Государство и право: современное определение понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Проблема взаимоотношения государства и права имеет глубокие исторические корни и с тех пор не теряет своей значимости в связи с тем, что государство, выступая как универсальное политическое образование, прошло в своем развитии огромный период, равный развитию человека и общества. В связи с этим, данная проблема по сей день остается актуальной, так как в зависимости от её решения устанавливаются принципы взаимодействия и функционирования государства и права. Речь идет о кардинальной смене приоритетов в рамках определенной страны, что также радикально отражается на сущности, а значит и на функционировании государства и права внутри данной страны, в зависимости от взятой за основу концепции.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1. Государство и право: современное определение понятий…....5
1.1. Понятие права……………………………………………....5
1.2. Понятие государства……………………………………….7
2. Закон как форма выражения права……………………………9
3. Проблема соотношения государства и права……………….11
Заключение………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_tema_2.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………3

1.  Государство и право: современное определение понятий…....5

   1.1. Понятие  права……………………………………………....5

   1.2. Понятие  государства……………………………………….7

2. Закон как форма выражения права……………………………9

3. Проблема соотношения государства и права……………….11

Заключение………………………………………………………..22

Список использованной литературы…………………………….24

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема взаимоотношения  государства и права имеет  глубокие исторические корни и с  тех пор не теряет своей значимости в связи с тем, что государство, выступая как универсальное политическое образование, прошло в своем развитии огромный период, равный развитию человека и общества.  В связи с этим, данная проблема по сей день остается актуальной, так как в зависимости от её решения устанавливаются принципы взаимодействия и функционирования государства и права. Речь идет о кардинальной смене приоритетов в рамках определенной страны, что также радикально отражается на сущности, а значит и на функционировании государства и права внутри данной страны, в зависимости от взятой за основу концепции. Именно поэтому проблема соотношения государства и права находится не только в области научных дискуссий, но и содержит большой политико-идеологический потенциал. Происходит это в силу следующих факторов:

Во-первых, потому что с  поступательным развитием общества всё многообразие правовых и государственных  отношений постоянно видоизменяется и преобразуется в более совершенные  формы, а, следовательно, изменяются и  их соотношения.

Во-вторых, в каждой стране развитие и взаимодействие государства и права складывается с особой спецификой, так как в различных регионах существенно отличаются культура, моральные ценности, историческое развитие, религия, привычный уклад жизни, что заметно влияет на соотношения вышеуказанных категорий.

Огромное значение эта проблема имеет для становления  современного Российского государства. Для дальнейшего поступательного  развития России необходимо создание таких условий, где право и  государство будут органически  взаимодействовать и дополнять друг друга.

 

 

Объектом исследования данной курсовой является право и государство.

Предметом исследования – характер и особенности государственно-правовых процессов.

Целью настоящей  курсовой работы является наиболее полное изучение проблемы соотношения государства и права. И для того, чтобы достичь поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:

  1. Осветить суть самой проблемы;
  2. Представить основные тенденции её решения.

Работа состоит  из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

  1. ГОСУДАРСТВО И ПРВО: СОВРЕМЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

1.1. ПОНЯТИЕ ПРАВА

 

Право - это прежде всего совокупность, или - система  норм и правил поведения. Как любая  иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов. Создавая нормы права, государство действует непосредственно через свои, уполномоченные на то, органы или же путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственным органам или организациям.

Право всегда выражает государственную волю как основу права, которая в свою очередь, согласно различным существующим и в отечественной  и в иностранной юридической  литературе концепциям, воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации.

Право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность как специфическая  черта и требование права распространяется не только на рядовых граждан, должностных лиц, различные негосударственные органы и организации, но и на само государство.

Право охраняется и обеспечивается государством, а  в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение.

Учитывая все  вышесказанное более широко Л. И. Спиридонов определяет право как  нормативное выражение исторически  сложившегося порядка общественно  значимых отношений между свободными и равными субъектами.1 Отклонения от этого порядка могут быть устранены средствами государственного принуждения.

По мнению другого  российского правоведа - Л. И. Четвернина, специфическим принципом права, отличающим его от других социальных

регуляторов - в  соответствии с историко-материалистической концепцией - является принцип формального равенства2. Объясняется это тем, что всеобщность права как равной меры свободы возможна лишь в отношениях между формально равными, независимыми друг от друга субъектами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. ПОНЯТИЕ  ГОСУДАРСТВА

 

Государство –  сложная политико-правовая форма  организации общественной жизни. Оно  призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение  правопорядка, безопасности граждан  и общества). Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. Процесс становления государства имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого общества. В результате эволюционного развития человечество выработало для управления общественными процессами систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы.

Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства.3

Многие исследователи  подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.

Рассматривая  государство с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты (характеристики) государства. Юридический подход позволяет выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества. К ним обычно относят:

1) наличие особой  публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) государственный  суверенитет;

3) общеобязательный  характер актов, издаваемых государством;

4) взимание налогов.4

Государство представляет собой созданную на определенном этапе исторического развития организацию, осуществляющую государственную власть. Как и любая властная организация, государство ~ это группа людей, наделенных возможностью подчинять волю других субъектов и применять в необходимых случаях принуждение.

В отличие от других организаций, эта группа людей  выделена из общества и образует особую страту, слой чиновников, государственных  служащих, призванных управлять основными  социальными процессами. В зависимости  от сферы и уровня управления, внутри государственной организации образуются структурные подразделения в виде разнообразных государственных органов.

Государство концентрирует  и проводит в жизнь общесоциальные интересы, опираясь на тех субъектов  общественной жизни, которые в наибольшей степени выражают эти интересы и определяют направления социального прогресса. Общесоциальная воля субъектов общественной жизни составляет основу, сущность государства.

С выделением из общества группы людей, осуществляющих государственную власть, и образованием соответствующей организации, в общественной системе появляется различие между государством и гражданским обществом.

 

 

 

 

 

 

2. ЗАКОН КАК ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ ПРАВА

 

Для того, чтобы  эффективно регулировать общественные отношения, право как характеристика социальной организации должно иметь какое-то внешнее выражение, форму.  В современной юридической литературе встречается множество определений понятия закон, из которых следует, что закон (в упрощенном определении) - это нормативно-правовой

(юридический)  акт, издаваемый государством и содержащий общие правила поведения (правовые нормы), который регулирует важнейшие общественные отношения с участием граждан, государственных и общественных организаций.

Закон - это почти  всегда нормативный акт, устанавливающий, излагающий или изменяющий общие предписания - нормы права. Подобная характеристика закона обусловлена двумя обстоятельствами:

- во-первых, с  точки зрения этимологии (смысла) слово закон означает правило,  предел, положенный свободе воли  и действия; это акт государства и, в отличие от норм обычного права, под словом закон всегда имеют в виду правило поведения общего значения, обязательное для всех лиц или организаций;

- во-вторых, с  юридической точки зрения смысл  слова закон состоит в том,  что под ним понимается правило,  постановление высшей власти.

Именно закону присущи правовые нормы наиболее широкого диапазона действия. К ним  можно отнести: нормы-цели, нормы-принципы, нормы-стимулы, нормы-дефиниции (определения), общережимные нормы, нормы-запреты (санкции), технико-экономические нормы и т.п.5 Правильный подбор и сочетание норм закона - важнейшая проблема успешного развития и функционирования правовой системы государства.

Как уже отмечалось выше, главное в законах, кроме  их всеобщности - это то, что они  рассчитаны не на один конкретный случай, а на множество случаев, то есть законы являются общеобязательным регулятором поведения людей и организаций. Закон реален, если выражает существенные, основные связи социальных факторов. В этом смысле теория закона непосредственно связана с проблемой содержания и формы права, вытекает из их соотношения.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Проблема соотношения  государства и права – это  своего рода "теорема Ферма" правоведения. Нынешние школы и направления  юриспруденции предлагают многообразные варианты этой теоретико-практической задачи. Одна из точек опоры современных исследователей проблемы соотношения государства и права единодушное признание влияния деятельности государства на функционирование, степень распространенности и развитие различных источников права. Исходя из этих позиций, попытаемся обратиться к одному из самых спорных вопросов теории права о влиянии государства на возникновение, формирование и эволюцию обычного права.7

Решение проблемы соотношения права и закона находится в прямой зависимости от того, как тот или иной мыслитель решает вопрос о соотношении таких институтов как право и государство. В данном случае опять же сталкиваются два различных взгляда и подхода. Один из них ориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права, что все то, что провозглашает государство через свое законодательство - это и есть право. Таков взгляд классического позитивизма, ориентированного на социологическое понятие государства.8

Государство является источником права. Оно организует жизнь  общества и государства в целом.

Государство фиксирует и  закрепляет нормы права в официальных  источниках, обеспечивает функционирование и реализацию права, исполнение юридических  обязанностей; государство обеспечивает функционирование права с помощью госпринуждения и привлекает правонарушителей к ответственности. Государство и право являются средствами общественной регуляции, балансируют общие и личные интересы, гарантируют соблюдение прав человека. Единство государства и права в том, что они - явления одного и того же общества, они функционируют вместе и имеют общую задачу - нормальное функционирование и развитие общества.

Роль государства в  обеспечении права. Государство  является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особого институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.

Государство опекает право, использует его потенциал для  достижения целей государственной  политики. В то же время влияние  государства на право не следует  абсолютизировать и рассматривать  в духе этатистских воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с оговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.9

Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и правореализации. Право формируется при непременном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.).

В этом смысле государство  не является его (права) начальной, глубинной  причиной. Государство создает право  на институциональном уровне. Причины  же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и проч. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

Информация о работе Государство и право: современное определение понятий