Законодательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня наша страна несет на своих плечах тяжелое бремя реформирования. С чем это связано, почему так происходит и что ждет нас впереди - вопросы, которые требуют глубокого анализа и честного ответа.
Известно, что кризисные периоды в жизни общества чреваты переоценкой прежних и бурным расцветом новых идей. Кризисы особенно болезненны для тех областей знаний, которые изучают стабильные, устойчивые явления и процессы. К ним относится и юриспруденция.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и принципы правотворчества 4
2. Понятие законотворчества 11
3. Стадии и структура правотворческого процесса 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Витали.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

     Именно  поэтому предпосылкой создания закона является познание тех сложных условий, факторов и обстоятельств, тех развивающихся  общественных отношений, правовое регулирование  которых диктуется нуждами социального  прогресса.

     Однако  ограничение законотворчества рамками «чистого» познания, не переходящего в «деятельную сущность», таит в себе опасность ограничения его пассивной умозрительностью.3 За познанием следует деятельность. Этот переход не является прямолинейным и одноразовым. Он представляет собой трудоемкое многоступенчатое развертывание и конкретизацию знания в творчестве необходимых обществу законов. Лишь после того, как осознаны потребности и цели правового регулирования тех или иных отношений, законодатель принимает решение о переходе от познания к деятельности. Если познание в законотворчестве является процессом преобразования объективной действительности в факт законодательного сознания и принятия соответствующего решения, то реализация этого решения в действительность по созданию закона представляет собой обратный процесс превращения законодательного сознания в объективно существующий закон. Тем самым, итогом законотворчества, его продуктом, выступает результат - закон. Но этот итог - лишь промежуточный, первичный результат, вслед за которым наступает действие самого закона, заключающееся в практическом регулировании соответствующих общественных отношений.

     Глава 2.. Стадии и структура правотворческого процесса

 

     Правотворческая деятельность представляет собой процесс, протекающий во времени и поэтому он разбивается на последовательные действия, т.е. проходит определенные стадии.

     В литературе обычно выделяют четыре основных стадии правотворческого процесса:

     1. Правовая инициатива - управомоченные  лица или государственные органы  выступают с официальным предложением принять тот или иной нормативный акт. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определен в Конституции. Законодательная инициатива дополняется разработкой проекта предполагаемого нормативного акта.

     2. Обсуждение проекта - осуществляется самим правотворческим органом, а иногда выносится за его пределы (вынесение проекта на всенародное обсуждение, заключение специалистов-экспертов). Обсуждение завершается решением о вынесении проекта на рассмотрение в тот орган, который будет принимать закон.

     3. Принятие и утверждение проекта  нормативно-правового акта компетентным  государственным органом.

     4. Обнародование правотворческого  решения - его доведение до  сведения населения, без чего  принятые законодательные акты  не могут исполняться. 

     Процесс правотворчества строго регламентирован правом. Например, в Конституции говорится о порядке принятия законов. Другие органы государства также имеют свои регламенты либо иные нормативные документы, устанавливающие порядок деятельности этих органов.

     Более подробно стадийность правотворчества прослеживается в следующем подходе к разграничению правотворческого процесса на стадии. Весь процесс правотворчества подразделяется на два этапа, каждый из которых, в свою очередь, включает несколько стадий.

I этап. Предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта).

1). Принятие  решения о подготовке проекта.

     Утверждаются  планы правоподготовительных работ. Кроме этого, такое решение может  исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Парламенту разработать проект конкретного акта.

2). Предварительные  работы, предшествующие составлению  текста проекта.

     Выявляется  общественная потребность в урегулировании данной сферы общественных отношений. Определяется фактическое положения в данной сфере общественной жизни, а также цели предполагаемого правового регулирования. Анализируется действующее законодательство по данному вопросу, чтобы определиться, достаточно ли будет изменений в действующие акты или необходимо подготовить новый акт. 

Здесь же должны быть просчитаны последствия  принятия нового акта, а также возможные  затраты финансовых и иных ресурсов, доходы, издержки и т.д. Вырабатываются основные положения будущего акта.

3). Подготовка  первоначального текста проекта.

     Обычно  образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. При необходимости  создаются подкомиссии, рабочие  и редакционные группы. Важно привлечение к работе именно специалистов - людей, имеющих большой опыт и знания, а также юридических подразделений органов, разрабатывающих проект.

4). Предварительное  обсуждение проекта.

     Формы обсуждения разнообразны: широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т.д.), расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати и на телевидении; рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями; отзывы и заключения на проект со стороны органов, не участвующих в его раз работке и т.д.

Важнейшие законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.

     Проекты публикуются в центральной и  местной печати, рассматриваются  на заседаниях представительных органов  различных уровней, в трудовых коллективах, воинских частях и т.д.

5) Проект  окончательно обрабатывается и редактируется.

     Делается  это после учета всех замечаний  и предложений и, как правило, той рабочей комиссией, которая  составляла первоначальный текст проекта.

II этап. Возведение государственной воли  в закон. (деятельность правотворческого  органа по рассмотрению и принятию нормативного акта).

На этом этапе работа вступает в официальную  фазу и осуществляется самим правотворческим  органом.

     1). Внесение проекта в официальном  порядке в соответствующий правотворческий  орган от имени органа или  организации, готовивших его. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны (право законодательной инициативы) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, предусмотренные в Конституции.

     Вместе  с проектом представляется объяснительная записка, которая содержит обоснование необходимости принятия акта, разверну тую характеристику его целей, задач и основных положений, его место в системе законодательства, а также ожидаемых последствий принятия акта.

2). Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания.

3). Обсуждение  проекта.

4). Официальное  принятие проекта.

     Эти стадии тесно связаны. Их процедура  детально регламентируется. Законопроекты  рассматриваются в 2-х или 3-х чтениях. При первом чтении заслушивается доклад инициатора проекта и содоклад головного комитета. Затем депутаты обсуждают проект и вносят замечания в виде поправок. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет законопроект или отклоняет его.

     В результате второго чтения законодательный орган либо принимает закон либо отклоняет его. На голосование ставится отдельно каждая статья, раздел или глава проекта. Они принимаются за основу, потом на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки. После обсуждения поправок статья (раздел, глава) утверждается в целом с принятыми поправками. Затем проект утверждается в целом.

5). Официальное  обнародование принятого нормативного  акта. Заключительной стадией правотворческого  процесса является официальное  опубликование. принятого акта в особых, предусмотренных законом печатных органах, а также его официальное оглашение в иной форме (по телевидению, радио, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы).

     Приведенная выше классификация этапов и стадий правотворчества относится к законотворческому процессу как важнейшему виду правотворческой деятельности государства. Подзаконное нормотворчество осуществляется по упрощенной процедуре. К тому же для некоторых видов подзаконных актов не требуется официального опубликования - это ведомственные акты, не затрагивающие права и обязанности граждан, а посвященные внутриорганизационным вопросам деятельности отдельного ведомства. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Процесс законотворчества - это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов объективной действительности и субъективную волю законодателя.

     Жизнеспособность  законов обеспечивается множеством компонентов. Их необходимо подвергнуть  глубокому анализу, чтобы определить наиболее уязвимые места в процессе подготовки и реализации законов; попытка проделать эту работу была сделана в данном курсовом исследовании. Подытожив все изложенное, хочу выделить ряд насущных проблем современного законотворчества.

     Во-первых, необходимо изменить существующую практику законотворчества на стадии подготовки проекта закона. Здесь представляется возможным разработка проекта группой ученых-специалистов, которая заменила бы ведомственный порядок подготовки законопроектов. Целесообразно выносить важнейшие законопроекты на всенародное обсуждение, предварительно разработав механизм подведения итогов обсуждения и их учета в законопроекте.

     Очень важной является проблема понятийной определенности законодательства. Для  достижения краткости и точности юридического языка большое значение имеет правильное использование  правовой терминологии. Необходимо создать единый терминологический словарь законодательства.

     Другая  проблема - это модельная сбалансированность запретительных и разрешительных норм в нашем законодательстве, а также  законов и подзаконных нормативных  актов. Необходимо конституционно установить круг вопросов общеправового характера, который должен регулироваться исключительно на законодательном уровне, уточнить систему государственных органов, обладающих правом законодательствовать.

     Среди всех проблем законотворчества наиболее остро встает проблема исполнения законов.

     Многие  законы, которые создаются с огромными  интеллектуальными и психологическими затратами не работают, парализуя  всю правовую систему, все три  власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны сосредоточиться именно на реализации принятых решений.

     Естественно, перечисленный перечень трудностей законотворческого процесса не является исчерпывающим. Необходимо глубокое научное  исследование этих вопросов, разработка на ого основе практических мер по совершенствованию законотворческого процесса.

 

     

     СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

     1.Нормативно- правовые акты 

     
  1. Конституция РБ: принята на Всенародном референдуме I996.
 

     2. Специальная литература 

     
  1. Алексеев  С.С. Государство и право. М., I994. C.I90.
  2. Алексеев С.С. Как готовить закон? // Известия. I992. I4 декабря.
  3. Алексеев С.С. Правовое государство - судьба социализма. М.,1988.С.96.
  4. Дюрягин И.Я. Правотворчество в советском государстве. М., Юрид.л., 1974. C.157.
  5. Гоббс Т., Левиафан Н. Мир философии: Книга для чтения. Ч.2. Человек. Общество. Культура. М.,: Политиздат. 1991. С.450.
  6. Гайман В. Механизм обеспечения реализации закона в современных условиях. // Советское государство и право. 1991.№12.C.12.
  7. Грось А. О противоречиях в гражданском процессуальном законодательстве. // Российская юстиция. I994. №1. С.42.
  8. Исполнение законов. / "Круглый стол" журнала" Советское государство и право" // Советское государство и право. 1991. №6,7.
  9. Кененов А.А., Чернобель Г.Т. Логические основы законотворческого процесса . // Правоведение . 1991 №6. С.74
  10. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности. // Государство и право. 2000. №З. С.75.
  11. Лукич Р. Методология права. М.: Прогресс. 1981. С.215.
  12. Наинец А. Правотворчество: Теория и законодательная техника. М.: Прогресс. 1994. С.56.
  13. Научные основы советского правотворчества. / Под ред. Халфиной Р.О.: М. I98I. С.300.
  14. Правотворчество в СССР. / Под ред. Мицкевича А.В.: М. 1974. С.320.
  15. Советское законодательство: пути перестройки. / Под ред. Мицкевича А.В., Приголкина А.C./ М.,: Юрид.л., I989. C.43I.
  16. Синюков В.Н. Исполнение законов. // Советское государство и право. 1991. №6. С.7.
  17. Спасов Б.П. Закон и его толкование. М.:Юрид.л., 1986.С.91.
  18. Тихомиров В., Приголкин А., Казьмин И. Законотворчество и план. // Народный депутат. I990. №9. С.95.
  19. Теория права и государства. / Под ред. Лазарева В.В./. М.: Юрид.л., 2002. C.123.
  20. Общая теория права. Курс лекций./ Под ред. Бабаева B.K./.. 1998. С.304.

Информация о работе Законодательный процесс