Законодательная техника: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы исследовать различные виды законодательной техники и проанализировать их особенности и закономерности, выявить степень их эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:
Изучить понятие законодательной техники;
Рассмотреть основные виды правотворчества, возможных его участников;
Исследовать, почему правотворчество народа (референдумы) для России остается редким явлением;

Содержание

Введение...................................................................................................3

1. Понятие о законодательной (правотворческой) технике...........6

2. Возникновение и развитие законодательной техники................8

3. Задачи, правила и требования законодательной техники........10
3.1. Задачи и правила законодательной техники..............................................................................................................10
3.2 Требования к языку нормативных актов........................13

4. Виды правотворческой техники....................................................15
4.1. Правотворчество народа в современной России...........15
4.2. Роль правотворчества государственных органов.........16
4.3. Недостатки корпоративного правотворчества и его связь с законодательными актами.........................................................................19

Заключение …………………………………………………………....23
Библиографический список ……………………...............................24

Вложенные файлы: 1 файл

Законодательная техника .doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

4. Доминирования процедурных норм

5. Дозволительный характер норм

6. Закрепление свободы усмотрения  директоров и менеджеров

Как видим, содержание нормативных актов довольно специфично. Их особенности обусловлены сущностью, характером корпоративных норм и имеют позитивных смысл.

К ошибкам же, которые часто допускаются при принятии корпоративных актов можно отнести21:

1. Смешанный характер содержания  актов - смешанными считаются акты, в которых содержатся предписания  и нормативного, и индивидуального  характера - далеко не лучшая форма изложения корпоративных норм. Смешанные акты порождают неясность относительно юридической природы отдельных предписаний и т.п.

2. Ретранслирование законодательных  норм (корпоративные акты часто  используются в качестве ретрансляторов, то есть передатчиков, норм, издаваемых государственными органами; полезность таких актов весьма сомнительна, поскольку в конечном счете они создают информационный шум и не способствуют эффективности правового регулирования дел в корпорации)

3. Излишняя детализированность (далеко не всегда такой подход оправдан, поскольку работник - это прежде всего человек, обладающий чувствами, сознанием и волей)

4. Излишняя заурегулированность (подобные нормы лишают работников свободы действий и в итоге причиняют больше вреда, чем пользы)

5. Отсутствие декларативных положений

6. Отсутствие дефиниций - результатом  такого недостатка являются путаницы  в понимании терминов, употребляемых  в корпоративных актах, использование  одних и тех же терминов  для обозначения разных понятий, подмена терминов и т.д.

7. Наличие противоречий (анализ  показывает, что нормы одного  и того же корпоративного акта  довольно часто не согласуются  друг с другом)

8. Отсутствие собственных санкций - исследование корпоративных норм  говорит о том, что в них, как  правильно, нет санкций, установленных самой организацией. Санкциями за их неисполнение чаще всего выступают меры принуждения, установленные законодательными актами. Указанная особенность корпоративных норм связана с тем, что корпорация - это образование, производящее социальные блага, и задача корпоративных норм - отрегулировать, причем как можно лучше, этот созидательный процесс.

В последнее время в экономическое пространство России все больше проникают иностранные корпорации, создавая в нашей стране либо свои филиалы, либо совместные предприятия.22 Естественно, они привносят собственные традиции, используемые в процессе ведения бизнеса. Например, в корпорации "Макдональдс" за упущения в работе практикуется понижение работников в должности; на кондитерской фабрике "Красный Октябрь" на работников налагаются пени, т.е. вычеты из заработной платы. Думается, увеличение количества собственных санкций - это позитивный процесс, позволяющий повысить точность правового регулирования.23

 

Заключение

 

Я выполнила поставленную передо мной цель: исследовала различные виды законодательной техники, проанализировала их особенности и закономерности, выявила степень их эффективности. А также в ходе своего исследования я поняла, что в юридической литературе наиболее распространенное представление о законодательной технике как о "собирательном" понятии - совокупности или системе различных элементов законодательной техники (приемов, правил, методов, средств и пр.) применяемых при разработке нормативно-правовых актов. В настоящее время вопрос о видах законодательной техники является несколько спорным, а именно о его возможных участниках, тем не менее выделяют три основных вида:

- правотворчество государственных  органов

- правотворчество народа

- корпоративное правотворчество

и соответственно, возможными его участниками являются: государство, народ (граждане) и органы управления корпораций.

Так же, в курсовой работе я разъяснила, что референдумы в России довольно редкое явление, поскольку по мнению многих специалистов, на народное обсуждение необходимо выносить более простые вопросы (нужна ли профессиональная армия, следует ли срубить в городе тополя для избавления от тополиного пуха), а в последнее время в нашей жизни все меньше возникает простых вопросов.

В своей работе я систематизировала виды нормативных актов, издаваемых государственными органами, а именно:

- акты международного уровня (общепризнанные  принципы и нормы международного  права)

- акты федерального уровня (Конституции, законы, указы, постановления, инструкции, приказы)

- акты субъектов РФ (законы, указы, постановления, инструкции, приказы)

По субъектам нормативные акты делятся на четыре группы:

1) законы. Их принимают парламенты - представительные органы народа.

2) указы. Их издает Президент  РФ.

3) постановления. Их принимает Правительство РФ (в основном по социально-экономическим вопросам)

4) инструкции. Они разрабатываются министерствами (входящими в их структуру федеральными службами и агентствами) и оформляются приказами министра.

На сегодняшний день во всех трех видах правотворчества присутствует некоторое количество недостатков. В правотворчестве народа таковыми являются злоупотребления им государственной властью: выделение в бюллетене нужного ответа, помещение в голосование справок и примечаний, влияющих на выбор голосующего и др. В правотворчестве государственных органов такими недостатками прежде всего являются несогласованность с интересами и общества и издание "ненужных" законов. В актах же, изданных органами управления корпорации и вовсе присутствует масса недостатков: излишняя заурегулированность, наличие противоречий, отсутствие собственных санкций и прочее.

В настоящее время система права нашей страны находится в состоянии реформирования, одной из главных целей которой является обеспечение максимальной полноты и эффективности правового регулирования общественных отношений, осуществляемого системой законодательства. Сложились, оформились и были научно обоснованы ключевые принципы правового регулирования в основных отраслях права, сформировались несколько новых, не существовавших в советском праве отраслей, наработан большой нормативно – правовой массив. Но, несмотря на это, правовая реформа не окончена. Продолжается формирование единого механизма правового регулирования, отвечающего существующей в настоящий момент в нашей стране системе общественных отношений – создаются новые законы, изменяются успевшие устареть, отменяются отжившие свой век, оформляются новые отрасли и институты права. Огромное количество законов и подзаконных актов систематизируется, акты приводятся в соответствие друг с другом, устраняются коллизии и пробелы в праве. Именно поэтому необходимо и дальше совершенствовать законодательную технику, опираясь на предыдущие ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

 

Нормативные правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)//Российская газета

 

Монографии

 

1. Кашанина Т.В., Юридическая техника., 2-е издание., М., 2013 г.

2. Кашанина Т.В., Корпоративное право., М., 2010 г.

3. Шаров Ф.Л., Законодательная техника., М., 2005 г.

 

Специальная и научная литература

 

1. Алексеев А.А., Государство и право. Учебное пособие., М., 2014

2. Бабаев В.К., Правотворчество в современном Российском государстве., М., 2006

3. Баранов В.М., Сырых В.М., Законотворческие ошибки: понятие и топология., Н. Нов., 2003

4. Венгеров А.Б., Теория государства и права., М., 2013

5. Марченко М.Н., Теория государства и права в вопросах и ответах., М., 2013

6. Парамонов А. Р., Законодательная техника. Проблемно-тематический курс., М., 2006

7. Чухвичев Д.В., Законодательная техника., М., 2009

 

 

 

 

Публикации в периодических и продолжающихся изданиях

 

1. Давыдова М.Л., Теоретические проблемы определения понятия юридической техники в отечественной теории права., Вестник Волгоградского Государственного Университета.,2007

2. Пиголкин А.С. Законодательный процесс: Понятие. Институты. Стадии. / Отв. ред. Р.Ф. Васильев., Юриспруденция., М., 2005

3. Борискова И.В., Некоторые особенности Российской юридической техники., Вестник Воронежского Института МВД России., Выпуск №2., 2007

4. Рыднюк В.И., Законодательная техника: понятие и содержание., Молодой ученый., М., 2013.,№8.,C. 302-306

 

Электронные материалы

 

1. http://www.pravo.vuzlib.org/book_z1025_page_59.html

2. http://www.libsid.ru/korporativnoe-pravo

3. http://advokat-65.ru/park-blog

 

 

 

1 Парамонов А.Р. - Законодательная техника. Проблемно-тематический курс. - М.:Панорама, 2006 - С. 57

2 Там же - С. 71

3 Давыдова М.Л., Теоретические проблемы определения понятия юридической техники в отечественной теории права., Вестник Волгоградского Государственного Университета, 2007 - С. 12

4 Кашанина Т.В., Юридическая техника., 2-е издание. - М.:АСТ, 2013 - С. 148

5  Парамонов А.Р. - Законодательная техника. Проблемно-тематический курс: - М.:Панорама, 2006 - С. 104

6 Шаров Ф.Л., Законодательная техника: - М, 2005. - С. 34

7 Там же., с. 41

8 Черданцев А.Ф., Теория государства и права: - М, 2000 - С. 259

9 Пиголкин А.С., Законодательный процесс: Понятие. Институты. Стадии. / Отв. ред. Р.Ф. Васильев: – М., 2002., С. 155

 

10 Там же., С. 160

11 Пиголкин А.С., Законодательный процесс: Понятие. Институты. Стадии. Отв. ред. Р.Ф. Васильев: – М., 2002., С. 231

 

12 Борискова И.В., Некоторые особенности Российской юридической техники., Вестник Воронежского Института МВД России., Выпуск №2, 2007 - С. 23

13 Там же С. 37

14 Борискова И.В., Некоторые особенности Российской юридической техники., Вестник Воронежского Института МВД России., Выпуск №2, 2007 - С. 44

15 Бабаев В.К., Правотворчество в современном Российском государстве: - М, 2006 - С.. 212

16 Кашанина Т.В., Юридическая техника., 2-е издание: - М, 2013 - С..149

17 Там же., С. 150

18 Кашанина Т.В., Юридическая техника., 2-е издание: - М, 2013 - С. 152

19 http://advokat-65.ru/park-blog

20 http://www.pravo.vuzlib.org/book_z1025_page_59.html

21 http://www.libsid.ru/korporativnoe-pravo

22 http://www.center-yf.ru/data/economy/

23 Кашанина Т.В., Юридическая техника., 2-е издание.: - М, 2013 - С. 291

 


 



Информация о работе Законодательная техника: понятие и виды