Исполнительная власть в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Сущность исполнительной власти постигается в изучении теории государственной власти и теории разделения властей. Исполнительная власть, государственная власть и теория разделения властей, будучи тесно взаимосвязаны, обеспечивают на практике процесс демократического государственного управления. Эффективность и демократизм государственной деятельности достигаются посредством разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Все они выполняют предписанные им функции, и отсутствие одной из них повлечет за собой нарушение принципов демократии. Принцип разделения властей является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических государств. Все ветви государственной власти уравновешивают и взаимно контролируют друг друга.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Понятие и признаки исполнительной власти………………………..4

2. Функции исполнительной власти…………………………………….6

3. Принципы исполнительной власти…………………………………..8

4. Субъекты исполнительной власти…………………………………..13

Заключение…………………………………………………………………..16

Список литературы………………………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Правовые основы РГ_исполнительная власть в РФ.docx

— 38.19 Кб (Скачать файл)

   Негосударственное образовательное  учреждение

   высшего профессионального  образования

   «МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА»

Кафедра государственно-правовых дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

НА  ТЕМУ: 

«ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 
 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

«ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент Шевченко Анастасия Александровна

По  специальности «Государственное и муниципальное

управление»

Идентификатор № 37190170 
 

Проверил ___________________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Москва, 2012

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………3 

  1. Понятие и  признаки исполнительной власти………………………..4
 
  1. Функции исполнительной власти…………………………………….6
 
  1. Принципы  исполнительной власти…………………………………..8
 
  1. Субъекты  исполнительной власти…………………………………..13
 

Заключение…………………………………………………………………..16 

Список  литературы………………………………………………………….18 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Сущность  исполнительной власти постигается  в изучении теории государственной власти и теории разделения властей. Исполнительная власть, государственная власть и теория разделения властей, будучи тесно взаимосвязаны, обеспечивают на практике процесс демократического государственного управления. Эффективность и демократизм государственной деятельности достигаются посредством разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Все они выполняют предписанные им функции, и отсутствие одной из них повлечет за собой нарушение принципов демократии. Принцип разделения властей является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических государств. Все ветви государственной власти уравновешивают и взаимно контролируют друг друга.

Из ст. 110—117 Конституции РФ следует, что  сущностью исполнительной власти является, с одной стороны, практическое применение законов, а с другой — государственное  управление, которое, в свою очередь, должно основываться на принципе законности.

Цель  данной работы выяснить, в чем же заключается исполнительная власть.

Для решения  данной цели необходимо решить следующие  задачи:

1) дать  определение понятия «исполнительная  власть» и рассмотреть отличительные  признаки исполнительной власти

2) выявить,  какие функции присущи исполнительной  власти

3) определить  принципы исполнительной власти

4) выяснить, что является субъектами исполнительной  власти. 

 

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 

Конкретизирующее  определение понятия «исполнительная  власть» (в узком смысле) будет  следующим: исполнительная власть — это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции. Главным является указание на то, что управление (государственное управление) является сущностью исполнительной власти. Имея в виду, что понятие государственного управления имеет множество обязательных и важнейших признаков (о которых речь пойдет ниже), необходимо учитывать их при детальной характеристике самой исполнительной власти.

Исполнительная  власть имеет следующие отличительные  признаки:

1. Исполнительная  власть обусловлена существованием самого государства (государственной властью) и необходимостью разделения единственной власти на законодательную, исполнительную н судебную. Исполнительная власть обязательный признак современного правового государства, ибо выполнение столь разнообразных и сложнейших функций и полномочий, которые необходимо каждодневно осуществлять в государстве, невозможно ограничить только рамками одной ветви государственной власти.

2.Исполнительная  власть — это самостоятельный вид (ветвь) единой государственной власти (ст. 10 Конституции РФ), которая находится в постоянном взаимодействии с властями законодательной и судебной.

3.Исполнительная  власть осуществляется органами исполнительной власти, которые одновременно являются органами управления (государственного управления и местного самоуправления).

4.Единство исполнительной власти в РФ. Исполнительная власть как вид государственной власти формируется в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом федерализма, который проводит разграничения предметов ведения и полномочий между органами, осуществляющими исполнительную власть, но находящимися на разных уровнях управления (федеральном, центральном, региональном, местном уровне), т.е. между федеральными органами исполнительной власти и аналогичными органами субъектов РФ.

5.Исполнительная  власть, как и другие ветви  государственной власти, есть власть  подзаконная, т.е. ее организация и функционирование должны основываться на нормах законов и других нормативных актов. Подзаконность исполнительной власти означает, что организация и деятельность публичного управления регулируются правовыми нормами и проводятся в целях реализации предписаний закона при неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан, прав и законных интересов всех участников управленческих отношений.

6.Важным  признаком исполнительной власти  является ответственность за совершаемые управленческие действия и принимаемые административные акты.

7.В силу  того, что одной из функций  государственного управления является  планирование, то оно выступает также и в качестве основного признака исполнительной власти.

8.Исполнительная  власть осуществляет юрисдикционную (правоохранительную) деятельность. В рамках своей компетенции органы исполнительной власти вправе самостоятельно оценивать правомерность действий (актов) субъектов исполнительной деятельности, рассматривать и разрешать возникающие споры, а также применять меры принуждения, предусмотренные законом. 

 

2. ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ВЛАСТИ 

Сущность  функций исполнительной власти выявляется посредством анализа результатов, которые достигаются в процессе осуществления исполнительной власти. Данный подход позволяет выделить следующие  основные функции современной исполнительной власти:

  1. исполнительная (правоприменительная) функция, т.е. функция исполнения Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ;
  2. «правозащитная» функция, т.е. функция соблюдения и защиты прав и

свобод  человека и гражданина. Органы исполнительной власти обязаны признавать установленные  Конституцией РФ права и свободы  человека и гражданина, соблюдать, реализовывать  на практике, а в случае необходимости  защищать их;

  1. социально-экономическая функция, т.е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления; эту функцию можно назвать обеспечительной, так как она направлена на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение публичных интересов;
  2. функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
  3. регулирующая функция, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т.д.;
  4. нормотворческая функция, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов, многие из которых подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ;
  5. охранительная (юрисдикционная) функция, означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства. Данная функция исполнительной власти реализуется посредством установленных законом административно-процессуальных производств, в рамках которых контрольно-надзорные органы применяют меры предупреждения, пресечения, взыскания и восстановления (например, наложение административных взысканий, применение мер финансовой ответственности, применение наказаний за нарушение таможенных правил).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ПРИНЦИПЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ВЛАСТИ 

Принципы  организации и  функционирования исполнительной власти по своему содержанию практически не отличаются от принципов государственного управления, а также от принципов организации и деятельности органов государственного управления, ибо главным признаком исполнительной власти является наличие системы органов исполнительной власти (или органов государственного управления).

Принципы  организации и функционирования исполнительной власти можно разделить  на две большие группы:

1) конституционные, которые установлены Конституцией РФ и обусловлены по содержанию конституционно-правовыми законодательными нормами;

2) организационные характеризующие организационные связи между различными звеньями системы государственного управления, которые возникав в процессе деятельности управленческих органов.

Участие политических партии в формировании органов исполнительной власти и  принятии важнейших практических решений  в области управления отвечает демократическим  принципам современного правового  государства. Пункт 3 ст. 13 Конституции  РФ устанавливает политическое многообразие, многопартийность. Завоевывая места в парламенте, политические партии оказывают сегодня реальное воздействие на формирование органов исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне.

  1. Демократизм формирования и функционирования исполнительной власти. Иногда этот принцип называют принципом народовластия, народности. Демократизм проявляется в свободном участии граждан в формировании органов исполнительной власти, в реальном их влиянии на практическую деятельность по управлению и осуществлению контроля за их работой, в использовании в необходимых случаях возможности судебной защиты.
  2. Принцип законности. Формирование и функционирование системы органов исполнительной власти должно базироваться на нормах права и преследовать цели обеспечения выполнения государственных функций, признания, соблюдения и защиты прав и свобод граждан. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина является одним из главных проявлений принципа законности. Соблюдение принципа законности предполагает, что: а) вся система государственного управления строится только на законных основаниях; б) осуществляемые государственными органами управленческие функции соответствуют требованиям законов и иных нормативных правовых актов; в) за исполнительной властью и воплощающей ее государственными органами осуществляется эффективный государственный и общественный контроль; г) обеспечивается формирование законопослушного кадрового потенциала управления. Принцип законности будет нарушен в случае, если действия органов исполнительной власти (публичного управления) приходят в противоречие с требованиями законов, иных нормативных правовых актов.
  3. Принцип федерализма. Принцип федерализма в организации и функционировании исполнительной власти вытекает из федеративного устройства РФ (гл. 3 Конституции РФ). Федеративная система обусловила сложную схему распределения полномочий исполнительной власти. С организационно-структурной точки зрения, принцип федерализма задает два уровня органов исполнительной власти: а) федеральные органы исполнительной власти; б) органы исполнительной власти субъектов РФ, т.е. республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Информация о работе Исполнительная власть в Российской Федерации