Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения.
Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием “законность”.

Содержание

Введение
1. Законность - понятие и содержание
2. Основные требования и принципы законности
3. Правопорядок как цель и результат правового регулирования общественных отношений
4. Гарантии законности и правопорядка
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.ТГП. Законность и правопорядок.2.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового порядка.

1. Нормы права -- это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее “идеальный” правопорядок.

2. Правоотношения -- элемент механизма  правового регулирования, обеспечивающий  переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

3. Акты реализации юридических  прав и обязанностей - являются  завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности  права и обязанности участников  правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цепи и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

Элементы правопорядка

Содержание правопорядка - составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.

Структура правопорядка -- это единство и одновременное разделение урегулированной  правом системы общественных отношений  в соответствии с особенностями  их отраслевого содержания.

Правопорядок есть реализованная  система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами  соответствующих отраслей права. В  структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более зобные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.

Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют  между собой и находятся под  его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.

В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом.

Воинский правопорядок -- составная часть общего правопорядка. Он формируется на основе общих принципов права, отражает определенные потребности жизни общества, без которых оно не может нормально функционировать.

Поскольку вооруженные силы -- это  специфическая государственная  организация, специально предназначенная  для ведения вооруженной борьбы, то содержание ее деятельности значительно отличается от поведения других участников общественных отношений, не входящих в состав данной организации. Этим объясняются особенности и специфические черты воинского правопорядка.

Воинский правопорядок -- это такая система отношений, которая складывается между субъектами военного права в результате строгого и точного осуществления ими предписаний военно-правовых норм.

Особенности воинского правопорядка выражаются в следующем:

Во-первых, воинский правопорядок формируется на основе таких правовых норм, которые специально предназначены для регулирования специфических общественных отношений, возникающих в области строительства, жизни и деятельности вооруженных сил. Эти нормы содержатся в различных актах военного законодательства.

Во-вторых, воинский правопорядок имеет специфическое содержание. Он включает только те общественные отношения, которые возникают в процессе боевой подготовки войск, при несении военнослужащими внутренней и караульной службы, в ходе выполнения боевых задач в военное время. Такие общественные отношения по своему содержанию характерны только для военной организации и не имеют распространения в условиях гражданской жизни.

Составной частью воинского правопорядка является порядок уставной, представляющий собой систему взаимоотношений, между военнослужащими, которая  строится в строгом соответствии с предписаниями воинских уставов  и наставлений.

Воинский правопорядок складывается на основе законности, в результате точной реализации правовых норм всеми военнослужащими, воинскими должностными лицами и воинскими организациями. Он воплощает в себе социальную справедливость, равенство всех перед законом, демократизм и другие принципиальные правовые положения. Отношения между военнослужащими в процессе их служебной деятельности строятся на началах гуманизма, товарищеской взаимопомощи и ответственности за свои действия.

4. Гарантии законности  и правопорядка

Итак, в правовом государстве  существует целая система гарантий законности и правопорядка. Гарантии законности как таковой уже рассмотрены.

Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры. принимаемые  государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.

К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.

Политическими гарантиями законности и правопорядка являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересах своего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.

К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. Непосредственную же работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка.

Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество -- это общество, функционирующее на основе законов, в условиях стабильного правопорядка.

Законность и правопорядок в  обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически взаимодействуют  между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга.

Заключение

Итак, изучение проблем законности и правопорядка в курсе теории государства и права исключительно  важно, потому что все отраслевые юридические науки, исследующие  различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, но, в конечном счете, обязательно выходят на эти проблемы, что, естественно; порождает различные взгляды.

Сама по себе правоприменительная  и право реализующая деятельность еще не является законностью. Коль скоро  они соответствуют законности, то выступают не элементами ее содержания, а ее носителями. Законность -- это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической правомерности последней. Когда говорится о законности, то имеется в виду соответствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Термин "законосообразность", пожалуй, дает возможность провести четкую границу между тесно связанными явлениями -- законностью и реализацией права [Явич Л.С.].

В работе рассмотрены и определены понятие и содержание законности как необходимого политико-правового  режима общества. Итак, законность - это  необходимая составная часть политико-правового режима правового государства и общества.

Основной вывод, который можно  сделать из исследования аспектов данного  вопроса - это то, что в Республике Беларусь, Конституция которой провозгласила  стремление к построению правового  государства, к сожалению, нельзя с твердостью утверждать о воцарившейся на правовых полях государства законности. Исходя из исследований работы, выяснено, что одним из основных условий законности в правовом государстве является четкое, неукоснительное ее соблюдение в первую очередь государственными органами власти; учитывая сегодняшний уровень коррупции, халатности, волюнтаризма, злоупотребления властью белорусским чиновничеством, к сожалению можно констатировать лишь частичное присутствие законности.

Определены гарантии законности, их виды, раскрыто и рассмотрено понятие

правопорядка и его соотношение  с законностью. На основе рассмотренного материала я делаю вывод, что  благополучное существование нашей  страны (а равно и всего человечества) возможно только при разрешении проблемы преступности. Разрешение этой проблемы я вижу в таком реформировании законодательства, которое позволило бы пресечь коррумпированность, взяточничество и тому подобные негативные явления, благодаря которым существование организованной преступности и становится возможным. А уж естественным продолжением этих реформ и будет собственно укрепление и законности и правопорядка.

Список использованных источников:

1. Алексеев, С.С. Общая теория  права. М: Норма - Инфра-М, 2000.

2. Витрук, Н.В. Законность: понятие, защита, обеспечение // Общая теория права: Курс лекций / Под ред. профессор В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1998г.

3. Воскресенский, Н. А. Законодательные  акты Петра 1, Т. 1 М.; Л., 1945. С. 107

4. Гришанин, П.Ф. Пути укрепления  законности - //Государство и право, 2001г.

5. Зерцало, М.Л., 1997 Теория государства  и права //Курс лекций/ Под ред.  М.Н.Марченко. -

6. Корельский, В.М., Алексеев, С.С. Теория  государства и права. М.: Норма  - Инфра-М, 1998г.

7. Кудрявцев, В.Н. О правопонимании  и законности // Государство и право, 1994 г., №3

8. Лазарев, В.В. Общая теория  права и государства. М.: Юристъ, 2000.

9. Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория  государства и права //Курс  лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004.

10. Спиридонов, Л.И. Теория государства и права - М.: Статус ЛТД+, 1996г.

11. Хропанюк, Н.Н. Теория государства  и права М.: Норма, 1999

12. Шабуров, А.С. Законность и правопорядок, Теория государства и права:  Учебник для вузов, М., 1997.

13. Явич, Л.С. Общая теория права.  Л, 1976


Информация о работе Законность и правопорядок