Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:44, реферат
В 1918 г. Была принята Временная конституция Белорусской Народной Республики. Затем была утверждена первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии, принятая I съездом Советов Белоруссии 3 февраля 1919 г. Она имела некоторые характерные черты:
• написанная под сильным влиянием большевиков, закрепляла власть за Советами, рабочими в лице диктатуры пролетариата;
• лишала избирательных прав отдельных лиц;
• была значительно идеологизированной и носила открыто классовый характер
История конституционно-правового развития Республики Беларусь
На протяжении истории развития Беларуси как суверенного независимого государства было принято пять конституций. Каждая Конституция, сменявшая друг друга, представляла собой юридический фасад, в котором провозглашение народовластия прикрывало всевластие партийно-государственной номенклатуры, а права и свободы граждан трактовались как благодеяние, исходящее от коммунистической партии и государства.
В 1918 г. Была принята Временная
конституция Белорусской
Основной причиной замены Конституции 1919 г. Конституцией 1927 г. Явилось образование СССР (1922 г.) и принятия им первой Конституции (1924 г.). Вторая конституция БССР была утверждена VIII Всебелорусским съездом Советов 11 апреля 1927 г. Конституция 1927 г. Сохраняла многие черты, свойственные Конституции 1919 г.:
Третья Конституция принята 19 февраля 1937 г. Вторым Чрезвычайным съездом Советов БССР и соответствовала Конституции СССР 1936 г.:
Четвертая Конституция (Основной закон) БССР была принята 14 апреля 1978 г. Внеочередной девяткой сессией Верховного Совета девятого созыва. Данная Конституция имела следующие отличительные черты:
В этих конституциях проявляется
принцип преемственности, то есть
многие положения воспринимались вновь
принимаемыми конституциями: формы
органов государственной
В середине 1980-х гг. Беларусь
вступила в период радикальных социально-
Ареной острой политической дискуссии стал I съезд народных депутатов СССР (25 мая 1989 г.), который избрал М.С. Горбачева Председателем Президиума Верховного Совета постоянно действующего парламента, принял решение о необходимости разработки новой Конституции, утвердил о должности высших государственных деятелей, создал парламентские комиссии.
Огромное значение
для принятия пятой Конституции
имела Декларация Верховного
Совета Республики Беларусь о
государственном суверенитете, положения
которой учитывались при
Конституционная комиссия, созданная Верховным Советом летом 1990 г. внесла в ноябре 1991 г. на рассмотрение седьмой сессии Верховного Совета подготовленный проект новой конституции. В процессе подготовки проекта для рассмотрения на седьмой сессии было изучено около пятисот поступивших предложений и замечаний, из которых более сотни было учтено.
25 августа 1991 г. Верховный Совет БССР придал «Декларации о государственном суверенитете БССР» статус конституционного закона. Приняты постановления об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР, о департизации органов государственной власти и управления, о приостановке деятельности КПБ-КПСС, а уже 19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял постановление о переименовании БССР в республику Беларусь и законы о новых Государственном флаге и Государственном гербе Республики Беларусь.
11 ноября 1991 г. Верховный
Совет принял постановление по
проекту Конституции
Итоги обсуждения проекта Основного Закона должны освещаться республиканскими средствами массовой информации. В постановлении дано поручение Конституционной комиссии доработать проект Конституции с учетом предложений и замечаний, высказанных депутатами Верховного Совета Республики Беларусь, а также поступивших в ходе народного обсуждения, и вынести его на рассмотрение сессии Верховного Совета.
Предложения и замечания стали регулярно поступать в Конституционную комиссию, ее рабочую группу, где они систематически анализировались и, если заслуживали того, включались в проект. Много интересных предложений, критических замечаний было высказано на страницах печати. По непринятым предложениям и замечаниям указывались мотивы не включения в текст. В Конституционную комиссию поступило несколько авторских проектов Конституции, и хотя они не составили достойной альтернативы официальному проекту, некоторые идеи их авторов были восприняты Безусловно, обсуждение проекта новой Конституции принципиально отличалось от аналогичного обсуждения Конституции 1978 г.
Сейчас какого-либо давления сверху по поводу обсуждения проекта гражданами, трудовыми коллективами не было. Это привело к тому, что значительно больше было конкретных предложений. Они касались основ конституционного строя, прав и свобод граждан, системы органов государственной власти и др. Со стороны руководства Верховного Совета было высказано лишь пожелание местным органам государственной власти провести сессии, где и обсудить проект новой Конституции. В результате выполнения этой работы много интересных идей поступило от местных Советов депутатов.
Следует отметить, что в конце 1991 г. и в 1992 г. произошло много изменений, которые повлияли на темпы и содержание работы над проектом нового Основного Закона Беларуси. Как известно, 25 августа 1991 г. Декларации о государственном суверенитете был придан статус конституционного закона, нормы которого обладали даже более высокой юридической силой, чем Конституция 1978 г. Декларация, как было записано в ст. 12, является основой для разработки новой Конституции. 8 декабря 1991 г. было заключено Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. К десятой сессии проект дважды публиковался для народного обсуждения (в декабре 1991г. после обсуждения на седьмой сессии и в августе 1992 г. с учетом замечаний, высказанных в ходе народного обсуждения). Опубликование проекта для обсуждения оживило дискуссию в обществе по Основному Закону страны. В Конституционную комиссию к десятой сессии поступило более семи тысяч предложений и замечаний граждан, высказавших их в печати, но радио, телевидению, на собраниях и в письмах. Несмотря на отдельные критические замечания, большинство лиц и органов, высказавших свои замечания в целом одобрительно отнеслись к проекту.
Постановлением Верховного Совета от 5 февраля 1993 г. было поручено Конституционной комиссии и ее рабочей группе по итогам обсуждения доработать проект Конституции с учетом предложений и замечаний, высказанных депутатами.
Историческое решение — принятие новой Конституции, к которому очень трудно шли депутаты на протяжении почти четырех лет, состоялось 15 марта 1994 г. При кворуме для голосования и принятия решения 231 депутат, зарегистрировалось 307, проголосовали: за — 236, против — 6, воздержалось —8, не голосовало — 57. В этот же день был принят конституционный закон о порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь. При кворуме для голосования и принятия решения 231 депутат, зарегистрировалось 297, проголосовали: за — 237, против — 4, воздержалось — 13, не голосовало — 43.
Законом о порядке вступления в силу Конституции ее подписание поручено Председателю Верховного Совета Республики Беларусь. Это было сделано в торжественной обстановке на заседании Президиума Верховного Совета 28 марта 1994 г. 30 марта 1994 г. Конституция была опубликована в республиканских газетах и с этого дня она вступила в действие. 15 марта — день принятия Конституции — объявлен праздничным днем.
Двухлетний опыт применения положений Конституции показал неоднозначность ее понимания различными государственными органами. Возникла потребность не только в более четком разграничении полномочий между органами государства, но и уточнении многих прав и свобод граждан. С этой целью на республиканский референдум от 24 ноября 1996 г. Президентом и некоторыми фракциями Верховного Совета Республики Беларусь были предложены два самостоятельных проекта новой редакции Конституции 1994 г. В результате народного голосования был поддержан проект, предложенный Главой государства.
Информация о работе История конституционно-правового развития Республики Беларусь