Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:23, контрольная работа
Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило мир. Зародилось оно в далекой глубине веков — тогда, когда Рим представлял собой еще едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди многих других подобных общин Средней Италии. Как и весь примитивный склад жизни этой общины, римское право являлось тогда несложной, во многом архаической системой, проникнутой патриархальным и узконациональным характером.
Введение……………………………………………………………………..2
1. Основные периоды истории государства и публичного права Древнего Рима. Основные периоды истории частного права Древнего Рима:
1.1. Источники знаний о государстве и праве Древнего Рима………………………………………………………………………….3-5
1.2. Возникновение и развитие государства в Риме. Царский период. Борьба патрициев и плебеев………………………………………………………...6-7
1.3. Реформы Сервия Туллия……………………………………………….7-9
2. Римская Республика:
2.1. Государственное устройство и социальная структура населения периода республики…………………………………………………………………...10-13
2.2. Общественный строй Рима: патриции, плебеи, клиенты, перегрины……………………………………………………………………13-14
2.3. Влияние социального статуса на правовое положение, различия в правовом положении полноправных и неполноправных свободных граждан, рабов………………………………………………………………………….14-15
3. Законы XII таблиц. Семья и наследование по законам XII таблиц……16-20
4. Падение римской республики и переход к империи. Реформы Гракхов. Диктатура Суллы и Ю. Цезаря……………………………………………...21-23
Заключение…………………………………………………………………...24
Список используемой литературы………………………………………….25
У раба не было никаких гарантий и никаких прав на защиту. Приговоренный к смерти, он, по обычаю, сбрасывался с Тарпейской скалы.
Законы XII таблиц имели громадное значение для дальнейшего развития римского права. Явившись, с одной стороны, синтезом всей предшествовавшей эпохи обычного права, они, с другой стороны, послужили основой для дальнейшего движения вперед.
4. Падение римской республики и переход к империи. Реформы Гракхов. Диктатура Суллы и Ю. Цезаря.
Во II—I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к обострению
всех его классовых и социальных противоречий.
Успешная завоевательная политика, превратившая
Средиземное море во внутреннее море Римского
государства, подчинившая ему почти всю
Западную Европу до Рейна, поставила перед
Римом новые сложные военные и политические
проблемы подавления завоеванных народов,
обеспечения управления ими.
В этих условиях становится все более очевидным, что старое политическое устройство уже бессильно справиться с возникшими и обострившимися противоречиями. При завоевании Италии в V—IV вв. до н.э. Рим стремился прежде всего к конфискации земель, так как рост населения требовал расширения земельных владений. Рабство приобретает "классический", античный характер. Значительная масса рабов эксплуатируется в государственных и крупных частных землевладельческих латифундиях с крайне тяжелыми условиями труда и существования и жестоким террористическим режимом. Естественный протест рабов выливается в ряд все более широких и мощных восстаний. Параллельно с восстаниями рабов и вслед за ними вспыхивают гражданские и союзнические войны, вызванные борьбой за власть между группировками господствующего класса, противоречиями между ним и мелкими производителями и возросшей (до 300 000) массой люмпен-пролетариев, получавших незначительную материальную помощь государства. Рост числа люмпенов становится убедительным свидетельством общей деградации свободных. Экономическое и политическое засилье нобилей вызвало во II в. до н.э. широкое движение протеста неимущего населения, возглавляемое братьями Тиберием и Гаем Гракхами. Гракхи стремились ограничить крупное землевладение знати и за счет этого создать земельный фонд для наделения землей мелких землевладельцев, а также ослабить власть оплота знати — сената и восстановить потерявшую былое значение власть народного собрания и народного трибуна. Получив должность трибуна, Тиберий Гракх, опираясь на народное движение, сумел, несмотря на сопротивление сената, провести в 133 году до н.э. через народное собрание Аграрный закон. Закон ограничил максимальный размер земли, получаемый от государства. За счет изымаемых излишков создавался земельный фонд, распределяемый между безземельными или малоземельными гражданами. Получаемые ими участки становились неотчуждаемыми, что должно было предотвратить обезземеливание крестьянства. Несмотря на то, что Тиберий Гракх в том же году был убит, его земельная реформа начала осуществляться, и несколько десятков тысяч граждан получили землю. Реформаторскую деятельность Тиберия продолжил его брат Гай Гракх, избранный трибуном. Им были проведены законы, ослаблявшие политическое влияние знати, — введение тайного голосования в народном собрании, право народного трибуна избираться на следующий срок. Осуществляя аграрную реформу своего брата, Гай вместе с тем в 123—122 гг. до н.э. провел законы о создании в провинциях колоний римских граждан с наделением их землей и о продаже зерна из государственных складов гражданам по очень низким ценам. Последний закон ограничил важное право сената — распоряжаться государственными расходами, так как финансирование продажи зерна переходило к народному собранию, роль которого значительно возросла. Гай провел и военную реформу. Было ограничено число обязательных для римских граждан военных походов, отменялась военная обязанность для граждан, достигших 46-летнего возраста, воины стали получать жалованье и вооружение от государства и могли обжаловать приговор о смертной казни в народное собрание. Наряду с этими мероприятиями в интересах низших слоев римских граждан Гай Гракх провел и мероприятия в интересах всадников. В их пользу был изменен порядок откупа налогов с провинций. Наконец, поскольку Гай Гракх был трибуном, возросла роль этой магистратуры, оттеснившей на второй план даже консулов. Однако, удовлетворив интересы большинства римских граждан, Гай потерял их поддержку в попытке распространить права римского гражданства на свободных жителей Италии. Сенатской аристократии удалось провалить этот непопулярный среди римских граждан законопроект, популярность Гая упала, он был вынужден сложить с себя полномочия трибуна и в 122 году до н.э. был убит. Провал законопроекта о предоставлении прав римских граждан свободным жителям Италии, считавшимся союзниками Рима, вызвал крайнее недовольство союзников, вылившееся в I в. до н.э. в союзнические войны, существенно осложнившие положение Рима в условиях массовых восстаний рабов и длившихся десятилетиями завоевательных войн в провинциях. В результате Союзнической войны 91—88 гг. до н.э. жителям Италии удалось уравняться в правах с римскими гражданами. Но это не ослабило политическое напряжение в Риме — обострились противоречия между возникшими в среде свободных граждан группировками оптиматов, опиравшихся на сенат, и популяров, боровшихся против сенатской олигархии. И те и другие использовали подкупаемых люмпенов. Борьба между ними привела в I в. до н.э. к гражданским войнам.
Крайнее обострение политической ситуации в Риме, вызванное восстаниями рабов, недовольством мелких землевладельцев, чьи хозяйства приходили в упадок, не выдерживая конкуренции с крупными латифундиями в результате участия хозяев в бесконечных военных походах, союзнических и гражданских войнах, потребовали усиления центральной государственной власти. Все более очевидной становится неспособность старых политических учреждений справиться с осложнившейся ситуацией. Предпринимаются попытки приспособить их к новым историческим условиям.
Наиболее важная из них была предпринята в период диктатуры Суллы (82—79 гг. до н.э.). Опираясь на верные ему легионы, Сулла заставил сенат назначить его диктатором на неопределенное время. Он приказал составить проскрипции — списки своих противников, которые подлежали смерти, а их имущество — конфискации. Увеличив число сенаторов, упразднив должность цензора, он пополнил сенат своими сторонниками и расширил его компетенцию. Ограничена была власть трибуна — его предложения должны предварительно обсуждаться сенатом, — а также и компетенция народного собрания — из нее были изъяты судебные полномочия и контроль за финансами, возвращенный сенату. Установление пожизненной диктатуры выявило стремление нобилей и верхушки всадников выйти из кризисной ситуации путем установления сильной единоличной власти. Оно же показало, что попытки приспособить старую государственную форму к новым историческим условиям обречены на неудачу (реформы Суллы были отменены Помпеем и Крассом). После Союзнической войны 91—88 гг. до н.э. жители Италии получили права римских граждан. Если до нее этими правами пользовались около 400 000 человек, то теперь их число возросло до двух миллионов. Включение союзников в римские трибуны привело к тому, что комиции перестали быть органами римского народа. Их законодательная деятельность приостанавливается, право избрания должностных лиц утрачивается. Успешные завоевательные войны превратили Рим из небольшого государства-города в столицу огромного государства, к управлению которым старая государственная форма полиса была совершенно неприспособлена. Необходимость выйти из острого политического кризиса, неприспособленность старой государственной формы к новым историческим условиям и переход к наемной армии были основными причинами падения полисно-республиканского строя в Риме и установления военно-диктаторского режима. Через короткий промежуток времени после диктатуры Суллы власть захватывает первый триумвират (Помпеи, Красе, Цезарь).
После него устанавливается диктатура Цезаря, получившего в 45 году до н.э. титул императора (до этого дававшийся иногда как награда полководцу). Затем образуется второй триумвират (Антоний, Лепид, Октавиан) с неограниченными полномочиями "для устроения государства". После распада триумвирата и победы над Антонием Октавиан получает звание императора и пожизненные права народного трибуна, а в 27 году до н.э. — полномочия на управление государством и почетное наименование Август, ранее употреблявшееся как обращение к богам. Эта дата и считается началом нового периода истории Римского государства — периода империи.
Заключение
Экономическое обособление и политическое
разделение империи совпало с периодом
дальнейшего углубления общего кризиса
рабовладельческого строя и было его проявлением
и результатом. Раздел единого государства
объективно был попыткой предотвратить
гибель этого строя, разрушавшегося ожесточенной
политической и идеологической борьбой,
восстаниями покоренных народов, вторжениями
варварских племен, от которых особенно
страдала Западная Римская империя. В
476 году командующий императорской гвардией
германец Одоакр сверг с престола последнего
римского императора и отослал в Константинополь
знаки императорского достоинства. Западная
Римская империя прекратила свое существование.
Несмотря на однотипность
рабовладения структура экономики
Рима отличалась своеобразием, обусловленным
природно-географическими
Темпы экономического развития античных государств намного превосходили динамику древневосточных рабовладельческих государств. За свою историю античные государства продемонстрировали и превосходство в государственном и общественном устройстве, испытав различные его формы и в период расцвета, обеспечив демократизацию политического строя и высочайший расцвет культуры, создав недосягаемые и на сегодняшний день ее образцы.
Список использованных источников:
8. Государство и право древнего мира
[Электронный ресурс]/Режим доступа:http://5ballov.qip.ru/
9. Развитие частного права в Древнем Риме
[Электронный ресурс] /Режим доступа:http://www.ez2www.com/
Информация о работе Государство и право Древнего мира эпохи Республики