Достоинства и недостатки конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 18:18, реферат

Краткое описание

Конституция — основной закон государства, регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления, кроме того конституция имеет наивысшую юридическую силу среди всех остальных законов страны. Огромное значение конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изучения этого нормативно-правового акта. А именно, её истории, структуры, функций и назначения. Однако, как и у любого закона у конституции Российской Федерации есть свои достоинства и недостатки, проблемы и противоречия. Если следовать общепринятым принципам конституционализма, то конституция призвана охранять личность человека, его достоинство, его свободу и содействовать его благополучию.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………………………… 3
1. История конституции Российской Федерации …………………………………………. 4
2. Конституция РФ 1993 года. Процедура принятия ……………………………………. 8
3. Структура и анализ содержания Конституции Российской Федерации … 10
3.1 Проблема «вечных положений» ……………………………………………………….. 10
3.2 Институт народовластия. Проблемы и противоречия законодательства ………………………………………………………………………………. 12
4. Достоинства Конституции Российской Федерации ………………………………… 17
Заключение ………………………………………………………………………………………………….. 18
Список литературы ……………………………………………………………………………………... 19

Вложенные файлы: 1 файл

конституция рф реферат.docx

— 40.02 Кб (Скачать файл)

Содержание

      Введение …………………………………………………………………………………………………………  3

  1. История конституции Российской Федерации ………………………………………….  4
  2. Конституция РФ 1993 года. Процедура принятия  ……………………………………. 8
  3. Структура и анализ содержания Конституции Российской Федерации … 10
    1. Проблема «вечных положений» ……………………………………………………….. 10
    2. Институт народовластия. Проблемы и противоречия   законодательства ………………………………………………………………………………. 12
  4. Достоинства Конституции Российской Федерации ………………………………… 17

     Заключение …………………………………………………………………………………………………..  18

      Список  литературы ……………………………………………………………………………………...  19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Введение

 Конституция — основной закон государства, регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления, кроме того конституция имеет наивысшую юридическую силу среди всех остальных законов страны. Огромное значение конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изучения этого нормативно-правового акта. А именно, её истории, структуры, функций и  назначения.      Однако, как и у любого закона у конституции Российской Федерации есть свои достоинства и недостатки, проблемы и противоречия. Если следовать общепринятым принципам конституционализма, то конституция призвана охранять личность человека, его достоинство,  его свободу и содействовать его благополучию.              На современном этапе политического развития России довольно остро встаёт проблема о назначении Конституции Российской Федерации. И назревают следующие вопросы. Выполняет ли основной закон нашей страны изначально заложенные в него функции? Отражает ли конституция Российской Федерации истинные принципы конституционализма? Как соблюдаются и охраняются права человека и гражданина в современной России?    Цель данной работы состоит в выявлении достоинств, а так же основных проблем и противоречий конституции Российской Федерации методом анализа структуры, содержания основного закона РФ, его истории и исследования его основных положений.

 

История конституции Российской Федерации

В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций - соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 г. Сроки действия прежних конституций РСФСР составляли последовательно 7, 12, 41 и 15 лет, что говорит, учитывая сложный исторический путь развития России, в целом об относительной стабильности конституций. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории государства.    Первая конституция Российской Федерации (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) РСФСР и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР» - официальное печатное издание правительства советской России 1917—1938 годов, публиковавшее тексты нормативных актов государственных органов власти РСФСР. Основные принципы, которые легли в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Следует указать и на такую особенность Конституции 1918 г., как открытое признание применения насилия для утверждения принципов нового, социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций. Данная Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие. Она утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1925 года.    Конституция (Основной Закон) РСФСР 1925 года Утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР». Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному. Новый Основной Закон мало отличался от Конституции 1918 года. В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизацией органов советского управления.           Принятие Конституции РСФСР 1937 г. было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 г. Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что привело к значительному расширению социалистической демократии. Эта Конституция  сохранила, как и прежние, классовую сущность, воплощала диктатуру пролетариата. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. В ст. 127 Конституции РСФСР 1937 г. предусматривалось равноправие граждан только "независимо от их национальности и расы". О сохранении классовой сущности всех конституций рассматриваемого этапа свидетельствует закрепление руководящей роли коммунистической партии, тогда именовавшейся ВКП(б). Норма о партии была введена в конституцию впервые. В ст. 126 Конституции СССР 1936 г. и в соответствующих статьях конституций союзных республик устанавливалось, что "наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных". Эта конституционная норма ярко выразила все укреплявшуюся тенденцию превращения партии, по сути дела, в государственную структуру. Дальнейшее развитие конституционной системы РСФСР связано с принятием Контитуции (Основного Закона) РСФСР 1978 года. На протяжении своего 15-летнего срока действия Конституция 1978 г. претерпевала значительные изменения. Это касалось не только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. В связи с этим данная Конституция на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, была самой нестабильной, изменялась часто, причем самым радикальным образом. Поэтому ее характеристика имеет различное содержание применительно к тому или иному периоду ее действия. Но если говорить в общем о принципиально новых положениях Конституции 1978 года, учитывая её изменения, то можно назвать характерные особенности.    Принятие всех конституций этого периода должно было отразить новый этап, в который, как утверждалось, вступило советское общество - этап "развитого социализма", означавшего превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, что прямо закреплялось в первых статьях всех конституций. В связи с этим в конституциях было впервые введено понятие "народ"; именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть. Но несмотря на это сохранялся принцип классовости демократии. Кроме того происходило признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности, отказ от признания государственной собственности в качестве основной, допущение свободы экономической деятельности. Все названные и другие изменения Конституции свидетельствовали о качественном преобразовании ее сущности.         Итак, рассмотрев историю Конституций Российской Федерации, мы можем с уверенностью утверждать, что общепринятым истинным принципам конституционализма Российские Конституции никогда не соответствовали, лишь претерпев многочисленные изменения, Конституция 1978 года стала содержать в себе отдельные черты, свойственные конституционализму, а именно, признание народа единственным источником власти, признание естественных прав и свобод человека, но и эти черты были относительно ограничены принципами классовой демократии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституция РФ 1993 года. Процедура принятия.

Как известно каждому гражданину Российской Федерации, Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года на всенародном голосовании – референдуме. Но не каждый знает, что отождествление понятий всенародного голосования и референдума противоречит законодательству, то есть можно сказать, что всенародное голосование 1993 г. по проекту Конституции РФ не было референдумом по следующим причинам: во-первых, оно проводилось в соответствии с “Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г.”, которое утверждено Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. Во-вторых, в самом Указе и Положении понятие “референдум” сознательно не употреблялось, так как референдум должен был проводиться в соответствии с Законом о референдуме РСФСР от 16 октября 1990 г., который действовал в 1993 г. и утратил силу в связи со вступлением в действие федерального конституционного закона от 10 октября 1995 г. “О референдуме Российской Федерации”. Принципиальные различия между референдумом и всенародным голосованием с точки зрения закона 1990 г. и Указа Президента РФ от 15 октября 1993г. достаточно велики. По закону, право назначения референдума России принадлежало Съезду народных депутатов РФ, а в период между Съездами – Верховному Совету РФ. Всенародное голосование же было назначено Указом Президента РФ. Соответственно процедура референдума урегулирована законом, а процедура всенародного голосования была определена Указом Президента РФ.        Кроме того итоги референдума и результаты всенародного голосования определялись по-разному. “При проведении референдума по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции РСФСР решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан РСФСР, внесенных в списки для участия в референдуме”, – гласила ч. 4 ст. 35 Закона о референдуме РСФСР. Другой подход был закреплен в упомянутом Положении: “Конституция Российской Федерации считается принятой, если за ее принятие проголосовало более 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании” (п. 2 ст. 22). Таким образом, закон устанавливал, что для принятия Конституции необходимо, чтобы за нее проголосовало более половины от всех избирателей страны, а положение снижало эту планку в два раза, то есть теоретически до одной четвертой части избирателей, так как отсчет шел от явившихся избирателей, которых должно было быть не менее 50% от всех избирателей.           По официальным данным, во всенародном голосовании участвовало почти 58 млн 188 тыс. избирателей. Если учесть, что избирательный корпус составлял 106 млн 171 тыс. человек, а за принятие Конституции высказалось около 33 млн человек, то число проголосовавших за Конституцию составило немногим более 31% от избирательного корпуса страны. При подсчете в соответствии с Положением число голосов, поданных за принятие Конституции, определялось от числа действительных бюллетеней и составило 58,4%1. Это позволило признать Конституцию принятой.      Таким образом, анализ процедуры принятия Конституции Российской Федерации показал,  что уже на первом этапе своего существования основной закон нашей страны имел некоторые противоречия. 

 

 

 

 

 

Структура и анализ содержания      Конституции Российской Федерации

Структура и содержание Конституции Российской Федерации являются одним из её достоинств. Действительно, Конституция Российской Федерации считается одной из самых идеально составленных конституций в мире. Она содержит в себе все основные положения, которые свойственны всеобщим принципам конституционализма.          Конституция РФ содержит в своей структуре: преамбулу; 9 глав, содержащих 137 статей первого, основного раздела конституции, а также второй раздел «Заключительные и переходные положения». В наличии таких общих компонентов нет ничего необычного, большинство зарубежных конституций также включают в себя преамбулу, основную часть с большим или меньшим числом статей и завершающую сравнительно небольшую по объему часть, содержащую указанные положения. В принципе так же строились и большинство советских конституций.  

Проблема «вечных положений»

Но тем не менее в структуре современной Конституции имеют место и некоторые недостатки, например, проблема «вечных положений», таковыми в теории конституционного права ряда стран принято называть первую группу норм. Юридический смысл конструкции “вечных положений” в том, чтобы создать дополнительные гарантии стабильности тех ценностей и институтов, которые абсолютно неприкосновенны, ни при каких условиях не могут быть исключены, новеллизированы или изменены каким-либо другим образом до тех пор, пока действует данная Конституция. Например, Основной Закон ФРГ 1949 г. к числу таких положений отнес федеративное государственное устройство, принципы участия земель в законодательстве, прямое действие основных прав и некоторые другие (ст. 79 ч. 3 .Основного Закона).   Конституции многих стран не знают “вечных положений”. Их не было и в советских конституциях. Конституция РФ 1993 г. объявила неприкосновенными главы 1, 2 и 9. Речь идет об основах конституционного строя, правах и свободах человека и гражданина, а также о порядке принятия конституционных поправок и пересмотра Конституции. Названные три главы содержат 68 из 137 статей Конституции, т.е. почти половину конституционных норм. Согласно Конституции, в этих нормах нельзя менять ни одного слова до тех пор, пока действует сама Конституция. Судьба этих норм и судьба Конституции в целом – явления одного порядка. Смысл такой акции, по замыслу создателей Конституции, в том, чтобы обеспечить стабильность строя, прав и свобод. И это следует приветствовать, но до определенных пределов. Когда половина Конституции объявлена неприкосновенной, то вероятность расхождения между юридической и фактической конституцией значительно возрастает.  В категорию неизменных попали положения о  порядке принятия новой Конституции, внесения поправок и изменений в действующую, что теоретически означает перевод варианта решения чисто процессуальных вопросов в категорию “вечных” ценностей. Разумеется, такой подход не имеет и едва ли может иметь серьезное теоретическое обоснование.    Столь необоснованное большое число “вечных положений” Конституции 1993 г. практически может дать обратный эффект, то есть будет способствовать принятию новой Конституции.         Таким образом, не смотря на все преимущества структуры Конституции Российской Федерации, она имеет ряд существенных недостатков.

 

 

Институт народовластия. Проблемы и противоречия законодательства.

В Конституции Российской Федерации существует достаточно полная и демократическая законодательная база власти народа. Доказательством этому служит статья 3:            «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.        2.Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.   3.Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.         4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. »             Формой непосредственного волеизъявления народа является референдум и свободные выборы. Следует подробнее разобраться в праве народа Российской Федерации на референдум, которого за всю историю Конституции 1993 года так и не было собрано. Итак, в законодательстве Российской Федерации существует закон, регулирующий собрание гражданами референдумов, его название соответствует содержанию: Федеральный конституционный закон  «О референдуме Российской Федерации». Если следовать его положениям, то волеизъявление граждан посредством референдума в России фактически невозможно по ряду причин. Во-первых, в законе о референдуме содержатся нормы, совершенно не обоснованно ограничивающие временные рамки его проведения. Например, запрещается проводить референдумы и даже инициировать их проведение не только во время действия военного и чрезвычайного положений, что вполне обоснованно, но также, по ряду неизвестных причин, в течение трех месяцев после их отмены, то есть тогда, когда общественная жизнь уже нормализовалась (п. 1. ст. 13, ст. 7. Закона о референдуме). Нельзя так же выступать с инициативой проведения всенародного голосования, а само его проведение не допускается в период избирательной компании, проводимой одновременно на всей территории страны на основании решения уполномоченного федерального органа, а так же в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента РФ и Государственной Думы (ч. 2. ст. 14. Закона о референдуме ). Следует помнить, что данное положение появилось в Законе о референдуме в сентябре 2002 г., когда оппозиция в Государственной Думе пыталась инициировать проведение всенародного голосования на осень 2003 г., то есть перед скорым окончанием полномочий нижней палаты Федерального Собрания (декабрь 2003 г.) и Президента (март 2004 г.), предлагаемые ею вопросы содержали негативную оценку положения в стране и деятельности партии власти. Именно в связи с этим партийные фракции в Государственной Думе, поддерживающие Президента и обладающие численным большинством, оценили эту попытку оппозиции как рекламный ход и добились внесения соответствующих изменений в Закон о референдуме. Позднее это положение было перенесено в новый Закон . Все это свидетельствует о сугубо конъюктурном характере данного ограничения. Во-вторых, это ограничения предмета референдума или вопросов, по которым он может быть проведен. Однако далеко не все из тех запретов по предмету их проведения, что закреплены в Законе о референдуме выглядят вполне обоснованными с точки зрения конституционного принципа народного суверенитета и демократического конституционализма. В соответствии с п. 2. ч. 5 ст. 6. Закона о референдуме на него не может быть вынесен вопрос о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы РФ, а так же проведении досрочных выборов этих органов, либо о перенесении сроков таких выборов.  Необходимость такого ограничения была обоснована Конституционным Судом РФ, который в своем постановлении от 10 июня 1998 г., применительно к досрочному прекращению полномочий органов местного самоуправления и их досрочным выборам признал что «каждая форма непосредственной демократии имеет собственное предназначение в системе народовластия, и реализация одной из них не должна препятствовать осуществлению других, необоснованно замещая их». Однако распространять эту точку зрения на федеральные органы не вполне уместно. Федеральное законодательство предусматривает возможность досрочного роспуска муниципального представительного органа, отзыв его депутатов, досрочное отрешение от должности главы муниципального образования и главы местной администрации, четко закрепляет их основания, механизм и процедуры. Это нельзя рассматривать в отношении Высших федеральных органах. Несмотря на то, что Конституция РФ определила основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ и процедуру его импичмента, правовые механизмы применения этих оснований до сих пор не разработаны. Действующее законодательство не предусматривает отзыв депутатов Государственной Думы и Совета Федерации. Более того, для формирования нижней палаты российского Парламента введена пропорциональная система, исключающая такую возможность. Поэтому представляется вполне допустимой практика использования всероссийского референдума как способа оценки доверия граждан высшим выборным органам государственной власти. Тем более, что такие возможности предусматриваются Конституциями ряда зарубежных стран (Ст. 11. Конституции Исландии, ст. 64. Конституции Туркменистана, ст. 89. Конституции Молдовы ).       В п. 5 ч. 5 ст. 6. Закона о референдуме запрещается проводить референдумы об избрании, досрочном прекращении, приостановлении, продлении сроков полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации. Целесообразность такого запрета вызывает сомнение, исключительно исходя из политико-правового содержания конституционного принципа народовластия и народного суверенитета.           Пункт 10 ч. 5 ст. 6. Закона о референдуме устанавливает ограничение на проведение референдума по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Такая формулировка, во-первых, безгранично расширяет перечень ограничений для вопросов референдума. Во-вторых, она явно противоречит конституционной теории и всеобщим принципам конституционализма в соответствии с которыми предмет всенародного голосования составляют главным образом вопросы регулирования, относящиеся к компетенции высшего представительного органа.            Таким образом, анализ законоположений, запрещающих внесение на референдум Российской Федерации весьма значительного и не всегда определенного круга вопросов неоправданно и несоразмерно ограничивает право граждан на участие в референдуме, что противоречит ст. 3 Конституции РФ .     

Информация о работе Достоинства и недостатки конституции РФ