Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 19:58, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение республики, как формы правления.
В ходе написания курсовой работы решались следующие задачи:
- определения понятия и сущности республики как формы правления;
- рассмотрения видов республик;
- изучение истории республики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. РЕСПУБЛИКА………………………………………………………………..5
1.1. Понятие и сущность республики………….……….………………………5
1.2. Виды республик………………………………….………………………….7
2. ИСТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ……………………………….…………………..14
2.1. История возникновения республики……………….……………………...14
2.2. Республика в современном мире…………………….………………….....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……………....25
Библиографический список……………………………………………………..27
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….....28
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………….29
Таким образом, нельзя не отметить очевидное обстоятельство: стран, в которых главой государства является президент, значительно больше, чем стран с монархической формой правления.
Президентская республика представляет собой такую форму правления, которая, прежде всего, характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальной отличительной особенностью президентской республики является отсутствие должности премьер-министра.
Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей.
Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.
В парламентарной республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате.
Республика характеризуется рядом черт, и прежде всего тем, что в отличие от монарха президент получает свою власть в результате избрания и осуществляет ее в течение определенного срока, установленного в конституционном порядке.
Сроки президентских полномочий варьируются: от двух лет в Югославии до семи лет во Франции и Италии. Президент избирается на четыре года в США, Колумбии и ряде других стран, на шесть лет в Австрии, Финляндии, Аргентине, Мексике. Наиболее распространенный срок пребывания президента у власти - пять лет. Пятилетняя президентура установлена в 25 республиках, в том числе в ФРГ, Венесуэле, Израиле, ЮАР.
К кандидату на пост президента предъявляется ряд требований. Одним из главных условий является принадлежность к гражданству данного государства. В конституциях некоторых стран предусматривается возможность регистрации в качестве кандидата на пост президента для лиц, получивших гражданство в порядке натурализации. В ряде государств на пост президента может претендовать только лишь гражданин по рождению (США, Аргентина, Иран, Коста-Рика). В законодательстве ряда стран для кандидата устанавливается определенный срок проживания в данном государстве (5 лет - в Болгарии и Греции, 14 лет - в США).
Для кандидатов на пост президента существует возрастной ценз, то есть необходимость достижения определенного возраста: 30 лет - в Венесуэле, 35 лет - в США, Франции; 40 лет - в ФРГ, Греции; 50 - в Италии.
В ряде стран на пост президента может быть избрано лишь лицо, исповедующее государственную религию (Алжир, Судан, Тунис, Пакистан).
На Филиппинах кандидат на пост президента должен уметь писать и читать на государственном языке, в Нигерии - обладать средним, а в Турции - высшим образованием. Существует и ряд других условий. Например, в Иране кандидат на пост президента должен обладать честностью, правдивостью и необходимыми для руководства организаторскими способностями.
В зависимости от вида республики, формы государственного устройства, особенностей конституционного строя и национальных традиций различают три основные системы избрания президента:
1. Прямые выборы президента. Избиратели голосуют непосредственно за того иного кандидата на пост главы государства.
2. Косвенные выборы президента. Население избирает особый орган - коллегию выборщиков, которая затем избирает главу государства.
3. Многостепенные выборы президента. Воля избирателя опосредствуется парламентом
Голосование происходит, как правило, в несколько туров. Во многих странах вместе с президентом избирается вице-президент, который замещает его в случае необходимости. США, Аргентина, Венесуэла, Индия, Болгария и другие страны.
Во многих странах с республиканской формой правления пост вице-президента отсутствует. В таких государствах предусмотрены иные варианты замещения президента.
В республиканской форме правления президент может занимать различное положение в системе государственных органов. Уже конституционно-правовой статус президентов различных государств отличается большим разнообразием.
Президент в отличие от монарха несет политическую ответственность за свои действия. Он может быть отстранен от власти в порядке импичмента. Основаниями для импичмента могут служить: государственная измена, взяточничество, сознательное нарушение конституции, совершение президентом других тяжких преступлений. Возбуждает дело и формулирует статьи обвинения нижняя палата законодательного органа. Верхняя палата - сенат проводит расследование и выносит обвинительный или оправдательный приговор.
Отстранение президента в порядке импичмента - явление крайне редкое. В результате импичмента президенты были лишены своих полномочий в Бразилии в 1945 году и в 1992 году, а также в Венесуэле в 1993 году.
Гораздо чаще отстранение президентов происходило в результате убийства, государственных и военных переворотов. Так, 35-й президент США Д. Кеннеди был убит в 1963 году, президент Чили С. Альенде был застрелен в 1973 году. В результате военных переворотов были смещены со своих постов: в 1976 году - М.Э. Перон, первая женщина-президент Аргентины; в 1984 году - Ж.К. Дювалье, пожизненный президент Гаити; в 1997 году - Мобуту Сесе Секо, пожизненный президент Заира. Существуют целые регионы, где государственный переворот - основная форма досрочного отстранения президентов от власти. Так, в Латинской Америке с 1930 по 1970 год из 170 президентов 124 были лишены своих полномочий в результате государственных переворотов[6].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать некоторые выводы.
Сопоставление различных моделей, институтов, форм, процедур свидетельствует об исключительном богатстве и разнообразии форм государственности в современном мире. Государства существуют и функционируют в различных условиях. Есть неодинаковые по содержанию и форме капиталистические государства, свои особенности имеют государства в различных развивающихся странах, сохранилось несколько государств тоталитарного социализма, хотя и в них происходят существенные изменения, правда, связанные, прежде всего, с регулированием экономических отношений. Особый, переходный характер имеет многочисленная группа постсоциалистических государств. Все это отражает богатство форм управления обществом в современном мире.
Хотя в 20 веке сложились новые государственные структуры, мало похожие, а иногда совсем непохожие на институты 19 века, не говоря уже о более отдаленных временах, преемственность остается. Институты, доказавшие свою полезность, развиваются, совершенствуются. Антидемократические институты, негативные стороны тех или иных органов и процедур на базе опыта их использования, в том числе коллективного опыта разных стран, преодолеваются. Наблюдается уникальное и возрастающее своеобразие отдельно взятых государств. Ранее некоторые народы, особенно в развивающихся странах, при создании своих институтов в какой-то мере подражали известным моделям государственности. В таком заимствовании, если оно осуществляется в целях в целях социального прогресса и учитывает конкретные особенности страны, нет основания для какого-либо осуждения. Но нередко заимствовались не лучшие институты. Это относится к так называемым странам социальной ориентации, которые в строительстве своей государственности подражали моделям тоталитарного социализма, лишь ухудшая их. В настоящее время народы на основе уже имеющегося опыта все полнее учитывают в государственном строительстве особенности своего бытия, а отсюда возрастает своеобразие государственных институтов.
Республиканская форма правления относительно молодая, по сравнению с монархией. Однако она сумела закрепиться в современно мире. Мне кажется, что будущее именно за республиканской формой правления, хотя скорее не за "чистой", а за нетрадиционной ее формой, но об этом чуть дальше.
Нельзя не отметить очевидное обстоятельство: стран, в которых главой государства является президент, значительно больше, чем стран с монархической формой правления.
В отличие от монарха президент получает свою власть в результате избрания и осуществляет ее в течение определенного срока, установленного в конституционном порядке.
Во многих странах вместе с президентом избирается вице-президент, который замещает его в случае необходимости. Такого никогда не может быть в случае с монархом.
Президент в отличие от монарха несет политическую ответственность за свои действия. Он может быть отстранен от власти в порядке импичмента. Тем самым можно сказать, что республиканская форма правления, в какой-то степени, более совершенна, чем монархия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Москва, 2001.
Научная и обзорная литература:
2. Алексеев С.С Государство и право – М,1993
Рябов С.В. Глава государства в зарубежных странах - М, 1999
3. Стрекозов В.Г., Ю.Д. Казанчеев "Государственное право Российской Федерации", 1997 г.
4. Алексеев С.С Государство и право – М,1993
5. "История государства и права зарубежных стран"/Отв. ред. О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова. Москва, 1996.
6. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран – М, 2002
7. "Конституционное (государственное) право зарубежных стран". Учебник/Отв. ред. Б.А. Страшун. Москва, 1995.
8. А.А. Мишин "Конституционное (государственное) право зарубежных стран". Москва, 1996
9. Спиридонов Л.И. История государства и права – Спб, 1995
10. Большой юридический словарь/Под ред. А.Я.Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.:ИНФРА – М, 1999
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Виды республик
парламентарные
ГЛОССАРИЙ
Государство – особый и основной компонент политической системы, осуществляющий управление обществом посредством системы центральных и местных органов государственной власти, государственного управления, суда и прокуратуры.
Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Форма государства – совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.
Форма правления – организация высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования.
Республика – (от лат respublica – общественное дело) – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Монархия – это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха – и передается им по наследству.
Парламентарная республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер ит.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парлементом, а не перед главой государства.
Президентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием, и сочитающий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти.
Смешанная (полупрезидентская) республика – такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентарной и президентской республик.
Конституция – (от лат constitutio – устройство, установление) – основной закон (или совокупность наиболее важных законов), имеющий высшую юридическую силу и устанавливающий основы политической, правовой и экономической системы.
Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни.
Суверенитет – (от франц. Souverainete – верховная власть) – полная самостоятельность и независимость во всех внутренних и внешних делах того или иного государства или народа.
Политика – деятельность по организации совместной жизни людей в обществе.
Функции государства – это основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью обменными отношениями людей решать общие дела.
Парламент – представительный и законодательный орган.
Буржуазия – владельцы, какой – либо собственности, приносящей доход, обладатели капиталов (фабрик, магазинов, предприятий сферы услуг, ценных бумаг, денежных ресурсов и т.д.).
Президент – глава государства.
Политическая партия – это добровольная, негосударственная организация людей, объединенных общей идеологией и активным стремлением завоевать и осуществлять политическую власть в обществе.
Политический режим – совокупность политических средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер.