Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 17:30, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы исследовать различные виды законодательной техники и проанализировать их особенности и закономерности, выявить степень их эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:
Изучить понятие законодательной техники;
Рассмотреть основные виды правотворчества, возможных его участников;
Исследовать, почему правотворчество народа (референдумы) для России остается редким явлением;
Введение...................................................................................................3
1. Понятие о законодательной (правотворческой) технике...........6
2. Возникновение и развитие законодательной техники................8
3. Задачи, правила и требования законодательной техники........10
3.1. Задачи и правила законодательной техники..............................................................................................................10
3.2 Требования к языку нормативных актов........................13
4. Виды правотворческой техники....................................................15
4.1. Правотворчество народа в современной России...........15
4.2. Роль правотворчества государственных органов.........16
4.3. Недостатки корпоративного правотворчества и его связь с законодательными актами.........................................................................19
Заключение …………………………………………………………....23
Библиографический список ……………………...............................24
Правила нормотворческой техники можно разделить на несколько видов:
а) Правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов. Каждый нормативный акт должен иметь необходимые реквизиты, которые отражали бы его юридическую силу, предмет регулирования, сферу действия, придавали бы ему официальность. Каждый нормативный акт должен иметь: название вида нормативного акта (закон, указ, постановление), название органа, его издавшего, наименование акта, отражающего его содержание, предмет регулирования. 9Это название должно быть по возможности кратким. Далее, нормативный акт должен содержать дату и место его принятия, а для более рационального учета нормативных актов его номер. Такие реквизиты нормативного акта, как его название (по виду и содержанию), дата, орган и место принятия, взятые вместе, составляют так называемый титул нормативного акта. Обязательным реквизитом является подпись соответствующего должностного лица.
б) Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта. Нормативный акт должен иметь достаточно определенный предмет регулирования и рассчитан на регулирование однородных общественных отношений. Он не должен регулировать отношения разного рода и типа. Отношения, составляющие предмет регулирования разных отраслей права, должны регулироваться особыми актами. Из этого правила вытекает другое: нормативный акт не должен изменять или отменять нормы, регулирующие отношения другого рода нежели те, которые регулируются данным актом. Например нормативный акт, устанавливающий нормы уголовного права, не должен отменять или изменять нормы земельного или семейного права. В нем могут содержаться лишь предписания об отмене или изменении норм, составляющих предмет регулирования данного акта.
в) В нормативном акте должны быть решены все вопросы, относящиеся к регулированию данных отношений. Нормативный акт, следовательно, не должен содержать пробелов. Акт должен содержать такие решения вопросов, чтобы регулирование было однотипным, единообразным. Таким примером могут служить нормы Особенной части Уголовного кодекса.10
г) Нормативный акт по возможности должен избегать исключений и отсылок.
д) Регулирование важных принципиальных вопросов не должно заслоняться вопросами второстепенными. Этому обязана способствовать определенная структура нормативного акта, которая строится на логически последовательном изложении акта, отражающем специфику регулируемых общественных отношений, преследует цель удобства пользования нормативным актом.
е) Крупные нормативные акты могут состоять из двух частей, не считая титула: из вводной (или преамбулы) и постановляющей. В преамбуле указываются причины, поводы, цели издания нормативного акта. В постановляющей части излагаются нормы права. Постановляющая часть в конце акта может содержать предписания, определяющие время и порядок вступления нормативного акта в силу, а также предписания, отменяющие действие других актов. Что же касается законов РФ, рассчитанных на длительный срок действия, то обычно порядок введения законов в действие, отмена Других актов определяются, как правило, особым постановлением.11
В числе правил, относящихся к структуре нормативного акта, можно назвать нижеследующие:
— нормы более общего характера должны помещаться в начало нормативного акта;
— однородные нормы должны выделяться, излагаться компактно, без разброса в разных частях нормативного акта; в крупных нормативных актах должны обособляться в главы, разделы, части; каждая глава, раздел, часть должны иметь название. Например, УК РФ подразделен на Общую и Особенную части, двенадцать разделов, тридцать четыре главы12.
Каждая глава нормативного акта состоит из статей, которые в свою очередь могут подразделяться на части (пункты, параграфы);нумерация статей должна быть сплошной, т. е. одна нумерация должна идти через все разделы, части и главы. Нумерация статей должна быть постоянной, стабильной. В случае внесения дополнений нормативный акт эти дополнения вносятся или в виде части уже существующей статьи, или вводится новая статья, которая помещается в соответствующей главе, ей присваивается номер уже существующей статьи, но с обозначением ее небольшим цифровым знаком (цифрой), который ставится рядом с номером статьи.13
ж) Правила и приемы изложения норм права (язык нормативных актов). Общее правило изложения норм права состоит в том, что нормы права следует излагать кратко, четко и определено. За многословием может потеряться основной смысл нормы. Многословие, расплывчатость могут дать повод различному толкованию норм права, препятствовать их единообразному применению. Краткость и определенность формулирования достигается с помощью различных приемов изложения норм права, использование специальных терминов, стандартных языковых оборотов.
3.2. Требования к языку нормативных актов:
— формулировки норм права должны обладать определенной стандартностью, стереотипностью, грамматическим единообразием
— терминология нормативных актов должна быть единой. Для этого необходимо: один и тот же термин, слово в нормативном акте употреблять в одном и том же значении; одно и то же понятие (явление, предмет) обозначать одним и тем же термином.
Для достижения точности и определенности терминов, их единообразного понимания могут использоваться легальные дефиниции (дефинитивные нормы), в которых дается определение термина, его разъяснение, обязательное для адресатов нормативного акта. Это легальное определение может иногда существенно расходиться с обыденным или даже научным определением. Формализация понятий привносит в правовое регулирование большую точность и определенность;
— в нормативном акте должны использоваться общепризнанные в науке и практике термины. Терминологическое новаторство здесь неуместно, ибо может внести разнобой при толковании и применении норм права. Следовательно, терминология должна быть устойчивой. При составлении специальных нормативных актов в области санитарии, медицины, ветеринарии, техники безопасности и т. д.) могут использоваться специальные термины. Эти термины должны употребляться в общепризнанном значении для соответствующей отрасли знаний и сферы деятельности;
— следует избегать употребления иностранных слов, неологизмов, архаизмов, метафорических выражений, афоризмов и т.п. нечетких, двусмысленных, многозначных выражений. Достоинством языка права являются четкость, краткость, определенность, стереотипность, единообразие, его сухость, доступность для понимания.14
Достижению указанных свойств текстов нормативных актов способствуют самые разнообразные способы (приемы) изложения норм права.
4. Виды правотворческой техники.
4.1. Правотворчество народа в Современной России.
Удельный вес правотворчества народа в любой стране всегда небольшой. Что касается России, то для нас референдум так и остался явлением редким, если не сказать экзотическим. Однако он может быть эффективной разновидностью правотворчества, поскольку позволяет прямо и непосредственно без возможных искажений и промежуточных инстанций выявить отношение граждан страны к тому или иному варианту правового регулирования вынесенного на референдум вопроса и сразу же принять окончательное решение.
Анализ этого вида правотворчества показывает, что для его использования должен быть подготовленным и народ, и государственная власть. Кроме того, даже если вышеуказанное условие имеется в наличии, все равно не надо возлагать на референдум излишние надежды: с его помощью в нормативном порядке могут решаться самые простые и понятные людям вопросы (например, нужна ли профессиональная армия, следует ли срубить в городе тополя для избавления от тополиного пуха). Однако наша жизнь усложняется и все реже ставит перед нами простые вопросы.
Нельзя сбрасывать со счетов и большие возможности злоупотребления референдумом, допускаемые государственной властью15:
1. неясное формулирование вопроса
2. перечисление вариантов, среди которых нужный ставится на первое место;
3. полиграфическое выделение в бюллетене нужного ответа;
4. помещение в бюллетень
5.другие
Вот почему основную нагрузку по нормативному регулированию жизни людей в современной России предпочитают возлагать на правотворчество государственных органов.16
4.2. Роль правотворчества государственных органов.
Правотворчество государственных органов занимает основное место в правотворчестве. Объем его невероятно велик. Классификация нормативных актов, издаваемых государственными органами, поможет систематизировать правотворческий процесс17:
Орган, издавший акт |
Наименование акта | |
Международный уровень | ||
Международные организации |
Общепризнанные принципы и нормы международного права. Ратифицированные международные договоры | |
Федеральный уровень | ||
Народ (референдум) |
Конституция | |
Государственная Дума |
Законы: 1) изменяющие Конституцию 2) конституционные 3) обыкновенные | |
Президент |
Указы: 1) о порядке награждения 2) о порядке вступления в 3) по вопросам Вооруженных Сил 4) о структуре исполнительных органов власти | |
Правительство |
Постановления (по социально-экономическим вопросам) | |
Министерства |
Инструкции (приказы) по ведомственным, т.е. специальным вопросам | |
Субъекты Российской Федерации | ||
Законодательные собрания (думы) субъектов РФ |
Законы | |
Президенты, губернаторы |
Указы | |
Правительства республик, администрации областей, краев |
Постановления | |
Министерства республик, управления администрации области, края |
Инструкции (приказы) |
По субъектам нормативные правовые акты делятся на четыре группы:
1) Законы. Их принимают представительные органы народа - парламенты. Существуют следующие виды законов:
- конституционные (детализирующие ее по ключевым вопросам)
- изменяющие конституцию
-обыкновенные
Однако даже в развитых государствах, где существуют слаженно работающие парламенты, исполнительные органы издают нормативные акты. К этому вынуждает сама жизненная ситуация, которая становится сложнее и требует более специализированного ее регулирования. Есть и другие причины:
- ограничено и время их работы;
- физические силы парламентариев не беспредельны;
-экономические - оправданно задействовать парламент (450 человек) лишь для урегулирования важных, общезначимых вопросов общественной жизни. Детальные же вопросы вполне могут нормативно прорабатывать и другие органы государства;
-есть вопросы, в которых парламентарии куда менее компетентны, нежели исполнительный орган, отвечающий за тот или иной участок работы.18
Вот почему правотворческими полномочиями издавна наделяются (и не только в России), помимо парламентов, другие государственные органы.
2) Указы. Их издает Президент
РФ. Его правотворческая
- порядок награждения
- структура органов исполнительной власти
- руководство Вооруженными Силами РФ
- порядок вступления в гражданство
3) Постановления. Их принимает Правительство
РФ (в основном по социально-
4) Инструкции. Они разрабатываются министерствами (входящими в их структуру федеральными службами и агентствами) и оформляются приказами министра. Ими регулируются специальные вопросы, относящиеся к ведению министерств.
На уровне субъектов Российской Федерации распределение правотворческих полномочий очень сходно с тем, что имеется на федеральном уровне.
4.3. Недостатки корпоративного правотворчества и его связь с законодательными актами.
Для того чтобы разобраться, что такое корпоративное правотворчество, я считаю необходимым обратиться к понятию корпоративного права.
Итак, корпоративное право - это система правил поведения, устанавливаемых органами управления корпорации, обязательных для участников корпорации и охраняемых силой корпоративного принуждения, а при его недостаточности - силой государственного принуждения.19
Корпоративное правотворчество в той или иной мере имеет место в различных организациях, но наиболее массивно оно представлено в предпринимательских корпорациях (организациях, основанных на объединенных капиталах), поскольку там порой занято несколько тысяч человек. Корпоративные акты, в которых излагаются корпоративные нормы, распространяющиеся только на коллектив организации, отличаются, и порой весьма существенно, от законодательных актов. Перечислим особенности корпоративных актов, касающиеся их содержания и поясним некоторые из них:20
1. Регулятивный характер актов
- это означает, что элементами
корпоративных норм-
2. Наличие множества
3. Конкретизированность