Институт президентства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:12, реферат

Краткое описание

Необходимость в институте Президентства вытекает из потребности обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами. Институты государственной власти, даже при наличии развитой правовой системы, не могут оставаться без авторитетного арбитра, который, не состоя с этими институтами в прямых отношениях власти-подчинения, тем не менее обеспечивает согласованное их функционирование, способен оперативно выводить государственную систему из возможных тупиковых ситуаций, не всегда имеющих форму правового спора.

Вложенные файлы: 1 файл

ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

 В случае если зарегистрированными  оказываются менее двух кандидатов, Центральная избирательная комиссия  откладывает выборы с тем, чтобы  обеспечить альтернативный характер голосования.

Избранным считается кандидат, получивший в первом туре выборов более половины голосов избирателей, принявших  участие в голосовании, т.е. абсолютное большинство (50% поданных голосов + 1 голос).

Избранный Президент РФ вступает в должность на 30-й день со дня объявления Центризбиркомом результатов выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ (ч. 1 ст. 82). Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ.   Ст. 80 Конституции РФ провозглашает Президента главой государства, называет его гарантом прав и свобод граждан, гарантом конституционного строя страны; арбитром, осуществляющим взаимодействие всех ветвей государственной власти.

С этого момента Президент РФ приступает к исполнению своих обязанностей.

 

ГЛАВА 4. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.Полномочия связанные с органами законодательной власти

 

В законодательной сфере  Президент РФ наделен правом законодательной  инициативы, правом вносить предложения  о поправках, пересмотре положений  Конституции РФ, подписывать и  обнародовать законы, правом отлагательного «вето» в отношении федеральных  законов. Конституция РФ устанавливает полномочия Президента на издание правовых актов в форме указов и распоряжений, а также устанавливает обращение Президента к Федеральному собранию. Это обращение не имеет силы закона, оно носит характер установочных документов.

§2. Полномочия связанные с исполнительными органами власти

 

Президент РФ наиболее тесно  связан и исполнительной властью. Он не является главой исполнительной власти и не входит в ее систему. Президент  РФ осуществляет воздействие на Правительство  РФ путем персональных назначений его членов и принятия важных решений в сфере исполнительной власти.

Президент назначает  Председателя Правительства ( после  согласования кандидатуры в ГД), принимает решение об отставке Правительства. Он имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

Президент РФ наделяется правом приостанавливать действия, акты органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, но он не может приостанавливать действие актов органов законодательной власти этих субъектов.

 

§3. Полномочия связанные с судебными органами власти

 

В соответствии с Конституцией РФ судьи высших судебных органов  РФ назначаются по представлению  Президента. Судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации по тайным голосованием по представлению Президента РФ.

§4. Полномочия в области обороны страны и обеспечения безопасности государства

. В соответствии со ст. 87 Конституции РФ Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами

Согласно Конституции  РФ Президент назначает и освобождает  высшее командование Вооруженных сил  РФ. Президент утверждает концепцию  и планы строительства Вооруженных  сил, мобилизационные планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования.

К полномочиям Президента относится, принятие указов о призыве  граждан на военную службу, утверждение  плановой гражданской обороны и  дислокации Вооруженных сил. Президент  определяет основные направления реформы в области обороны и безопасности, концепцию военного строительства.

Президент РФ формирует  и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, вводит в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии военное положение, а для обеспечения безопасности страны – чрезвычайное положение.

 

§5. Полномочия в области внешней политики

 В международных отношениях  Президент олицетворяет Российскую  Федерацию не как федеральный  уровень власти и не как  государство-аппарат, а как государство-субъект международных отношений, страну суверенную и независимую. Президент подписывает международные договоры, участвует в переговорах от имени России.

Президент РФ несет ответственность за определение внешней политики государства и ее осуществление федеральными государственными органами.

Несмотря на все полномочия, Президент не может быть независим  от Федерального Собрания в осуществлении  внешней политики, т.к. парламент  издает необходимые законы, ратифицирует договоры, выделяет средства.

 

§7. Иные полномочия Президента РФ

 

Ст. 89 Конституции РФ содержит перечень полномочий Президента РФ касающиеся личности - гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина. Президент  уполномочен решать вопрос российского  гражданства.

Только Президент имеет  право предоставления политического убежища.

Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения  – награждение государственными наградами России. Президент присваивает  почетные звания РФ, утверждает статусы  орденов и положения о медалях, издает указы о награждении ими.

Президенту предоставлено  право помилования. В полномочия Президента входит и назначение референдума.

Таким образом, полномочия Президента РФ охватывают довольно большую сферу. Президент наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо то других органов, но в тесном взаимодействии с ними.

ГЛАВА 5. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА В РОССИИ

 

§1. Администрация Президента РФ

Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства, создает условия, для реализации Президентом его полномочий. АП готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов. АП контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады.

АП обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, объединениями, союзами, а также  с государственными органами и должностными лицами иностранных государств и  т.д.

§2. Совет Безопасности РФ

 

СБ осуществляет подготовку решений Президента РФ по вопросам защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности России.

§3. Полномочные представители Президента РФ

 

Институт полномочных  представителей Президента РФ в федеральных  округах был основан в 2000 году, как вынужденная мера восстановления властных функций федерального центра в регионах, игнорировавших требования и законные интересы РФ.

Территориальное представительство  Президента РФ осуществляется через  его полномочных представителей в федеральных округах. Учреждено  семь федеральных округов.

Задачи и функции  полномочного представителя Президента РФ производны от президентской компетенции. К его основным задачам относятся:

1) организация работы  по реализации органами государственной  власти основных направлений  политики государства;

2) организация контроля  за исполнением решений федеральных  органов власти;

3) обеспечение реализации  кадровой политики Президента РФ;

4) предоставление Президенту  докладов об обеспечении национальной  безопасности в федеральном округе; политическом, социальном и экономическом  положении в округе; внесение  Президенту РФ соответствующих  предложений.

Полномочный представитель в федеральном округе играет важную роль в обеспечении конституционной законности. Он организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ, а также разрешает разногласия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа.

Полномочный представитель  не наделен самостоятельной компетенцией, его назначение – обеспечить осуществление президентских полномочий.

 

§4. Государственный совет РФ

 

Государственный Совет  – это совещательный орган  при Президенте РФ, образованный 1 сентября 2000 года. Председателем ГС является Президент РФ, членами – по должности  высшие должностные лица субъектов РФ. Для решения оперативных вопросов формируется президиум Совета в составе семи его членов, подлежащий ротации один раз в полгода. Заседания Совета проводятся регулярно, но не реже одного раза в три месяца. Президиум заседает по мере необходимости.

К основанным задачам  ГС относятся:

1) содействие реализации  полномочий Президента по обеспечению  согласованного функционирования  и взаимодействия органов власти;

2) содействие Президенту  РФ при использовании им согласительных  процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

Также ГС призван проводить  по предложению Президента РФ обсуждение федеральных законов и указов Президента РФ, имеющих общегосударственное значение, в том числе вопросов о федеральном бюджете.

Таким образом полномочия Президента РФ осуществляются через  механизм президентской власти, структуры  которого отвечают каждый за свою сферу  деятельности.

2.2 Прекращение полномочий Президента РФ

Прекращение полномочий Президента РФ обычно происходит в связи с истечением срока его пребывания в должности. Но возможно и досрочное прекращение  полномочий Президента РФ. Это может  иметь место в трех следующих случаях:

а) в связи с его отставкой, т.е. по личному заявлению;

 б) в случае стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять  принадлежащие ему полномочия;

 в) в случае отрешения от  должности. 

Во всех случаях, когда Президент  РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно выполняет Председатель Правительства РФ, который не имеет права распустить Государственную Думу, назначить референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий (ст. 92).

Конституция РФ (ст. 93), указывая на возможность  принудительного отрешения Президента РФ от должности, определяет его основания и порядок. Это может иметь место только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения.

 Заключение

Власть Президента ограничивается пределами Конституции. Многие россияне воспринимают обязанности Президента гарантировать Конституцию, права и свободы человека и гражданина достаточно широко. Часто они адресуют Президенту свои жалобы на решения, например, правоохранительных органов или даже приговоры судов. Однако Президент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеет права подменять функции и полномочия этих органов.

Общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить  Конституции и федеральным законам.

Сказанное о высокой роли Президента РФ как главы государства не означает, что его правомочия ничем не ограничены и он может взять на себя решение  любого вопроса. Как видно из приведенных  конституционных положений, рамки  его деятельности определяются Конституцией РФ и федеральным законодательством, базирующихся на принципе разделения властей. Вместе с тем на этой основе на Президента РФ возлагается задача обеспечения условий нормального и согласованного функционирования всех ветвей власти и их институтов, верховного контроля над практической реализацией указанного принципа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Правовые основы  Российского государства / В.В.  Гуцол. - Ростов н/Д  Феникс, 2006г. (Высшее образование).

2. Правоведение. Учебник.  С.В. Бошно - М. Издательство Эксмо, 2004г.

3. Конституция РФ с комментариями  для изучения и понимания / Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. - М.:ИНФРА-М, 2008г.

 

1. Конституция Российской Федерации.  Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М., 2005. - 44 с.

2. Федеральный закон от 17 декабря  1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»

3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ»

4. Указ Президента Российской Федерации  от 1 января 2000 г. «О концепции национальной безопасности»

6. Федеральный закон от 1 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»

7. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г.  Конституционное право России. - М., 2007. - 1124 с.

8. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы  российского права. - М., 2003. - 784 с.

10. Колюшин Е.И. Конституционное право России. - М., 2006. - 416 с.

12. Конституция Российской Федерации. - Екатеринбург: Уралюриздат, 2003. - 48 с.

14. Радченко В. М. Президент Российской  Федерации в системе разделения  властей // Российская юстиция. 1995. № 8.


Информация о работе Институт президентства в Российской Федерации