Институт президентства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:12, реферат

Краткое описание

Необходимость в институте Президентства вытекает из потребности обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами. Институты государственной власти, даже при наличии развитой правовой системы, не могут оставаться без авторитетного арбитра, который, не состоя с этими институтами в прямых отношениях власти-подчинения, тем не менее обеспечивает согласованное их функционирование, способен оперативно выводить государственную систему из возможных тупиковых ситуаций, не всегда имеющих форму правового спора.

Вложенные файлы: 1 файл

ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Институт президентства  в Российской Федерации

Введение

В Конституции РФ достаточно полно  определен статус государственной  власти в целом и ее законодательной, исполнительной и судебной ветвей, а также органов, осуществляющих соответствующую власть. И среди федеральных государственных органов особое место занимает Президент Российской Федерации. Статусу Президента посвящена 4 глава Конституции, в соответствии с которой Президент является главой государства, ведущим федеральным органом государственной власти.

Президент - совершенно новый для  России государственный институт, введение которого внесло существенные изменения  в прежнюю организацию государственной  власти в нашей стране.

 

Президент Российской федерации является главой государства и высшим должностным лицом, он представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних сношениях, интересы всех граждан в силу того, что он избирается путем всеобщего голосования.

Необходимость в институте Президентства  вытекает из потребности обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами. Институты государственной власти, даже при наличии развитой правовой системы, не могут оставаться без авторитетного арбитра, который, не состоя с этими институтами в прямых отношениях власти-подчинения, тем не менее обеспечивает согласованное их функционирование, способен оперативно выводить государственную систему из возможных тупиковых ситуаций, не всегда имеющих форму правового спора.

Тем самым Президент обеспечивает необходимое единство государственной  власти, сохраняя при этом разделение властей, т.е. Президент призван обеспечить устойчивость механизма властвования.

 

1. Президент  Российской Федерации

1.1 Становление  института Президента Российской  Федерации

 Государственную власть в  Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. «Выбор формы правления в Российской Федерации не был единовременным актом. Ему предшествовала серия политических событий начала 1990-х годов: создание института президентства в СССР, борьба между Б.Н. Ельциным и М.С. Горбачевым, создание института президентства в России, противостояние между Президентом и парламентом, октябрьские события 1993 года в Москве. Возникновение формы правления с сильным Президентом было вполне закономерно: скоротечный крах советской государственности, всеобщий хаос, нарастание разного рода конфликтов придавали институту президентства характер оплота стабильности».

В марте 1990 года на 3-ем съезде народных депутатов был учрежден пост Президента СССР. Выбор оптимальной  модели института президентства  в России стал одной из ключевых проблем при подготовке проекта  новой Конституции России. В конституционной  комиссии стал вопрос: быть ли Президенту главой исполнительной власти, или исполнительная власть должна возглавляться правительством. Конституционной комиссией был поддержан вариант президентской республики, в воплощенный с незначительными коррективами в Законе «О Президенте РСФСР» 1991 года.

При разработке президентской модели стоял вопрос, либо Президент должен быть ответственным перед народом  за суверенитет государства, за надежность и целостность государственной  системы, за разумное сотрудничество государственных органов, либо он должен быть хозяйственником – управленцем. Было принято решение, что «Президент не должен быть всероссийским «управдомом». Он должен управлять властью, на основе строгого разделения властных функций. Роль «управдома» должно было взять на себя Правительство – Совет Министров, избираемый парламентом и отвечающий перед ним».

После проведения референдума были приняты законы РСФСР от 24 апреля 1991 года «О Президенте РСФСР», «О выборах  Президента РСФСР» и от 27 июня 1991 года «О вступлении в должность Президента РСФСР». Были внесены соответствующие изменения и дополнения в Конституцию РСФСР 1978 года, в которой появилась специальная глава. На основе этих законодательных актов первый Президент России был избран путем всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании 12 июня 1991 года. Им стал Б.Н. Ельцин, занимавший до этого должность председателя Президиума Верховного Совета РСФСР.

 Статья 5 Закона «О Президентстве РСФСР» от 24 апреля 1991 года, закрепила Президентские полномочия, которые стали фундаментом института Президентства в России, сочетающего два основных компонента статуса Президента: фактического главы государства и конституционного главы исполнительной власти

Введение поста Президента России стало следствием прогрессивных  демократических процессов в российском обществе и в его политической системе. Оно отразило процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт президента и Советы.

2. МЕСТО ПРЕЗИДЕНТА  В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ

 

Согласно Конституции РФ главенствующую роль в государственной системе  играет Президент РФ. Статус главы  государства предопределяет объем  его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.

Положение Президента в системе  органов государственной власти связано с конституционными прерогативами  главы государства по отношению, прежде всего к исполнительной власти.

Наделенные широкими полномочиями и постоянно взаимодействующие Президент и правительство – два самостоятельных носителя государственной власти, в значительной степени соприкасаются при выполнении возложенных на них функций. Взаимоотношение Президента РФ с Правительством регламентируются не только Конституцией, но и федеральными законами

Президент обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие Правительства и других органов  власти, прежде всего с палатами Федерального собрания.

Президент может влиять на деятельность Правительства: утверждает структуры федеральных органов исполнительной власти; назначает заместителей Председателя Правительства и министров; право председательствовать на заседаниях Правительства; контроль за законностью его актов; непосредственная подчиненность ему силовых ведомств. Президент имеет право отправлять Правительство в отставку, или принять отставку премьера, которая влечет за собой отставку Правительства в целом.

В связи с этим правительство  органы исполнительной власти более  тесно связанны с Президентом, нежели другие ветви власти.

В судебной сфере Президент РФ представляет Совету Федераций кандидатуры для  назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего  Арбитражного Суда. В сою очередь, при решении вопроса отрешения  Президента от должности Верховный Суд дает заключение о том, что в действиях Президента имеются признаки состава преступления; Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Объединительная функция Президента РФ проявляется в том, что он, согласно Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президенту предоставлено право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти этих субъектов.

В основе регулирования отношений  между Президентом и Федеральным  Собранием лежит обеспечение  самостоятельности и независимости этих властных институтов, но это не значит, что они полностью разделены. С одной стороны, установлены обязательные связи между ними (обращение Президента к Федеральному Собранию, представление Президентом законопроектов, кандидатов на соответствующие должности). С другой стороны существует система противовесов в виде возможности отрешения Президента от должности и роспуска Президентом Государственной Дымы Федерального Собрания. Президент вправе принимать указы и распоряжения. Президент может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, но в установленном порядке Государственная Дума и Совет Федераций могут преодолеть это вето.

При Президенте действует ряд консультационных органов: Совет Безопасности, учрежденный  Указом Президента РФ от 3 июня 1992 года и Государственный Совет, образованный 1 сентября 2000 года, где он председательствует. Президент формирует также свою администрацию и осуществляет общее руководство ею. При этом сама администрация органом власти не является. В структуру президентской власти входят полномочные представители Президента в федеральных округах.

Реализуя свои конституционные  полномочия, Президент через своих  полномочных представителей в Государственной  Думе, Совете Федераций и Конституционном  Суде РФ взаимодействует с законодательной и судебной ветвями власти.

Место Президента в системе органов  государственной власти определилось не сразу. С введением в РСФСР  института президента и выборами первого Президента РСФСР была заложена основа конституционного кризиса. Кризис был предопределен половинчатостью конституционной реформы 1990-1991 годов, когда в Конституцию РСФСР 1978 года были введены элементы механизма разделения властей и введена должность Президента РСФСР, при сохранении неопределенного статуса Съезда Народных Депутатов как высшего органа государственной власти, имеющего право принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. Это привело к противоречиям конституционных норм, не разграничивших полномочия исполнительной, законодательной и судебной власти.

Это спровоцировало противостояние и  противопоставление формальных полномочий исполнительной власти во главе с  Президентом РСФСР и законодательных  органов в лице Съезда Народных Депутатов  и Верховного Совета РСФСР.

Замена Советов народных депутатов другой системой представительных учреждений в 1993 году представлялась решением развязки противоречий в системе государственной власти. Все вопросы и проблемы, касающиеся, взаимоотношений и взаимодействия главы государства и парламента были сформулированы в проекте новой Конституции 1993 года.

Конституция 1993 года поставила точку  в разногласиях между Президентом  и парламентом. Парламент становился в прямом смысле законодательным  органом и статусно выравнивался с другими ветвями власти, обеспечивая тем самым необходимый конституционно-правовой баланс.

Следствием вышеизложенного можно  считать, что Президент РФ, являясь  главой государства, организовывает взаимодействие всех ветвей власти, обеспечивая тем  самым согласованное их функционирование.

3.Функции Президента России

Функции Президента РФ связаны  с важнейшими основами жизнедеятельности  государства и общества (ст.80 Конституции  РФ).

1. Президент - гарант  Конституции Российской Федерации,  прав и свобод человека и  гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за бесперебойную работу защиты Конституции РФ и прав человека. Он обязан принимать все необходимые меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.

2. Президент - гарант  суверенитета Российской Федерации. Он принимает меры к охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Для этой цели он наделяется особыми полномочиями на оперативное решение вопросов (введение военного и чрезвычайного положения и т.п.).

3. Президент - гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Он осуществляет координацию деятельности ветвей власти и для этого наделяется соответствующими полномочиями.

4. Президент определяет  основные направления внутренней  и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не может им противоречить. О том, какую политику он будет проводить, в определенной мере можно узнать из программы, с которой Президент идет на выборы. Разумеется, жизнь корректирует действия Президента. Вот почему Конституция обязывает его направлять ежегодные послания Федеральному Собранию, в которых формируются основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

                 4.Порядок избрания Президента РФ

Порядок выборов Президента РФ определен  Конституцией РФ (ст. 81) и Федеральным  законом «О выборах Президента Российской Федерации» (май 1995 г.). Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Он может быть переизбран и на второй срок, но одно и то же лицо не может занимать , эту должность более двух сроков подряд это связано с целью воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц, появлению стойких корпоративных групп, открыть пути притока в эшелоны власти свежих сил. Конституция предоставляет способному политику, оправдавшего себя на должности Президента, права выдвижения на другой срок, кроме очередного.

Кандидатом в Президенты РФ может  быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно  проживающий в РФ не менее 10 лет.

Правом выдвижения кандидатов обладают как непосредственно избиратели (не менее 100 избирателей), так и избирательные объединения и их блоки, которые могут выдвигать только одного кандидата. В поддержку своего кандидата необходимо собрать не менее одного миллиона подписей избирателей, причем на долю одного субъекта РФ должно приходиться не более 7% этого общего числа подписей. Центральная избирательная комиссия проверяет правильность сбора подписей и выносит решение о регистрации кандидата. С момента регистрации кандидат должен на время выборов оставить государственную службу или работу в средствах массовой информации, а переизбирающийся Президент РФ - не пользоваться преимуществами своего служебного положения. Кандидаты пользуются на равных основаниях рядом льгот (получают статус неприкосновенности, получают одинаковую финансовую поддержку из госбюджета, равное и бесплатное одинаковое время выхода в эфир, бесплатный общественный транспорт и др.).

Информация о работе Институт президентства в Российской Федерации