Изменения в уголовном и уголовно-процессуальном праве зарубежных стран в новейшее время XX-XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:50, научная работа

Краткое описание

Особую роль в качестве источников уголовного права играет конституционное законодательство названных стран. Конституции Франции, США, ФРГ прямо содержат уголовно-правовые нормы принципиального характера. Для судебной практики США характерны случаи прямой ссылки на нормы конституции в обоснование того или иного решения, хотя конституция и считается, скорее, политическим документом, а не источником уголовного права. Отсутствие в Англии писаной конституции не исключает роли иных, имеющих конституционное значение актов, например, Билля о правах, в определении принципов уголовного права. Итак, хотелось бы начать наше исследование именно с анализа изменений в уголовно и уголовно-процессуальном праве Англии.

Содержание

Введение ……………………………………................................................3
Англия
Источники уголовного права Англии …………………………..5
Развитие английского уголовного права ……………………….10
Франция
Источники уголовного права Франции ………………………...16
Развитие уголовного права Франции …………………………..19
США
Источники уголовного права США ……………………………28
Развитие уголовного права США ……………………………...33
Германия
Источники уголовного права германии ……………………….43
Развитие уголовного права германии ………………………….47
Заключение …………………………………………………………………51
Библиография ………………………………………………………………52

Вложенные файлы: 1 файл

ИГПЗС.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

Распоряжения и инструкции министров в качестве источников уголовного права могут рассматриваться  лишь потому, что до принятия Конституции 1958 г. они во многом выполняли функции простых декретов, а в условиях Пятой республики на основе специальных полномочий правительства их восполняли. По содержанию же их роль в качестве источников уголовного права такая же, как и простых декретов.

Акты местных  органов управления: распоряжения префектов, ордонансы Парижского префекта полиции и префекта департамента Сена — также являются источниками уголовного права, но местного значения.

 

2.2 Развитие уголовного права Франции

Во Франции, в отличие  от Англии, законодательство периода революции внесло радикальные изменения в уголовное право и перестроило его в соответствии с новыми представлениями о преступлениях и наказаниях. Принятый в революционной обстановке уголовный кодекс Франции 1791 г. оказался недолговечным.

Уголовно-правовая программа нового времени (классическая школа уголовного права) получила стройное и законченное выражение во французском Уголовном кодексе 1810 г., разработанном при Наполеоне I.

В данном кодексе 1810 г. в соответствии с идеями классической школы уголовного права особо подчеркивалось, что преступлениями являются деяния, которые запрещены законом, что уголовный закон не имеет обратной силы. В Кодексе говорилось об ответственности соучастников преступления, предусматривалось освобождение от ответственности лиц, действующих в состоянии безумия или под принуждением силой.

Французский законодатель, однако, к этому времени еще  не разработал многих общих вопросов уголовного права, например: не были определены формы вины, ничего не говорилось о давности, о совокупности преступлений.

В первой половине XX в., особенно при неустойчивых правительствах Третьей  республики, осуществление серьезных уголовно-правовых реформ наталкивалось на политические трудности. Изменения в Уголовном кодексе касались главным образом частных вопросов (обман во время проведения различных государственных экзаменов и конкурсов, злоупотребления в казино, проституция, разрушение исторических памятников).8

Во второй половине XX в. необходимость усиления борьбы с преступностью, принимающей новые формы (терроризм, экологические преступления), потребовала существенных изменений в самом уголовном законодательстве, которое почти за два века действия наполеоновского уголовного кодекса основательно устарело.

Наиболее благоприятные  условия для проведения радикальных уголовно-правовых реформ сложились при Пятой республике, когда формирование правового государства сделало необходимой более эффективную и целенаправленную борьбу с преступностью.

Уже в 60-70-х гг. была пересмотрена значительная часть текста уголовного кодекса 1810 г., что привело к декриминализации ряда преступлений или к применению санкций, ограничивающих возможность совершения новых преступлений.

В 1981 году в результате длительной борьбы демократических сил из уголовных наказаний была исключена смертная казнь. Вместе с тем для обеспечения эффективной борьбы с наиболее опасными деяниями была осуществлена криминализация терроризма, нарушений в сфере окружающей природной среды, безопасности труда.

Существенной либерализации  подверглась сама система исполнения наказаний, когда содержание осужденного в местах заключения сочетается с пребыванием его в домашних условиях.

В июле 1992 г. результатом  предшествующего широкого реформирования уголовного права стало принятие нового уголовного кодекса Франции, который вступил в силу в 1994 г. и полностью заменил собой УК 1810 г.

Новый Кодекс существенно  отличается от предшествующего как по своей структуре, так и по своим основных принципам, предполагающим усиление борьбы с социально опасными преступлениями.9

Радикальному пересмотру подверглись общие положения об уголовной ответственности, которые вобрали в себя новеллы, внесенные в уголовное право Франции в предшествующие десятилетия.

Так, новым для уголовного кодекса Франции является включение в его текст на основе обобщения предшествующей законодательной практики целого ряда норм, предусматривающих уголовную ответственность юридических лиц. При этом уголовной ответственности могут быть подвержены не только предпринимательские объединения, но и территориальные единицы, если их преступные деяния "совершены при исполнении деятельности, являющейся предметом договора о передаче государственно-властных полномочий".

В третьем разделе  общих положений, посвященных наказаниям, нашел отражение большой опыт уголовной, в том числе пенитенциарной, политики французского государства в XX в. Перечень наказаний за совершение преступлений в новом уголовном кодексе достаточно простой и краткий. В связи с отменой смертной казни в качестве высшей меры наказания выступает пожизненное лишение свободы.

К наказаниям за преступления относится также заточение или заключение на длительные сроки (до 30 лет, до 20 лет и т.д.), но продолжительность срочного тюремного заключения не может быть менее 5 лет.

Наказание в виде лишения свободы не исключает возможности назначения и дополнительных наказаний (штраф, ограничение правоспособности, конфискация какого-либо предмета, закрытие незаконного заведения).

Особенно детально регламентируются и наказания за проступки. Столь же обстоятельно и с гуманистических, а не с карательных позиций разработан сам порядок отбывания наказаний, возможной отсрочки приговора, прекращения наказания и ликвидации правовых последствий осуждения. Личность осужденного ставится под защиту общих демократических конституционных принципов.

Особое внимание новый уголовный кодекс уделяет способам индивидуализации наказаний, в том числе использования режима полусвободы, исполнения наказания по частям, отсрочки исполнения наказания с целью достижения ресоциализации осужденных. Это не препятствует в связи с ростом рецидивной преступности принятию более жестких мер к лицам, повторно совершающим преступление.

Изменившаяся во второй половине XX в. шкала общественных ценностей, новая структура самих преступных деяний повлекли за собой и существенные изменения в особенной части УК Франции. Если в XIX в. уголовно-правовая репрессия имела своей целью прежде всего защиту публичных государственных интересов, то теперь на первое место  выдвигаются преступления и проступки против человека.

В этом отношении новый уголовный кодекс следует общечеловеческим, гуманистическим и демократическим принципам (прежде всего Всеобщей декларации прав человека и гражданина 1948 г. ООН) Эта книга начинается с изложения преступлений против человечества и впервые включила в себя определение и осуждение таких особо опасных действий против человечества, как геноцид (ст. 211-1).

К геноциду непосредственно  примыкают и другие преступления, направленные против человечества как такового. Это депортация, обращение в рабство, массовое или систематическое осуществление казней без суда, похищение людей, пытки или акты жестокости, совершаемые по политическим, философским, расовым или религиозным мотивам.

Лица, виновные в указанных  выше преступлениях, могут караться пожизненным заточением. Уголовно ответственными за преступления против человечества могут быть объявлены и юридические лица.

Центральное место во второй книге занимает также раздел, посвященный посягательствам на личность. На первом месте здесь стоит умышленное лишение жизни человека, которое рассматривается как умышленное убийство (ст.221-1). Особенно выделяются и наказываются пожизненным заточением умышленные убийства, которые предшествуют другому преступлению, предумышленные убийства, убийства несовершеннолетних, родственников по восходящей линии, лиц, находящихся в особо беспомощном состоянии.

С большой обстоятельностью разрабатываются нормы, относящиеся  к посягательствам на физическую или психическую неприкосновенность личности. Так, например, применение в отношении какого-либо лица пыток или актов жестокости наказывается 15 годами заточения.

В условиях глубокого  морально-нравственного кризиса  общества уголовный кодекс предусмотрел ряд посягательств, связанных с сексуальной агрессией, и прежде всего с изнасилованием, которые в зависимости от обстоятельств совершения этих преступлений могут наказываться различными сроками тюремного заточения, вплоть до пожизненного заключения.

В Уголовном кодексе  усилены наказания для лиц физических и юридических, связанных с незаконной торговлей наркотическими средствами, что связано с особой опасностью и распространенностью этих преступлений в современном французском обществе.

Суровым наказанием (5 лет тюремного заключения) карается прерывание беременности без согласия заинтересованного лица. В то же время в кодексе предусматривается наказание для женщины, которая "осуществляет прерывание беременности у себя самой" (2 месяца тюрьмы и штраф в 25 тыс. франков).

Способы охраны личности от различного рода посягательств в новом Кодексе весьма разнообразны и юридически тщательно проработаны. Это и наказание за подстрекательство к самоубийству, за похищение и незаконное удержание людей, в частности в виде заложников, что особенно типично для последних десятилетий, за различные виды посягательств на достоинство лица, сводничество.

Новыми формами защиты личности является охрана от посягательств  на частную жизнь. В Кодексе приводятся самые разнообразные виды запрещенного умышленного посягательства на интимность частной жизни другого лица.

Третья книга посвящена  преступлениям и проступкам против собственности. Здесь особое внимание законодатель уделяет борьбе с кражами  и другими видами хищения чужого имущества, вымогательством, шантажом, мошенничеством и иными аналогичными преступлениями.

Лишь в последней, четвертой  книге говорится о преступлениях и проступках против нации, государства и общественного порядка. Эта книга начинается с раздела о посягательствах на основополагающие интересы нации. Под таковыми понимается (ст. 410-1) независимость нации, неприкосновенность ее территории, ее безопасность, республиканская форма ее институтов.

В новый Кодекс введены  специальные статьи, направленные на борьбу с коррупцией, например с нарушением должностным лицом долга честности, в частности взимание им не причитающихся ему сумм под видом предусмотренных законом, незаконное получение выгод.

В Кодексе имеется  целая серия статей, направленных на пресечение экономических преступлений.

Таким образом, особенная часть нового уголовного кодекса Франции отличается от УК Наполеона новой градацией охраняемых в нем общественных ценностей, а также усилением охраны личности, общества и государства от новых видов преступности.

В XX в. также претерпел изменения уголовно-процессуальный кодекс, принятый в 1958 г. и положивший начало ревизии всей наполеоновской кодификации. УПК 1958 г., а также ряд законов 1970 и 1972 гг. значительно демократизировали процесс, усилили гарантии индивидуальных прав граждан, упростили судопроизводство, упорядочили деятельность следственных органов, суда и присяжных.10

Ряд законов, принятых правительством левого блока в 80-е гг., закрепил в  уголовно-процессуальном законодательстве прогрессивные изменения. Так, законы 1981-1983 гг. укрепили безопасность и гарантии личных прав и свобод, в частности предусмотрели процедуру, применяемую к допустившему грубую профессиональную ошибку адвокату.

Возбуждение уголовного дела по уголовно-процессуальному кодексу 1958 г. осуществляется прокуратурой, которая обычно опирается на данные полицейского дознания. Полицейские собирают улики, закрепляют доказательства, разыскивают лиц, виновных в нарушении закона.

Сам же уголовный процесс  включает в себя три стадии: предварительное следствие, судебное разбирательство, исполнительное производство.

Особую стадию составляет процедура обжалования в апелляционном  или кассационном порядке.

Значение предварительного следствия во французском уголовном  процессе чрезвычайно велико. Но оно  является обязательным лишь по делам о преступлениях. Оно также может проводиться по делам о проступках и только в некоторых случаях - по делам о правонарушениях.

Обычно же в делах  о правонарушениях проходит только полицейское дознание. Предварительное следствие проводится негласно следственными судьями в состязательной и письменной форме. Прокурор выполняет функцию контроля над следствием.

По окончании следствия  и сбора необходимых доказательств следственный судья передает материалы дела прокурору Республики. Последний, в случае согласия с выводами следственного судьи, возвращает ему дело. Затем следственный судья или выносит постановление о прекращении дела, или направляет его в соответствующую судебную инстанцию.

Если судья находит  в деле состав преступления, то он направляет дело на рассмотрение обвинительной камеры. Обвинительная камера состоит при апелляционном суде и является своеобразным следственным органом второй инстанции. Она может вынести постановление о дополнительном расследовании или об окончании следствия.

Решения могут быть двух видов: прекращение уголовного преследования или предание обвиняемого суду. В качестве суда могут выступать: полицейский трибунал, исправительный трибунал, суд присяжных.

Обвиняемый переводится  в арестный дом по месту заседания при судебной инстанции. Если обвиняемый не задержан, дело рассматривается заочно. Обвиняемый изучает материалы дела, имеет право выбрать защитника.

В судебном разбирательстве  принимают участие обе стороны. Процесс в суде устный, гласный, состязательный.

После объявления обвинительного приговора осужденный под конвоем доставляется в арестный дом, где он находится до вынесения решения по апелляции или кассационной жалобе.

Информация о работе Изменения в уголовном и уголовно-процессуальном праве зарубежных стран в новейшее время XX-XXI века