Идеологические функции СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 23:33, реферат

Краткое описание

На всем протяжении развития цивилизации идеология являлась неотъемлемым фактором организации общественной жизни. Более того, с момента возникновения информационной эпохи идеологический фактор становится определяющим. Поэтому особую актуальность для государства имеет разработка собственной идеологии. Идеология является неустранимым компонентом функционирования общества, выступая как социально значимая и теоретически оформленная система идей, отражающая интересы соответствующих социальных групп и слоев и призванная закрепить или изменить общественные отношения. Идеология имеет два важнейших аспекта.

Содержание

Введение 3
1. Роль СМИ в условиях современного политического развития. Место СМИ в политических и идеологических процессах 5
2. Идеологические функции сми 11
Заключение 16
Список использованных источников 18

Вложенные файлы: 1 файл

Идеологические функции СМИ.docx

— 48.67 Кб (Скачать файл)

В этой ситуации возникает вопрос о том, в какой мере распространение ценностей глобальной идеологии потребления в СМИ будет соотноситься с задачами укрепления и развития собственных национальных политических и информационных ценностей, которые необходимы для формирования полноценной идеологии белорусского государства. Чтобы дать правильный и мотивированный ответ на этот вопрос необходимо четко представлять содержание идеологической функции СМИ, взаимоотношение и взаимодействие журналистики и идеологии, средств массовой информации и идеологических процессов.[7]

 

  1. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ СМИ

Основным связующим звеном между  журналистикой и идеологическими  процессами является государственная  политика в сфере СМИ, регулирующая:

  • внутри журналистские отношения (учредитель, издатель – главный редактор – журналисты);
  • отношения между СМИ и источниками информации;
  • права журналистов на распространение информации;
  • отношения между СМИ и аудиторией;
  • объем и характер участия органов государственной власти и управления в массово-информационной деятельности;
  • осуществление контроля за деятельностью СМИ в целях соблюдения ими действующего законодательства.

Следует четко представлять, что, с одной стороны, у СМИ и государства с его политикой и идеологией противоположные интересы. Но, с другой стороны, они стремятся всегда к вполне естественному союзу. Так, журналисты, СМИ черпают свои сюжеты в политической сфере, а представители государственной власти имеют возможность через средства массовой информации убедить многомиллионную аудиторию в правильности проводимой ими политики и принимаемых решений. Образно говоря, СМИ рекламируют политику, а политика дает «пищу» для журналистов. Хотя на практике это нередко ведет к тому, что СМИ, участвуя в распространении основных положений национальной идеологии государства на широкую аудиторию, неизбежно приходят к использованию методов и приемов формирования «нужного» общественного мнения. Определенная опасность подобной ситуации заключается в том, что человек перестает рассматривать свою повседневную жизнь в качестве политической реальности. Для него последняя существует только на экране или на газетной полосе.

В итоге, со временем конкретный человек может окончательно перестать воспринимать политическую действительность в ее целостности. Хороша ли идеология государства или плоха, к каким результатам она ведет – это начинает приобретать все меньшее значение. Важно лишь то мгновенное чувство, которое вызывает очередной телевизионный кадр.

Идеологические процессы в силу этого могут определять как политическую и социальную реальность, так и  противостоять им, создавая свою виртуальную  действительность или политическую утопию. В последнем случае идеологические процессы рано или поздно приведут к полной дестабилизации социально-политической ситуации в  стране, так как вступят в конфликт с общественной психологией.

Среду идеологических процессов составляет политическая коммуникация – процесс передачи информации, обеспечивающий циркуляцию политической информации между различными элементами политической системы. Суть массовой коммуникации заключается в систематическом распространении информации через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись. Массовая коммуникация является средством утверждения в обществе определенных ценностей, а также оказания воздействия на мнения, убеждения и поведение людей.

Воздействие СМИ на общественное сознание обусловлено потребностью человека ориентироваться в происходящем вокруг него событиях. СМИ являются частью его социальной среды. С помощью СМИ государство и другие субъекты политики не только распространяют информацию, но и также поддерживают или меняют мнения, стереотипы, убеждения своих реципиентов. Результаты воздействия СМИ на общество и способы такого воздействия могут существенно варьироваться в зависимости от их места в социальной системе.

Следует понимать, что идеология составляет духовную опору государства, которое в силу этого всегда будет стремиться ее распространять и защищать от критики. Идеология, образно говоря, и есть единственно возможная государственная религия, не имеющая прямого отношения ни к одной реально действующей конфессии. Поэтому всегда будет существовать противоречие между идеологией государства и идеями отдельных граждан и социальных групп. И это вполне естественно, так как большинство граждан любой страны интересует в первую очередь то, что может им быть полезным и принести выгоду в реальной жизни.

Таким образом, СМИ должны исходить из того, что политическая идеология – это неотъемлемый элемент структуры общественного сознания.

Формой политической коммуникации, прежде всего, является пропаганда, задача которой состоит в том, чтобы распространять среди аудитории СМИ определенную идеологию. Иными словами, можно рассматривать пропаганду как активизированную идеологию. Но при этом следует помнить, что пропаганда в отличие от идеологии условно разделяется на три основных типа. Первый – «белая» пропаганда, при которой источник информации хорошо известен. Второй тип – «серая» пропаганда, при которой источник информации однозначно не идентифицируется, а содержание информации требует проверки и критического восприятия. Наконец, «черная» пропаганда, которая скрывает источник информации, либо таковой вообще реально не существует, а информация содержит ложь, сфабрикованные факты, построена на подмене понятий.

С учетом вышеизложенного, в СМИ может рассматриваться агитация как стандартная пропагандистская деятельность по распространению определенных идеологических доктрин и стимулированию политической активности населения региона или страны. Функцию агитации выполняют  политические институты и СМИ во всех современных обществах, независимо от уровня развития в них демократии и свободы совести.

Таким образом, вполне правомерным и обоснованным является вывод о том, что «сущность идеологических функций СМИ состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в формировании всех компонентов массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и активизации общественного мнения».

В современных обществах СМИ  или масс-медиа опосредуют не только воздействие на общество со стороны  различного рода организаций и групп, но также и общение множества  неассоциированных граждан. Совокупная деятельность СМИ создает определенную среду публичного общения или  информационное поле (медиапространство).

Информационное поле – это устойчивая совокупность социальных и политических связей и отношений, образующаяся в обществе под воздействием массовых коммуникаций. Информационное поле формируется, главным образом, средствами массовой информации. Существует 3 вида СМИ:

1. Электронные СМИ (радио и  телевидение).

2. Печатные СМИ.

3. Интернет-СМИ.

Будучи одновременно и продуктом, и средой общения, информационное поле не может быть политически нейтральным. Оно всегда благоприятствует одним  социальным группам, и не выгодно  для других. В силу этого источники  информации, конкурирующие за аудиторию, создают разнородные информационные потоки, которые постоянно его  преобразуют. При этом СМИ выступают  в двоякой роли. С одной стороны, они служат средством реализации гражданами права на свободу мнений и высказываний, с другой стороны, они продвигают корпоративные или  узкогрупповые интересы. В условиях стабильной демократии интересы различных  групп уравновешивают друг друга  таким образом, что это не нарушает коммуникации в обществе и свободы  слова. Если же СМИ заменяют собой  настоящие общественные дискуссии, то чаще всего это является признаком  контроля над обществом со стороны  структур бизнеса или государства. В сфере деятельности СМИ против этих тенденций до сих пор не придумано  более эффективных средств, чем продуманная государственная политика и профессиональная этика журналистов и аналитиков, основанная на корпоративной культуре.

Идеологические функции СМИ  в том или ином обществе определяются сложной системой факторов, в число  которых входят характер политического  режима и уровень экономического развития общества, идеологизация самих  работников СМИ, их собственные профессиональные нормы, а также то, как их работа воспринимается аудиторией.

В чем же конкретно проявляется  идеологическое воздействие СМИ  на личность, группу, сообщество:

  • Любое СМИ в современном мире выступает как хорошо осведомленный и оперативно-действующий поставщик информации и в любой информации, представляемой СМИ, обязательно существует идеологическо-составляющее.
  • СМИ не просто несут своим читателям, слушателям, зрителям потоки информации, они акцентируют их внимание на определенных событиях и процессах, создают совокупность неких символов, образов.
  • Процессы конструирования картины мира СМИ дают картину мира, тем или иным путем оформления образов и оценок СМИ придают изображения явлениям некий статус общественного мнения общепризнанных оценок.
  • СМИ предлагая своим зрителям, читателям, слушателям своеобразные эталоны поведения. Образцы того, что следует считать нормальным.

Таким образом, СМИ является мощным фактором мировоззренческого, политического, идеологического влияния на духовный мир. Ценностные ориентации и способы  поведения личности или группы, а  иногда сообщества в целом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общеизвестно, что во многих странах СМИ называют «четвертой властью». И действительно, в широком смысле слова СМИ обладают властью – властью влиять, критиковать, диктовать информационную повестку дня, то есть определять темы сообщений и ранжировать их важность, актуальность для общества.

Базовым элементом сбалансированной системы взаимоотношений и взаимодействий государства и СМИ в Беларуси является Министерство информации, на которое возложены функции государственного регулирования в области передачи и распространения массовой информации. Кроме того, взаимодействие СМИ и органов государственной власти и управления координируют, в пределах своей компетенции, пресс-служба главы государства, ГУ «Национальный пресс-центр Республики Беларусь», РУП «Международный центр интеграционной информации. Общественный пресс-центр Дома прессы», пресс-службы министерств и ведомств, исполнительных комитетов.

 Идеология белорусского государства будет действенной, если будет опираться на оптимальную структуру национальной системы СМИ и информационного поля Беларуси, которые обеспечат возможность любой аудитории выбрать информацию, удовлетворяющую ее потребности в этой сфере по принципу достижения максимальной информированности. С другой стороны, в основе любого идеологического процесса лежит позитивное или негативное взаимодействие со СМИ, которое либо усиливает влияние определенной идеологии, либо снижает ее воздействие на массовую аудиторию, то есть это взаимодействие неизбежно носит характер либо политического сотрудничества, либо политического соперничества.

Таким образом, социально-политическими и идеологическими функциями СМИ являются:

1) производство и распространение  политической информации;

2) формирование и выражение общественного  мнения о деятельности политических  институтов, реальном состоянии  и проблемах социально-политического  развития;

3) политическое образование и  воспитание граждан;

4) критика действий правящей  элиты, контроль за деятельностью  госорганов;

5) мобилизация граждан к политическим  действиям и т.д.

СМИ является мощным фактором мировоззренческого, политического, идеологического влияния  на духовный мир. Ценностные ориентации и способы поведения личности или группы, а иногда сообщества в целом.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Яскевич Я.С. Идеология белорусского государства и молодежная политика: стратегические приоритеты и ценности. – Минск: БГЭУ, 2005. С.71
  2. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994г. 2875-XII, с изм. и доп. принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004// Бизнес-Инфо: Беларусь [Электр. Ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ.Беларусь. – Минск, 2001-2010.
  3. Закон "О средствах массовой информации" от 17 июля 2008 г. № 427-З ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ.Беларусь. – Минск, 2001-2010.
  4. Бабосов Е.М.  Идеология белорусского государства: теоретические и практические аспекты. – 2-е издание. – Минск: Амалфея, 2009. С.330-331
  5. Гладковская Е. С. Журналистский дискурс терроризма  (сравнительный анализ публикаций в качественной прессе  России и США, Екатеринбург –  2006, с.22
  6. Дмитриев Е.И. Средства массовой информации в идеологических процессах // Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Под общ.ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – С. 147-171. – С. 162.
  7. http://vtor.info/index.php

 


Информация о работе Идеологические функции СМИ