Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 13:58, курсовая работа
В настоящее время в нашей стране формируется гражданское общество, основанное на свободе народа, и новое государство, признающее приоритет прав человека. В связи с этим важным на сегодняшний день являются вопросы гражданства Российской Федерации, не ущемляющие права человека, а защищающие.
Согласно закону «О гражданстве Российской Федерации» [2; ст. 3], гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Введение 3
1. История развития законодательства о гражданстве 6
2. Понятие и сущность гражданства 10
3. Процедура приобретения и прекращения гражданства 12
Заключение 18
Список использованной литературы
CoolReferat.com
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» В Г. ЛИПЕЦКЕ
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, МУНИЦИПАЛЬНОГО И
АДМЕНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Курсовая работа
по дисциплине «Конституционное право»
на тему: «Гражданство РФ»
Выполнил:
студент группы ЮЗС-08-2
Сынкова О.О.
Преподаватель:
к. ю. н., доцент, Лоторев Е.Н.
Работа принята
«___» __________ 200__г.
Методист: Макеева И.Д.
Оценка ____________ __________
«___» _________ 200__г.
Липецк 2009
Содержание
Введение
1. История развития
2. Понятие и сущность
3. Процедура приобретения и
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его государством, где бы он ни находился.
Такое понимание гражданства получает все большее распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных прав человека. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.
В настоящее
время в нашей стране
Согласно
закону «О гражданстве
Вопросы
гражданства Российской
В своей совокупности граждане Российской Федерации составляют народ, но на территории государства могут проживать иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют иное правовое положение по сравнению с гражданами этого государства. Лишь граждане Российской Федерации в полном объеме пользуются правами и несут обязанности, но это, конечно, не означает, что иностранцы и лица без гражданства бесправны.
Актуальность данной темы обусловлена прежде всего вступлением в силу 1 июля 2002г. нового закона о гражданстве. Принятие данного закона продиктовано, прежде всего, необходимостью приведения законодательства в этой сфере в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Существующий ранее закон о гражданстве 1992г за десятилетний период своего действия не претерпел существенных изменений ни в связи с подписанием Россией в 1997 г. Европейской конвенции о гражданстве, ни в связи с необходимостью учета сложившихся отношений между Россией и новыми независимыми государствами, образовавшимися в результате распада СССР[7; с 105-110].
Повышенный интерес правоведов к проблемам института гражданства, особенностям его развития обусловлен важным значением данной предметной области для повседневной государственно-правовой деятельности.
Во-первых, утверждение в РФ основополагающих традиций правового государства предполагает определенное и точное соблюдение общепризнанных мировых стандартов в области прав человека. Среди прочих немаловажное значение имеет право на гражданство, его приобретение и изменение. Актуальность избранной темы в значительной степени обусловлена спецификой российской действительности. Незапланированные формы проявления некоторых политических и экономических процессов на территории РФ способствовали тому, что выезд российских граждан за её пределы на постоянное место жительства приобрел массовый и устойчивый характер.
Предметом курсовой работы является совокупность общественных отношений связанных с гражданством Российской Федерации.
Объект –
Цель данной работы заключаются в изучении и анализе юридической природы и содержания российского гражданства, определении развития этого института на основе изучения исторического опыта, современных нормативно-правовых актов.
Указанной целью обусловлена постановка и решение следующих задач:
- исследовать понятие
- рассмотреть принципы
- исследовать основания и
Раскрытие темы производится с позиций общенаучных методов (социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический), общелогических методов теоретического анализа, частнонаучных методов (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования).
1. История развития законодательства о гражданстве
До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия – гражданин России. Жители России были подданными. При этом подданные делились на несколько разрядов с особым правовым статусом. Законодательство признавало[9; с 230-239]:
1. Природных подданных, которые в свою очередь делились на:
- дворянство (потомственное и личное);
- духовенство ( делилось по вероисповеданию);
- городские обыватели (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые);
- сельские обыватели;
2. Инородцы (евреи и восточные народы);
3. Финляндские обыватели.
Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия - лица податного состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.
Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в значительном количестве развитых европейских стран.
Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в правовом регулировании отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917 года не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование – гражданин Российской Федерации.
Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года «О приобретении прав российского гражданства» установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР, местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.
Но уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые, проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству.
Эта тенденция повышения уровня органов, правомочных принимать в российское, а с1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти.
29 октября 1924 года было
утверждено Положение о
Утратившими советское гражданство считались лица[9; с 410-415]:
- лишенные его на основании законов, принятых до Конституции СССР
1924 года;
- не возвратившиеся из-за границы;
- лишенные гражданства по приговору суда.
Положение регламентировало вопрос о гражданстве детей в случае изменения
- гражданства родителей.
Новое Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Это положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.
Принятие иностранных граждан в гражданство одной из союзных республик, и тем самым в гражданство СССР, осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той союзной республики, в которой они проживали.
Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и президиумами ЦИК союзных республик (если лицо, ходатайствующее о выходе, проживало в пределах СССР).
Лишение гражданства СССР осуществлялось в аналогичном порядке.
Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и выхода из него в отношении:
- иностранцев – рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР и работающих, а также иностранцев, пользующихся правом политического убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность;
- лиц, меняющих гражданство в связи с вступлением в брак.
В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР и исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на территории СССР (если же он проживал за границей, вопрос решался постановлением полномочного представителя СССР)[9; с 340-348].
Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утратившие советского, гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР, признавались лицами без гражданства.
Закон изменил и порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Это отражало развивающиеся процессы усиления централизма Советского союзного государства.
Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.
Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве СССР 1978 года по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилось наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах гражданства[9; с 267-270].
Последним законом советских времен, регулирующим отношения гражданства, был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.
Гражданство является важнейшей предпосылкой обязанности каждого государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности.
Под гражданством, как трактует М.В. Баглай в учебнике «Конституционное право Российской Федерации», понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом[1; с 256-264].
Для
подавляющего большинства