Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 20:58, курсовая работа
Рассмотрение вопроса о функциях государства позволяет взглянуть на государство с точки зрения его разнообразной деятельности, определить характер его деятельности, правильность выбора государством приоритетов и в особенности определить уровень его организованности и эффективности.
Цель курсовой работы - наиболее обширно раскрыть понятие «функции государства», с учетом особенностей российского государства.
Введение
1. Понятие, признаки и классификация функций государства
2. Формы, способы и средства осуществления функций государства
3. Роль государственных органов в осуществлении функций государства
Заключение
Список использованной литературы
Глоссарий
Приложения
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Г Орел СГА |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Теория государства и права (курс2) |
Тема |
Государство и его функции |
Фамилия студента |
Сальников |
Имя студента |
Игорь |
Отчество студента |
Алексеевич |
№ контракта |
1290013403701013 |
Введение
1. Понятие,
признаки и классификация
2. Формы, способы и средства
осуществления функций
3. Роль государственных органов в осуществлении функций государства
Заключение
Список использованной литературы
Глоссарий
Приложения
Исследование функций государства является актуальной проблемой на всех этапах развития общества и человечества. Это связано с происхождением, историей развития и становления государства. Формирование государства это закономерный процесс, обусловленный, во-первых, внутренним развитием общества, и во-вторых, различными социальными, экономическими, эколого-географическими, политическими, культурно-историческими, нравственно-религиозными и многими другими обстоятельствами.
В истории человечества существовало, большое количество разных государств. На современном этапе развития общества процесс возникновения новых государств не завершен. Одни государства разделяются; другие государства объединяются. Можно сказать, проблема возникновения нового государства не решена до конца.
Процессы возникновения, распада и объединения государств приводят к значительному изменению функций , а точнее направлений его деятельности.
Государство - это сложная политическая структура со своим социально-экономическим укладом, традициями и культурой, которая является управляющей силой в обществе. Деятельность государства разнообразна, она захватывает самые разнообразные стороны общественной жизни. Изучение государства предусматривает познание не только его статики, но и его динамики, того как социальный институт живет, действует, изменяется, развивается, как выполняет своё социальное значение и функции.
Рассмотрение вопроса о функциях государства позволяет взглянуть на государство с точки зрения его разнообразной деятельности, определить характер его деятельности, правильность выбора государством приоритетов и в особенности определить уровень его организованности и эффективности.
Цель курсовой работы - наиболее обширно раскрыть понятие «функции государства», с учетом особенностей российского государства.
Теория государства и права для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства — характеристики именно того, что и как государство «делает».
Функции государства – основные направления его деятельности, обусловленные социально-классовой сущностью и содержанием государства и направленные на достижение стоящих перед ним целей и задач (схема функций государства представлена в Приложении А). Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами.
Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи. Функции характеризуют государство в развитии, динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином этапе своего развития. [1]
Понятие функции государства не нужно отождествлять с понятием «политика государства». Политика больше связана не с интересами государства в целом, а с интересами тех конкретных групп, которые стоят в данное время у власти, поэтому конкретная политика в рамках одной и той же функции государства может осуществляться по-разному. В функциях государства могут проявляться как классовые, так общесоциальные начала.
Функции государства не постоянный набор направлений его деятельности. С развитием государства и общества, усложнением самой жизни, могут появляться новые, ранее неизвестные функции государства.
Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение главной цели: формирование гражданского общества, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Именно через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений. [2]
В отечественной и зарубежной литературе нет единого мнения о понятии функции государства. Однако имеется общее представление о них. Среди общих черт и особенностей функций государства как явлений, выделяющих их среди других государственных и негосударственных явлений, необходимо указать прежде всего на следующие:
1. Функции государства
имеют комплексный характер. Как
основные направления
2. По своему характеру,
содержанию и назначению
3. Характер функций определяется
не только типом государства,
его социально-классовой
4. Функции государства
не следует отождествлять с
функциями его отдельных
Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства.[3]
Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций может вызвать негативную реакцию в общественной жизни.
Для изучения функций государства, практического использования научных знаний в этой области эффективно используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов практически невозможно.
Общепринятым считается разделение функций по сферам реализации на внутренние и внешние. Внутренние функции направлены на решение проблем, существующих внутри государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений. Следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по поводу перечня внутренних и внешних функций государства.
В зависимости от продолжительности времени своего действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах существования и развития государства, например, экономическая функция, временные функции характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его жизни. Они прекращают своё действие с решением определённой задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (например, функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение). [4]
По социальной значимости принято выделять основные и неосновные. Конечно, такое деление весьма условно, т. к. критерий такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления становятся для государства основными. Под основными функциями понимаются «наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными функциями государства подразумевается «относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры».
К числу критериев можно отнести и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. А значит и функции государства подразделяются на законодательные, управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти.
Классификация функций государства
приводится также на основании территориального
масштаба, в пределах которого они реализуются.
В федеративном государстве – это функция
федерации в целом и субъектов федерации.
В унитарном государстве – это функции,
осуществляемые на территории единого,
лишь в административно-
Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).
1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.
2. Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.
4. Функция охраны правопорядка — это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества.
5. Экологическая (природоохранительная) функция — стала в последние десятилетия одной из наиболее актуальных. Это связано с тем, что экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства.
6. Функция государства по обороне страны от внешнего нападения — составляет важное направление его деятельности. История подтверждает, что на всех этапах развития государства существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и территориальной целостности.