Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:50, научная работа
Особую роль в качестве источников уголовного права играет конституционное законодательство названных стран. Конституции Франции, США, ФРГ прямо содержат уголовно-правовые нормы принципиального характера. Для судебной практики США характерны случаи прямой ссылки на нормы конституции в обоснование того или иного решения, хотя конституция и считается, скорее, политическим документом, а не источником уголовного права. Отсутствие в Англии писаной конституции не исключает роли иных, имеющих конституционное значение актов, например, Билля о правах, в определении принципов уголовного права. Итак, хотелось бы начать наше исследование именно с анализа изменений в уголовно и уголовно-процессуальном праве Англии.
Введение ……………………………………................................................3
Англия
Источники уголовного права Англии …………………………..5
Развитие английского уголовного права ……………………….10
Франция
Источники уголовного права Франции ………………………...16
Развитие уголовного права Франции …………………………..19
США
Источники уголовного права США ……………………………28
Развитие уголовного права США ……………………………...33
Германия
Источники уголовного права германии ……………………….43
Развитие уголовного права германии ………………………….47
Заключение …………………………………………………………………51
Библиография ………………………………………………………………52
К источникам
уголовного права Англии
1.2 Развитие английского уголовного права.
В XIX веке в уголовном праве Великобритании произошла демократизация процедуры рассмотрения уголовных дел. В 1836 г. был принят акт, предусмотревший право обвиняемого, заключенного в тюрьму, пользоваться услугами адвоката и требовать ознакомления с материалами дела. Этот такой закон расширял возможности защиты обвиняемого в судебном процессе.
В дальнейшем, в 1898 г. обвиняемому предоставлялось право в случае его желания давать показания в суде. Это был отход от традиционной доктрины "общего права", согласно которой обвиняемый рассматривался как лжец.
В XX веке политика упрощения и модернизации уголовного права продолжилась. Издаются акты, имеющие элементы кодификации, т. е. содержащие новые правовые положения.
Развитие уголовного права Англии в XX веке отражало и меняющиеся общественные условия, в том числе рост преступности. Необходимость перестройки уголовной политики повлекла за собой реформу уголовного права. Наиболее серьезная перестройка английского уголовного права произошла во второй половине XX в., особенно после создания в 1965 г. Правовой комиссии, поставившей своей задачей подготовку кодификации права Англии. Правовая комиссия и парламент проделали большую предварительную работу по систематизации уголовного права Англии. К 1985 г. был подготовлен проект уголовного кодекса, опубликованный для ознакомления с ним широкой общественности. Однако принятие этого кодекса затормозилось. 5
В 60-80-е гг. был принят целый ряд важных актов по вопросам общей части уголовного права. Особое место здесь занял Закон об уголовном праве 1967 г., который отменил ставшее анахронизмом традиционное деление всех преступлений на фелонию и мисдиминор. В законодательном порядке была введена новая классификация преступных деяний.6 Это прежде всего выделение более серьезных преступлений, за которые устанавливалось наказание в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет. Для преступлений этой группы была установлена упрощенная процедура ареста подозреваемого. Для остальных преступлений, как менее общественно опасных, такая процедура ареста не предусматривалась.
В результате целого ряда актов, а именно: Закон о преступном покушении 1981 г., Закон об исправлении правонарушителей 1974 г., серия законов об уголовном правосудии - 1982, 1988, 1991 гг. - подавляющее большинство институтов общей части уголовного права оказалось существенным образом реформированным, старинные правила общего права были потеснены. Они сохранили за собой регулирование таких институтов, как нападение, неоконченное преступление, определение характера вины, но большинство составов преступлений было закреплено в статутном праве. В результате активной деятельности парламента в сфере уголовной политики к 90-м гг. XX в. лишь небольшое число отдельных видов преступлений оказалось в сфере регулирования общего права. К ним относятся: недонесение об измене, отдельные виды убийств. Основная же масса составов преступлений определяется теперь статутами.
Одним из важных направлений реформ уголовного права является гуманизация и оптимизация наказания. Это нашло свое отражение в фактической отмене смертной казни. В 1969 г. была отменена смертная казнь даже за тяжкое убийство, хотя в Англии формально сохраняют свою силу некоторые старые статуты, предусматривающие смертную казнь по таким преступлениям, как государственная измена, пиратство и поджог королевских доков. Но практически в течение длительного времени никто не был приговорен к смертной казни за эти преступления.
В 1948 году были отменены каторжные работы, и наиболее тяжелым видом наказания стало лишение свободы с различным режимом.
Широкое распространение в Англии в качестве меры наказания получило условное осуждение, которое является эффективным способом социальной адаптации осужденного, проходящей при особом контроле со стороны работников специальной социальной службы.
Рост преступности, увеличение числа судебных дел и связанные с ними перегрузки и медлительность самого судебного процесса потребовали во второй половине XX в. дальнейшего реформирования всей судебной системы и уголовного процесса в частности.
Важное значение в модернизации судебной системы сыграл Закон о судах 1971 г., который ликвидировал суды ассизов и четвертных сессий, передав их полномочия новому уголовному Суду короны и частично Высокому суду. Система высших судов Англии стала включать Высокий суд (гражданские дела), Суд короны (уголовные дела и часть гражданских дел) и Апелляционный суд (гражданское и уголовное отделение). Их структура и юрисдикция регулируются Законом 1981 г. о Верховном суде.
Исключительное положение занимают по-прежнему палата лордов и судебный комитет Тайного совета. Палата лордов в своем судебном составе является высшей апелляционной инстанцией по гражданским делам, а также по уголовным делам (кроме Шотландии). Судебный комитет Тайного совета является апелляционной инстанцией для "заморских" территорий, церковных судов и некоторых специальных судов по определенным делам. Помимо этого, все чаще первым в системе судов именуется Европейский суд, что отражает официальное признание его наднациональной юрисдикции.7
Весь судебный аппарат организационно подчиняется лорду-канцлеру, который, в частности, организует работу высших судов на местах. Для этого территория Англии и Уэльса была разделена на 6 округов, в каждом из которых должны проходить заседания Суда короны по уголовным делам и Высокого суда по гражданским делам, и создан многочисленный штат постоянных судей, именуемых "окружными".
Низшими судами Англии являются суды графств и магистратские суды. Суды графств являются местными судами гражданской юрисдикции, организованными по традиционному "разъездному" принципу. По закону 1984 г. о судах графств их юрисдикция была значительно расширена, ограничиваясь лишь ценой иска.
Магистратские суды обслуживаются мировыми судьями, которые не являются профессиональными юристами и не получают жалованья, хотя в Лондоне и крупных городах обязанности магистратов выполняют оплачиваемые юристы. Магистратские суды в основном заняты рассмотрением мелких уголовных дел в суммарном порядке, без участия присяжных.
Специальными судами в Англии и Уэльсе являются суд коронера, военные суды, церковные суды, административные трибуналы.
Значительную роль в отправлении правосудия играют также генеральный атторней и генеральный солиситор. Генеральный атторней и его заместитель генеральный солиситор считаются представителями интересов короны и могут возбуждать уголовное преследование по отдельным делам. В ведомство генерального атторнея входят также директор публичных преследований, который возглавляет созданную в 1986 г. службу государственных обвинителей и директор управления по борьбе с "серьезными мошенничествами", обладающий правом возбуждать преследование и вести расследование по таким делам.
В 1990 г. был принят Закон о судах и правовом обслуживании, который демократизировал судебный процесс, ввел неизвестный ранее английскому судебному праву институт адвокатуры, подорвав тем самым корпоративные, существующие еще со времен средневековья, монополии барристеров и солиситоров. С 1985 г. в Англии наряду с обвинителями по поручению полиции и потерпевших стала действовать система государственных обвинителей по наиболее важным уголовным делам.
При сохранении традиционной состязательности в уголовном процессе возросла роль полиции. Тем не менее Законом 1994 г. о полиции и доказательствах по уголовным делам деятельность полицейских органов ставится в строгие рамки. Это касается арестов, обысков, изъятия предметов преступления и даже использования электронных устройств и компьютерных данных.
Важное место в XX в. в английской судебной системе и в уголовном процессе по-прежнему занимает суд присяжных. Реформой судов 1971 г. была предпринята попытка централизовать подбор присяжных, который осуществляется теперь не шерифами, как это было исторически, а подбирается чиновниками, назначенными лордом-канцлером. Однако процессы демократизации коснулись и института присяжных заседателей, для которых с 1972 г. отменен имущественный и снижен возрастной цензы.
Все указанные выше изменения были консолидированы Законом 1974 г. о присяжных. Однако в общем числе судебных дел роль суда присяжных в уголовном процессе Англии в последние десятилетия относительно сужается за счет расширения числа дел, рассматриваемых судьями единолично, без участия присяжных заседателей, то есть в суммарном порядке.
2. Франция
2.1 Источники уголовного права Франции.
Франция стала первой страной писаного права, формально устранив из числа источников права обычай, судебную и административную практику. Более того, Франция — страна не только писаного, но и кодифицированного права.
Основными источниками уголовного права Франции являются: Конституция Франции 1958 года, УК Франции 1992 года, специальные уголовные законы, подзаконные акты, принимаемые исполнительными органами государственной власти.
Большую роль играют
и решения Палаты по уголовным
делам Кассационного Суда Франции,
хотя Франция и считается традиционн
Источниками уголовного права Франции являются и международные соглашения, заключенные ею. Международные договоры — составная часть французской правовой системы, об этом свидетельствуют положения Конституции и нового уголовного кодекса, закрепившие принцип примата международного права над внутригосударственным правом.
Первым конституционным актом послереволюционной Франции была Декларация прав человека и гражданина от 20 августа 1789 г., которая до сегодняшнего дня считается действующей. За последние 180 лет французские конституции неоднократно изменялись, но "Декларация прав" неизменно лежала в их основе. В частности, последние две французские конституции 1946 и 1958 гг. в своих преамбулах непосредственно указывают на "Декларацию прав" как на фундамент всего здания французского законодательства. Конституционные нормы, относящиеся к уголовному праву, сформулированы именно в Декларации прав человека и гражданина.
Действующая Конституция 1958 г. считается источником уголовного права, поскольку в своей преамбуле делает отсылку к Декларации как к составной части действующей Конституции.
Более того, французская Конституция 1958 г. имеет значение источника уголовного права и в той ее части, которая определяет нормативные полномочия органов государственной власти и управления в области нормотворчества, структуру и иерархию правовых норм. Конституция 1958 г. признала, что передача законодательных полномочий от Парламента Правительству — "нормальный метод законотворчества". Она предусматривала этот метод в качестве временного при введении институтов, предусмотренных Конституцией (ст. 92), и в качестве постоянного — в период функционирования последних (ст. 38). В отличие от предшествующего периода эти полномочия были широко использованы Правительством в области установления уголовной ответственности за нарушения.
Источниками уголовного права Франции являются и подзаконные акты, издаваемые исполнительными органами в порядке осуществления ими распорядительной деятельности. Эта специфическая особенность источников французского уголовного права имеет свои конституционные основания.
Подзаконные акты, служащие источниками уголовного права, представлены в двух основных видах: в виде подзаконных актов, имеющих силу закона, и в виде актов, не обладающих таковой.
К подзаконным актам, имеющим силу закона, в первую очередь, относятся те, что были изданы в чрезвычайных исторических обстоятельствах, когда по тем или иным причинам Франция не имела парламента, а его функции в полном объеме выполняло правительство. Такими актами были акты Временного правительства, сформированного после революции 1848 г., акты принца-президента в период между 1851—1852 гг., акты правительства Виши в той части, которая не была отменена Ордонансом Временного правительства Франции от 9 августа 1944 г., и последующими актами. Все эти акты обычно издавались в форме ордонансов. Ордонансы издавал также Французский национальный комитет, образованный в Лондоне после оккупации Франции фашистами, а также Временное правительство Франции. Все эти акты считаются действующими источниками французского права. Ордонанс Временного правительства от 28 августа 1944 г. "О преследовании военных преступлений" считается одним из важных источников современного французского уголовного права.
К этой же категории
актов следует отнести
Если до 1958 г. ордонансы, имеющие силу закона, издавались только при чрезвычайных обстоятельствах, то после принятия новой Конституции 1958 г. эта форма законодательной деятельности приобрела "обычный" характер.
Ордонансы, имеющие силу закона, могут издаваться правительством не только по полномочию парламента, но и по полномочию нации. Согласно ст. 11 Конституции 1958 г. любой законопроект, относящийся к организации публичной власти, может быть вынесен президентом республики на референдум.
К подзаконным актам, не обладающим силой закона, относятся, в первую очередь, декреты, принимаемые правительством. Эти декреты представлены в нескольких видах:
1) декреты, принимаемые
во исполнение предписаний
2) декреты, принимаемые в Государственном Совете
3) простые декреты, которые отличаются от первых двух видов декретов правительства, как по форме, так и по содержанию.
Простые декреты являются источниками уголовного права, так как они образуют содержание многочисленных бланкетных диспозиций уголовного кодекса Франции или же устанавливают специальные правила, нарушение которых само по себе влечет санкции, предусмотренные УК.