Избирательная система в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:10, реферат

Краткое описание

Решение остановиться на выборе данной темы, обусловлено рядом причин как объективного, так и субъективного свойства. Для всех очевидно, что выборы - не просто техническая процедура формирования тех или иных органов путем голосования, это прежде всего очень сложный политический процесс, в который вовлечены различные группы и слои общества, политические партии и иные общественные объединения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
1. Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем 4
2. Избирательная система и избирательный процесс Республики Беларусь 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательная система РБ.docx

— 40.79 Кб (Скачать файл)

Для проведения выборов депутатов  Палаты представителей на территории Республики Беларусь образуется 110 избирательных округов.

Для проведения выборов депутатов местных Советов депутатов также образуются избирательные округа.

Избирательные округа образуются с примерно равной численностью избирателей. Отклонение числа избирателей в избирательном округе, как правило, не может превышать 10 %. Избирательный округ составляет единую территорию: не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой.

Избирательные участки для голосования образуются с числом не менее 20 и не более 3000 избирателей.

Участки для голосования  могут быть образованы в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также в воинских частях.

Участки для голосования  образуются в районах и городах  районными, городскими (в городах  областного подчинения) исполнительными комитетами, а в городах с районным делением -районными администрациями. В воинских частях участки для голосования образуются в таком же порядке по представлению командиров воинских частей.

За пределами Республики Беларусь участки для голосования  для граждан Республики Беларусь, пребывающих на территории иностранных  государств, образуются руководителями дипломатических представительств (консульских учреждений) Республики Беларусь, действующих на территории соответствующих иностранных государств, в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией.

Участки для голосования  образуются не позднее чем за два  месяца до выборов и не позднее  чем за 25 дней до референдума.

При проведении отзыва депутата участки для голосования образуются не позднее семи дней после назначения дня голосования об отзыве депутата.

Органы, образовавшие участки  для голосования, обязаны не позднее  чем в десятидневный срок оповестить избирателей, участников референдума  о границах каждого участка для  голосования с указанием места нахождения участковой комиссии и помещения для голосования.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь выборы обеспечивают избирательные комиссии. На эти органы (комиссии) возлагается организационное руководство всеми избирательными процессами.

Различают следующие комиссии:

  1. Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам проведению республиканских референдумов;
  2. территориальные, система которых основана на административно-территориальном устройстве государства;
  3. окружные (обеспечивают регистрацию кандидатов и нормальный ход избирательной кампании, а также определяют результаты выборов по избирательному округу);
  4. участковые (осуществляют регистрацию избирателей, организовывают голосование на участке, определяют итоги по избирательному участку).

Территориальные органы при наличии окружных обобщаю и опубликовывают результаты выборов на соответствующей территории, а при отсутствии окружных выполняют также и их функции.

Образование и организация  работы Центральной комиссии определяются Конституцией Республики Беларусь, Избирательным кодексом Республики Беларусь и Законом «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов».

Комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, по референдуму, по проведению голосования об отзыве депутата формируются из представителей, указанных в ч.1 ст. 11 Избирательного кодекса.

Вопросы регистрации избирателей  регламентируются гл. 5 Избирательного кодекса.

Списки избирателей для  голосования составляются по каждому участку соответствующими государственными органами и подписываются председателем и секретарем участковой комиссии.

Гражданам обеспечивается возможность  ознакомиться со списком и проверить  правильность его составления в  помещении участковой комиссии.

Каждому гражданину предоставляется  право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в  списке неточности в указании данных о гражданине.

Списки граждан, имеющих  право участвовать в выборах, уточняются участковой избирательной  комиссией накануне каждого тура голосования.

Вопросы выдвижения кандидатов подробно регламентируются гл. 15 Избирательного кодекса.

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Выдвижение кандидатов в  Президенты Республики Беларусь начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов.

Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее чем за шесть месяцев до назначения выборов, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей.

Выдвижение кандидатов в  депутаты начинается за 70 дней и заканчивается  за 40 дней до выборов.

Регистрация кандидатов в  Президенты Республики Беларусь осуществляется Центральной комиссией, а кандидатов в депутаты - соответствующей окружной, территориальной избирательной комиссией.

Кандидат в депутаты может  баллотироваться только по одному избирательному округу.

Текст бюллетеня по выборам  Президента Республики Беларусь утверждается Центральной комиссией, текст бюллетеня по выборам депутата - соответствующей окружной, территориальной избирательной комиссией.

Участковые комиссии обеспечиваются бюллетенями не позднее чем за семь дней до выборов.

Агитационная кампания является одной из важных стадий избирательного процесса. От качества ее проведения во многом зависит, кто станет депутатом или Президентом. Проведение агитационной кампании регламентируется гл. 10 Избирательного кодекса Республики Беларусь.

Согласно ст. 155 Избирательного кодекса Республики Беларусь под термином «предвыборная агитация», понимается деятельность граждан Республики Беларусь, политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, кандидатов, их доверенных лиц, инициативных групп, осуществлявших сбор подписей по выдвижению кандидатов и проводящих агитацию за их избрание, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, голосованию за тех или иных кандидатов или против них.

Иностранные граждане не вправе принимать участия в агитации.

Ст. 47 Избирательного кодекса  закрепляет положения о недопустимости злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации, агитации по референдуму.

Голосование является основной стадией избирательного процесса Республики Беларусь и регламентируется гл. 13 Избирательного кодекса.

При выборах Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, проведении референдума, голосования  об отзыве депутата голосование проводится с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковые комиссии оповещают избирателей, участников референдума не позднее чем за 10 дней до выборов, референдума, голосования об отзыве депутата.

Граждане, находящиеся за рубежом, могут проголосовать на участках для голосования, которые  образуются дипломатическими представительствами  Республики Беларусь. Граждане имеют  право проголосовать на участке  для голосования по месту своего временного пребывания (в санаториях, профилакториях, больницах, других стационарных лечебно-профилактических учреждениях и воинских частях).

Предусмотрено также  и досрочное, не ранее чем за пять дней до выборов, голосование и голосование  по месту нахождения граждан. На всех участках для голосования с момента  опечатывания ящиков для голосования  до окончания подведения результатов  голосования вправе присутствовать наблюдатели, в том числе от иностранных  государств и международных организаций, представители средств массовой информации. Ящики для голосования  устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе  к ним обязательно проходили  через кабины или комнаты для  тайного голосования. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Сразу же после  подписания протокола участковой комиссии о результатах голосования копия  протокола вывешивается для всеобщего  ознакомления.

Участковая комиссия обязана  обеспечить возможность участия в голосовании избирателей, участников референдума, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не могут прийти в день выборов, референдума в помещение для голосования. В этих целях в участковой комиссии должно быть не более трех переносных ящиков для голосования.

Досрочное голосование  осуществляется с 10 до 14 часов и с 16 до 19 часов в присутствии не менее двух членов участковой комиссии и проводится с соблюдением требований Избирательного кодекса.

Ящики для голосования  вскрываются участковой комиссией  после объявления председателем  комиссии об окончании голосования. Вскрытие ящиков для голосования до окончания голосования запрещается. Перед вскрытием ящиков для голосования все неиспользованные бюллетени по выборам, референдуму подсчитываются и погашаются, складываются в пакеты и опечатываются участковой комиссией.

Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании  участковой комиссии и заносятся  в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии.

В соответствии со ст. 82 Избирательного кодекса окружная избирательная комиссия, на основании  протоколов, полученных от участковых избирательных комиссий и составленных в соответствии с требованиями законодательства, устанавливает итоги выборов по округу.

Если ни один из кандидатов в депутаты Палаты представителей не набрал необходимого количества голосов, то не позднее чем в двухнедельный срок по решению окружной избирательной комиссии в избирательном округе проводится второй тур голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее количество голосов избирателей.

Центральная комиссия в соответствии со ст. 84 Избирательного кодекса на основании поступивших протоколов окружных избирательных комиссий устанавливает окончательные итоги выборов депутатов по избирательным округам, регистрирует избранных депутатов.

Сообщение о результатах  выборов по избирательному округу публикуется  в печати соответствующей окружной избирательной комиссией не позднее  чем на пятый день после выборов. В случаях признания выборов  несостоявшимися, недействительными  или назначения второго тура голосования  об этом указывается в сообщении  окружной избирательной комиссии с  опубликованием списка кандидатов в  депутаты Палаты представителей, прошедших  во второй тур голосования. Таков  же порядок окончательного определения  и опубликования результатов  выборов депутатов в местные  Советы депутатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Избирательная система - это  предусмотрение законов, порядок избирательного права, организация проведения выборов, определение результатов голосования и распределение депутатских мандатов.

Посредством выборов власть передается от одних людей другим мирным путем, через волеизъявление граждан. Это обходится обществу гораздо дешевле, чем попытки  тех или иных групп людей брать  власть силой, путем вооруженной  борьбы, переворота, революции, обмана. Демократическое общество и является таковым именно потому, что все  граждане признают и соблюдают Конституцию, законы, которые и определяют правила  политического поведения, в том  числе и правила проведения выборов. Успешное проведение выборов и признание  обществом их результатов является важнейшим признаком демократического общества.

Именно через процедуру  выборов граждане участвуют в  управлении страной, формируя законодательные, исполнительные, судебные органы. Население  признает ту власть, которую само выбирает, доверяет ей. Таким образом, при помощи выборов формируются представительные органы власти, которые проводят политику в интересах граждан их избравших.

Через выборы население также  контролирует власть тех, кого оно избрало. Если власть не выражает интересы избирателей, то очередные или досрочные выборы дают возможность сменить ее, выбрать  более достойных, порядочных, умных. Да и сама власть вынуждена менять свою политику под давлением избирателей, чтобы снова получить их голоса на очередных выборах.

Выборы и представительство  означают, что источник власти находится  в народе, а не на вершине государственной  пирамиды. В ст. 3 Конституции Республики Беларусь отмечается, что единственным источником суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кивель, В.Н. Конституционное право: экспресс курс – Минск: Соврем. шк.,  2008. – 168 с.
  2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.
  3. Князева, С.Н., Решетникова С.В. Основы идеологии современного государства: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004 – 491 с.
  4. http://www.allbest.ru/
  5. http://www.belarus.by/

 


Информация о работе Избирательная система в Республики Беларусь