может не упоминаться в
тексте конституции того или иного
государства. Главное, чтобы он находил
реальное отражение в практике построения
механизма осуществления
Классически теория разделения
властей предполагает создание независимых
государственных органов, осуществляющих
государственную
1) распределение власти
2) рассредоточение практических функций государственной власти по различным государственным служащим (т. е. с точки зрения персонала, ни один руководитель государственного органа или чиновник, относящийся к одной ветви власти, не может одновременно являться руководителем органа или чиновником, принадлежащим другой ветви государственной власти);
3) обеспечение взаимного равновесия органов власти;
4) установленное законом равенство органов власти (отсутствие преимущества одного органа по отношению к другому);
5) самостоятельность органов
законодательной, исполнительной и
Как показывает история, теория разделения властей многократно нарушалась по политическим соображениям, из-за "интересов исторического момента"; как правило, это сопровождалось нарушениями законности, военными столкновениями и приводило к тяжким для общества и государства последствиям.
Взаимное сдерживание ветвей власти обеспечивается различными способами:
1) функционально, т. е. при использовании
таких инструментов, как право вето, право
контроля, право участия в общей государственной
деятельности (например, участие президента
и правительства страны в подготовке проекта
конкретного законодательного акта;