Защита авторских и смежных прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 00:37, реферат

Краткое описание

В настоящее время действует сложившаяся на протяжении десятилетий комплексная отрасль общественного производства - индустрия авторского права и смежных прав. Возникновение этой отрасли общественного производства вызвано массовостью и коммерциализацией объектов авторского права и смежных прав. Дело в том, что в отличие от объектов промышленной собственности, которые иногда имеют высокую единичную коммерческую стоимость, но обычно не имеют массового распространения, многие объекты авторского права и смежных прав имеют высокие тиражи и очень высокую массовую коммерческую стоимость.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…..3
Раздел 1. Общая характеристика смежных прав…………………….………4
1.1 Понятие смежных прав……………………………………………….4
1.2. Исполнительские права…………………………………………..….6
1.3. Права производителя фонограммы………………………………..8
1.4. Права организаций эфирного и кабельного вещания……..………9
Раздел 2.Защита авторских и смежных прав…………………………….…11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

смежные права и их охрана.docx

— 51.51 Кб (Скачать файл)

- изготовитель  фонограммы является гражданином  Республики Беларусь или юридическим  лицом, имеющим официальное местонахождение  на территории Республики Беларусь;

- фонограмма  впервые опубликована на территории  Республики Беларусь.

В процессе создания фонограммы ее производитель осуществляет не творческую, а техническую деятельность, поэтому никаких личных неимущественных прав у него не возникает. Для защиты имущественных интересов производителя фонограммы закон наделяет его исключительным правом на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения, за каждый вид использования. Это право позволяет осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

• воспроизводить (прямо или косвенно) фонограмму, т.е. повторять ее на каких-либо материальных носителях;

• переделывать или иным образом перерабатывать фонограмму;

• распространять оригинал или экземпляры фонограммы посредством продажи или иной передач

 

 

1.4 Права организаций эфирного и кабельного вещания

Статья 29. Закона РБ Об Авторском Праве и Смежных Правах

Исключительное право на передачу организации эфирного или кабельного вещания:

  1. Организации  эфирного или кабельного вещания  или иному правообладателю принадлежит исключительное право на передачу.

 Исключительное  право на передачу означает  право организации эфирного или  кабельного вещания или иного  правообладателя использовать передачу  по своему усмотрению в любой  форме и любым способом. При  этом организации эфирного или  кабельного вещания или иному  правообладателю принадлежит право  разрешать или запрещать другим  лицам использовать передачу.

2. Использованием  передачи признаются:

  • запись передачи;

  • воспроизведение записи передачи;

  • распространение записи передачи или экземпляров записи передачи посредством продажи или иной передачи права собственности. Если экземпляры правомерно опубликованной записи передачи введены с разрешения организации эфирного или кабельного вещания или иного правообладателя в гражданский оборот на территории Республики Беларусь посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее распространение на территории Республики Беларусь без согласия организации эфирного или кабельного вещания или иного правообладателя и без выплаты им вознаграждения;

  • прокат экземпляров записи передачи;

  • публичное исполнение передачи в местах с платным входом;

  • передача в эфир или передача по кабелю другой организацией эфирного или кабельного вещания;

  • сообщение передачи для всеобщего сведения;

  • иные возможные способы использования передачи.

3. Исключительное  право на передачу организации  эфирного или кабельного вещания не действует, если:

  • запись передачи была произведена с согласия организации эфирного или кабельного вещания;

  • воспроизведение записи передачи осуществляется в тех же целях, для которых была произведена ее запись, в соответствии с ограничениями, установленными настоящим Законом.

4. Организация  эфирного или кабельного вещания  или иной правообладатель имеют право на получение вознаграждения за каждый способ использования передачи третьими лицами, за исключением случаев, предусмотренных главой 4 настоящего Закона и (или) договором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2 Защита авторских и смежных прав

 

Следует отметить, что в отличие от авторского права смежные права в законодательстве Республики Беларусь появились и стали признаваться сравнительно недавно, в частности с принятием Закона от 16 мая 1996 г. № 370-ХШ «Об авторском праве и смежных правах».

В связи с ратификацией Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву (на дипломатической конференции которой по авторскому и смежным правам (Женева, 20 декабря 1996 г.) были выработаны новые нормы смежных прав) возникла необходимость внесения изменений и дополнений в Закон «Об авторском праве и смежных правах», в результате чего появился переработанный Закон Республики Беларусь от 11 августа 1998 г. № 194-3 «Об авторском праве и смежных правах», в котором получили отражение нормы и положения договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, а также содержатся расширенные нормы для исполнителей, производителей фонограмм и для вещательных организаций.

Кроме названного договора, ВОИС по исполнениям и фонограммам (Женева, 20 декабря 1996 г.), к числу наиболее значимых международных конвенций и соглашений по смежным правам относятся также Римская конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1963 г., Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного производства их фонограмм (принята в 1971 г.) и др.

Исполнения охраняются в Республике Беларусь на основании ст. 994 ГК и Закона от 11 августа 1998 г. Что касается постановок, то в старой редакции закона «Об авторском праве и смежных правах» они присутствовали, в новой его редакции в качестве объектов смежных прав постановки не названы.

В соответствии с п.З ст. 29 Закона от 11 августа 1998 г. производители фонограмм и организации вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного либо передаваемого в эфир или по кабелю произведения. На исполнителя названный закон возлагает обязанность соблюдать права автора исполняемого произведения (п.2 ст. 29).

Статья 56. Закона РБ Об Авторском Праве и Смежных Правах:

  1. За  защитой авторского права или  смежных прав авторы или иные  правообладатели обращаются в установленном порядке в судебные и другие органы в соответствии с их компетенцией.

2. В случае нарушения исключительного права на объект авторского права или смежных прав наряду с использованием способов защиты исключительных прав, предусмотренных статьей 989 Гражданского кодекса Республики Беларусь, автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти до пятидесяти тысяч базовых величин, определяемом судом с учетом характера нарушения.

 Компенсация  подлежит взысканию в случае  доказанности факта нарушения исключительного права на объект авторского права или смежных прав. При этом автор или иной правообладатель освобождаются от доказывания размера причиненных этим нарушением убытков.

3. В случае  совершения нарушений, предусмотренных п. 2 ст. 55 настоящего Закона, автор или иной правообладатель, которым такими нарушениями причинен ущерб, вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

4. Организация по коллективному управлению имущественными правами вправе от имени авторов или иных правообладателей либо от своего имени предъявлять требования, предусмотренные настоящей статьей, в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, управление которыми она осуществляет на основе договоров, заключенных с авторами или иными правообладателями, и (или) договоров, заключенных с другими организациями по коллективному управлению имущественными правами, о взаимном представительстве интересов.

Защита авторских и смежных прав на интеллектуальную собственность должна обеспечиваться предусмотренными в законодательстве способами с учетом самого существа нарушенного права, а также с учетом последствий возникших от нарушения этого права.

Мировая практика показывает, что любые лица, которые захотели использовать, к примеру, скачать музыку из интернета, могут осуществить такое действие исключительно с согласия конкретного автора этой музыки или его правообладателя.

Для подтверждения согласия от правообладателя произведения на его скачивание является обычный лицензионный договор, который заключается между заинтересованными сторонами, а именно правообладателем и лицом, использующим его произведение (музыку, песню, книгу).

Исходя из этого для того, чтобы в суде доказать наличие нарушения на исключительное авторское или смежное право на любое произведение достаточно наличие одновременно всего 2-х обстоятельств:

· подтвержденный факт использования авторского произведения любым способом;

· отсутствия у лица, которое использовало авторское произведение в личных целях, лицензионного договора с правообладателем, к примеру, песни или книги.

Отсутствие конкретной вины нарушителя не должно освобождать его от обязанности завершить нарушение права, а также сам закон не исключает применение в его отношении мер, которые направлены на защиту авторских и смежных прав их владельцев.

За выявленные нарушения авторских и смежных прав законодательство устанавливает следующие виды ответственности, а именно гражданско-правовую, административную и уголовную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Права исполнителя признаются за ним, если:

  • исполнитель является гражданином Республики Беларусь;

  • исполнение впервые имело место на территории Республики Беларусь;

  • исполнение записано на фонограмму;

  • исполнение, не записанное на фонограмму, включено в передачу в эфир или передачу по кабелю;

  • в иных случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.

Права производителя фонограммы признаются за ним, если:

  • производитель фонограммы является гражданином или юридическим лицом Республики Беларусь;

  • фонограмма впервые опубликована на территории Республики Беларусь;

  • в иных случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней, если организация имеет официальное местонахождение на территории Республики Беларусь и осуществляет передачи с передатчиков, расположенных на территории Республики Беларусь, а также в иных случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.

Объекты смежных прав:

Смежные права распространяются на исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания.

К исполнениям относятся исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей.

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдение каких-либо формальностей.

Субъекты смежных прав

Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.

Исполнитель осуществляет принадлежащие ему права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения.

Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют принадлежащие им права в пределах прав, полученных по договорам с исполнителем и автором записываемого либо передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

При отсутствии доказательств иного исполнителем или производителем фонограммы считается лицо, указанное в качестве исполнителя или производителя фонограммы на каждом экземпляре фонограммы.

Исполнитель и производитель фонограммы, а также иной обладатель права на исполнение или фонограмму для оповещения о своих правах вправе по своему усмотрению использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и обязательно состоит из трех элементов:

  • латинской буквы "P" в окружности;

  • имени (наименования) правообладателя;

  • года первого опубликования фонограммы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Основная литература:

1. Гражданское право. Общая часть / Д.А. Колбасин. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004.

2.Гражданское право. Особенная часть / Д.А. Колбасин. – 2- изд., перераб. и доп. - Минск: Амалфея, 2007

3. Об авторском праве и смежных правах: Закон Респ. Беларусь, 16 мая 1996 г., № 370–XIII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 4.01.2003 г.

 

Дополнительная литература:

4. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах / Э.П. Гаврилов, 2005.

Информация о работе Защита авторских и смежных прав