Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:15, курсовая работа
Государственные символы России тесно обвито с политической и социальной историей нашего государства. При подробном анализе государственной символики России возникает непосредственный процесс багаж знаний истории своего Отечества. Символы флаг и герб России, это часть российской истории, олицетворение её героических и трагических страниц.. Флаг и герб России - два понятия тесно связаны друг с другом , это описание жизни народов нашей страны. Возникли они только в XX веке. Во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свой герб и флаг, который отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав.
Синий цвет – вера, цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия;
Красный цвет – державности.
Так как официально цвета не толкуются, каждый вправе сам выбрать для себя именно ту, которая ближе ему по состоянию духа и убеждениям.
Это триединство веры, царя и народа отразилось и в общем сознании. В лозунге «За Веру, Царя и Отечество!» И в политическом убеждении, православие, самодержавие, народность. Зачастую высказаться мнение, что три цвета флага символизируют Веру, Надежду, Любовь.
В августе 2011 года был поднят самый большой флаг России в Чеченской Республике. Он был поднят между сёлами Ойсхара и Центорой. Флаг имеет площадь полотнища 150 квадратных метров.
2.Герб России
Герб, наряду с флагом и гимном является один из самых главных символов любого государства. Слово герб означает наследство. Герб - это эмблема, отмеченная за человеком, государством родом, регионом, землёй, который передаётся по наследству и существует до тех пор, пока существует государство. Символ оформленный, по законам геральдики, расположен на соответствующем поле, называющийся щитом, и носящий обусловленной значимости. Российская городская и областная геральдика в XVIII-XIX веков Александр Петрович Черных охарактеризовал как, символ опознавательный - правовой знак. Который был составлен и одобрен по назначенным правилам, предназначающийся постоянным отличительным определителем лицу, обществу, роду, учреждению. Государственный герб выражает идею и основы, осуществлять которые государство считает себя призванным Герб и Флаг России
История государственного герба России, связана около пяти веков с двуглавым орлом. Из этого следует, что государственный герб - это законодательно утверждённая, эмблема государства, символизирующая его могущество в официальных ситуациях и на международной арене.
Для создания государственной символики надо, чтобы самого государства и жители государства, осознавали собственную принадлежность к особенному политическому единству, и проявить желание найти для этого выражения соответствующую форму. Зарождаются они, как правило, не одновременно. Первоначально государство формируется, чаще всего, с личностью его главы. На первом этапе двуглавый орёл воспринимался только лишь как, государева печать.
Орёл – это одна из самых древних эмблем, который сохраняется в нескольких государствах и до наших дней. Орёл означает власть, господство, высоту и пронзительность Государства. В XIII веке до нашей эры изображение двуглавого орла найдено на территории древнего Хеттского царства. На протяжении хеттской истории орёл рисовался вместе с богами, и сейчас трудно сказать - являлся ли двуглавый орёл символом политической власти хеттских царей. У мидийцев так же широко использовался изображение двуглавого орла, а так же и у других древних народов Передней Азии.
В раннее время в Европе орёл изображался с одной головой, но в отличие от двуглавого орла Передней Азии, он изначально был не только символом богов, но и светской власти. На греческих монетах орёл показывался рядом с Зевсом или являлся единственным изображением. Изображение на монетах было такого типа как голова орла, сидящего или взлетающего, орёл с добычей, такие как, Олимпии, Акраганта, Локры. У Птолемеев на монетах в 323 - 30 годах до нашей эры орёл изображался с молнией в когтях. В древнем Риме орёл показывался атрибутом Юпитера. Изображение орла, Римские полководцы изображали на своих жезлах как знак главенства над действующей армией. Позднее, когда полководцы становиться императорами, орёл был обращен в выдающийся императорский знак, символ верховной власти. От Священной Римской империи орёл перешёл как символ власти к германской нации, с рождением геральдики орёл становится основной эмблемой в гербе Священной Римской империи.
В 1497 году русские государственные эмблемы на самых ранних известных памятниках, изображалась двухсторонняя красновосковая печать привешаная к грамоте. Василий Похлёбкин в 1497 году вводит под сомнение эту дату, потому что в подлиннике восковой печати цифры 1497 или 1494 года, точно прочесть очень трудно.
Большинство нынешних исследователей, склонных к данной грамоте 1497года, но можно предположить, что печать данного типа скрепляла грамоты и ранее 1497года, но это появления вряд ли следует относить дальше1494 года. Потому что на протяжении почти двадцати пяти лет с момента заключения брака Ивана Третьего с Софьей Палеолог в 1472г, о такой печати нет ни каких данных.
В известных изданиях, посвящённых данной теме, неверно указанные эмблемы: всадника связывают с образом Святого Георгия Победоносца, а змей изображается с драконом. До XVII века, изображение всадника как Святого Георгия Победоносца в русских источниках, не встречается. Но образ Святого Георгия прошел на Русь, из Византии в X – XI веках, и стал очень распространённым, в изображении всадника. Его видели как князя-воина, защитника Русской земли. В различие от змея, дракон в русской геральдике олицетворяет добро. Но дракон, и змея изображаются в геральдике крылатыми, дракон - с двумя лапами, а змея - с четырьмя. Ошибочному изображению змея как дракона оставаясь незамеченной, очень долгое время.
В Российской геральдике время появления гербового орла, с небольшими видоизменениями, не оспаривается, потому что его появления на великокняжеской печати инициирует массу разноречивых суждений. Первая версия сложилась в XIX веке и заключалась она в браке Ивана Третьего и Софьи Палеолог, племянницы византийского императора Константина Одиннадцатого Палеолога. То есть соединились два герба - Московского государства – с изображением всадника и Византии – с изображением двуглавого орла. Эта версия связана влияние Византии на русское общее развитие, в частности, на развитие идей и форм российской государственности. Теорию, не связанную с Византией появления русского гербового орла, на современном этапе наиболее доказала и разработала Ниной Соболевой.
Исследователь подмечает, что сторонники византийского орла, не тревожит почти четверть века удалённой даты бракосочетания от даты появления орла на государственной печати.
Появление в XV веке, самой печати, и объединение на печати двух эмблем, не свойственны, московской княжеской символики и не была случайностью. И в конце XV века наблюдается стремление Ивана Третьего поставить себя на одну ступень с первым монархом Европы - императором священной Римской империи. Герб монархической власти в Европе была регламентированной и общепризнанной, что не могло миновать мимо Ивана Третьего. В XIII веке, в Западной Европе водворилось чётко укрепленное различие между одноглавым орлом, как королевским гербом и двуглавым – императорским, Фридрихом Вторым Штауфен, король Сицилии, в качестве политической эмблемы двуглавого орла в средневековой Европе начал использовать император священной Римской империи, поместив эмблему на монетах.
Нина Соболева, поддерживая точку зрения американского историка Алефа и нескольких западноевропейских исследователей. Регель считает, что в Византии двуглавый орёл служил лишь формой украшения, орнамента, а не служит государственной эмблемой. Для такого установления служит отсутствие двуглавого орла как государственного знака на византийских монетах, печатях, одежде императорской охраны. На это указывают и данные работ пользующийся авторитетом исследователь византийских печатей Лихачёва. Он доказал, что в Византии не было Государственной печати. Доказал, что существовали лишь личные печати императоров, но не было показа двуглавого орла. Исследователи признают, что его употребляли морейские как высший титул византийской знати. Отрицая использование двуглавого орла, как знака власти византийских императоров и одним из них был отец будущей супруги Ивана Третий. Но данных о том, что двуглавый орёл был их отличительным знаком, нет. Это теория строится на сведениях о мозаичных изображениях двуглавого орла в морейской церкви.
Двуглавый орёл на Руси был славен ещё до создания государственной печати. Его отображения были помещены на монетах тверского князя Михаила Борисовича в 1461 – 1486 годах и нескольких других русских князей этого времени. В XV веке появление двуглавого орла на монетах, объединяют с воздействием культуры южных славян, когда возрождаются связи Руси странами, прекращенные монголо-татарским нашествием. Николай Петрович. Лихачёв считает, если будет аргументировано положение, что в Византии не было государственной печати и на печатях императоров не изображалось двуглавого орла. Тогда будет видно, что московское правительство не могло заимствовать из Византии то, чего та не имела Герба и Флага России X-XV века. Титул Ивана Третьего - это титул на не имеющие границ власть внутри страны, на собирание земель до монгольской Руси.
Все факты указывают, что двуглавый орёл, принятый Иваном Тратим в качестве политической эмблемы, связано с устремлением великого князя встать вровень с другими европейскими монархами в первую очередь с Габсбургами. Великий князь показывал в обществе своё политическое кредо, место среди венценосных братьев. Печать с символикой, выражающая, с одной стороны, древность происхождения московских князей, а с другой стороны - величие русского государя двуглавый орёл, соответствовало политическим потребностям эпохи и служило свидетельством прав Ивана Третьего на титул кесаря.
В правления Ивана Четвёртого, в русской символике совершается соединение двуглавого орла и всадника - князя. Размещенный всадник в центре фигурного щита, вмещается на груди орла. И другое изображение вместо всадника в центре фигурного щита изображался единорог, это было на печатях. Более точное сведение на моментах, это появления этой эмблемы на царской печати не имеется. Здесь прямая связь с символической стороной данного мифического существа. Единорог - символ чистоты, то есть своим рогом очищает воду, отравленную змеем, является непреодолимым зверем, сила которого заключена в роге. И то, что гербовый орёл изображался с одной ,общей для обеих голов короной, над которой поднимался православный крест.
При первом царе из династии Романовых Михаиле Фёдоровиче в 1625 году, совершилось видоизменения в отображении гербового орла. Первое изменение, это появление третьей короны над двумя головами орла. Владимир Лебедев выставляет гипотезу, где три короны символизируют Святую Троицу. Юрий Штакельберг утверждает, что на печати царя Михаила Романова три короны знаменовали три завоёванных царства, это Казанское, Астраханское и Сибирское царства. Письменные средства излагали информацию, что обоснованное изображения третьей короны, также как и двух, произойдёт только в царствование Алексея Михайловича. Появление третьей короны соединено с влиянием западноевропейских мастеров, резавших матрицы для царской печати. Это доказывается общеустановленным для русской сфрагистики местоположением всадника, который был изображён повернутым в правую геральдическую сторону. На всех прежних печатях всадник - князь был повернут на восток, откуда исходила постоянная угроза Русскому государству.
При царе Алексее Михайловиче раздаются дипломатические, экономические и культурные связи России с Западной Европой. Контакты между монархами всегда опережались подобающей атрибутикой и подтверждала степень величия того или иного государя. В результате русским правительством встала задача приблизить государственную символику к западное - европейское. В 1654 году, на печати было зафиксировано изображение орла с введенным в Европе символами монархической власти, то есть скипетром и державой, которые он держал в когтях. Корона, держава и скипетр являются регалиями - это знак монаршей власти в государствах. Происхождение этих символов уходит в глубину веков, то есть это держава и скипетр.
Держава древний символ монаршей власти, поднимается к глобусу как символу мирового господства Рима. Глобус был использован в качестве символа власти македонским царём Деметрием Первым Полиоркетом. В Римской империи глобус принял форму державы, на нём не было изображена небесная сфера или Земля. Держава уже прочно вошла в число регалий в средние века. В России с конца XVI века, держава считается видимой эмблемой самодержавия. Скипетр, это символ власти и достоинства правителя. В средневековья скипетр использовался при коронации государем во всей Европе. Держава и скипетр популярен в России с конца XVI века. Скипетр символ административной монархической власти, в то время как корона воплощала законодательную и божественную власть монарха.
После окончания русско-польской войны в 1654 -1667года, было дано новое обоснование, когда была изготовлена новейшая большая государственная печать. 14 декабря 1667 года, вышел указ о царском титуле и о печати. Было дано описание печати, Орёл двуглавый, это есть герб державный Великого государя. Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, Его Царского Величества Российского Царствия, на котором три короны изображены, знаменующие три великие державы, Казанской, Астраханской, Сибирское. Славные Царства, покоряться Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшего Государя, державе и велению. На правой стороне орла три грады, по обрисовке, в титле Великие и Малые и Белые России. На левой стороне орла три грады, своими писаньями, образуют Восточных, Западных и Северных сторон.
Гербовый орёл на печати в1667 году, изображён с расправленными крыльями. Владимир Новиков обращает внимание на изменение в положении крыльев орла. Он считает, что эти изменения орла на скипетре царя Алексея Михайловича. Владимир Новиков отмечает, крылья орла опять взъерошены и загнуты вверх, как под влиянием ветра дующего снизу. Так бывало, когда штормы народных волнений взъерошивали Орлов Бориса, Дмитрия, Шуйского. Вряд ли изменения в положении крыльев гербового орла зависели от побед и поражений. С начала XVII века изображение российского гербового орла опирались на западноевропейские аналоги и определяли его вид.
В 1654 году, когда царём был Алексея Михайловича, двуглавый орёл на государственной печати, был рядом с трёхглавым орлом на скипетре государя. Это было один случай употребления трёхглавого орла в качестве символа, третья голова символизировала присоединение Малой Руси.
При Петре Первом с ордена Святого Андрея Первозванного в 1699 году, введено в государственный герб описание ордена и орденской цепи. А так же изменения в изображении на государственной печати. Двуглавый орёл, был пристроен в центре, испанского щита и увенчивала корона царского совершенства; щит окаймляет цепь ордена Святого Андрея Первозванного с - крестом.