История конституционно-правового развития Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:44, реферат

Краткое описание

В 1918 г. Была принята Временная конституция Белорусской Народной Республики. Затем была утверждена первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии, принятая I съездом Советов Белоруссии 3 февраля 1919 г. Она имела некоторые характерные черты:
• написанная под сильным влиянием большевиков, закрепляла власть за Советами, рабочими в лице диктатуры пролетариата;
• лишала избирательных прав отдельных лиц;
• была значительно идеологизированной и носила открыто классовый характер

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Идеология РБ.docx

— 28.48 Кб (Скачать файл)

История конституционно-правового  развития Республики Беларусь

На протяжении истории  развития Беларуси как суверенного  независимого государства было принято  пять конституций. Каждая Конституция, сменявшая друг друга, представляла собой юридический фасад, в котором  провозглашение народовластия прикрывало всевластие партийно-государственной  номенклатуры, а права  и свободы  граждан трактовались как благодеяние, исходящее от коммунистической партии и государства.

В 1918 г. Была принята Временная  конституция Белорусской Народной Республики. Затем была утверждена первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии, принятая I съездом Советов Белоруссии 3 февраля 1919 г. Она имела некоторые характерные черты:

  • написанная под сильным влиянием большевиков, закрепляла власть за Советами, рабочими в лице диктатуры пролетариата;
  • лишала избирательных прав отдельных лиц;
  • была значительно идеологизированной и носила открыто классовый характер;
  • не содержала положения о народе как о носителе и источнике суверенитета государства;
  • выходила за рамки внутригосударственного регулирования, включала установления чисто политического характера;
  • ориентировалась на мировое сообщество. Например, речь шла о решимости уничтожить любой, в том числе мировой, капитал;
  • признавала применение насилия в целях утверждения социализма. Она закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, вплоть до ее принудительного изъятия.

Основной причиной замены Конституции 1919 г. Конституцией 1927 г. Явилось  образование СССР (1922 г.) и принятия им первой Конституции (1924 г.). Вторая конституция  БССР была утверждена  VIII Всебелорусским съездом Советов 11 апреля 1927 г. Конституция 1927 г. Сохраняла многие черты, свойственные Конституции 1919 г.:

  • не включала в свой текст «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа»;
  • хотя в ней в значительной степени смягчились формулировки о насилии, подавлении, исключались положения о мировой революции, она оставалась классовым документом. В частности, ст. 2 констатировала, что БССР является государством диктатуры пролетариата, которое осуществляет свои задачи на основе союза рабочих и крестьян;
  • в ней был отражен факт вхождения Беларуси в состав СССР. Одновременно закреплялось, что БССР добровольно передает Союзу часть своих полномочий (ст. 4);
  • граждане БССР одновременно являлись гражданами СССР;
  • земля, леса, недра, воды, фабрики, заводы, железнодорожный и воздушный транспорт, средства связи являлись государственной собственностью;
  • труд объявлялся обязанностью всех граждан;
  • церковь отделялась от государства;
  • закреплялось равноправие языков ряда национальностей, проживающих на территории республики (белорусского, русского, еврейского, польского). Одновременно (ст. 22) признавалось преимущество белорусского языка в сношениях с государственными, профессиональными, общественными организациями и учреждениями;
  • избирательных прав лишались следующие лица:
    • лица, пользующиеся наемным трудом  для получения прибыли;
    • живущие на нетрудовые доходы с предприятий, на поступления с имущества;
    • частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
    • монахи и духовные служители религиозных культов всех верований;
    • служащие и агенты бывшей полиции, члены царского рода, а также лица, руководившие деятельностью полиции, жандармерии и карательных органов.
    • признанные душевнобольными;
    • осужденные судом за корыстные и порочащие злодеяния;
  • для городского и  сельского населения были определены различные нормы представительства на выборах (преимущество рабочего класса было пятикратным). Таким образом, выборы в органы власти небыли равными;
  • выборы делегатов съездов Советов были многоступенчатыми и проводились не тайно, а открытым голосованием;
  • утверждался герб, флаг и столица БССР (Минск);
  • в отличии от конституций других советских республик и Конституции СССР, было закреплено разделение властей на законодательную (Совет народных комиссаров) и исполнительную (Центральный исполнительный комитет).

Третья Конституция принята 19 февраля 1937 г. Вторым Чрезвычайным съездом  Советов БССР и соответствовала  Конституции СССР 1936 г.:

  • законы СССР были обязательны на территории республики;
  • закреплялось положение о том, что с построением основ социализма, полной ликвидацией «эксплуататорских классов» страна вступила в новый этап своего развития;
  • впервые (конституционным образом) официально было объявлено, что в республике закреплены все основные экономические основы социализма, в том числе: отменена частная собственность, утвердилась социалистическая собственность на орудия и средства производства, установлено единое плановое развитие;
  • социалистическая собственность в БССР имела форму государственной и колхозно-кооперативной;
  • труд объявлялся обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина;
  • впервые была закреплена конституционная норма о сохранении за БССР права выхода из состава СССР;
  • включена норма о том, что республика сохраняет свою классовую сущность, хотя форма ее выражения изменилась. В частности, в связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав по социальному признаку; Конституция впервые закрепляла принцип равноправия граждан, однако весьма в усеченном виде, поскольку равноправие граждан предусматривалось только независимо от их расы, национальности;
  • впервые в Конституции содержалась глава об основных правах и обязанностях граждан. Было закреплено право на труд;
  • введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании;
  • впервые конституционным образом закреплялась руководящая роль коммунистической партии (впоследствии это привело к прекращению партии в государственную структуру).

Четвертая Конституция (Основной закон) БССР была принята 14 апреля 1978 г. Внеочередной девяткой сессией Верховного Совета девятого созыва. Данная Конституция  имела следующие отличительные  черты:

  • закрепляла построение «Развитого социализма» в стране; впервые было введено понятие «народ», который является субъектом всей власти в государстве;
  • сохранялось классовое содержание Конституции;
  • закреплялась ведущая роль  коммунистической партии как основы политической системы;
  • сохранялась классовая ориентированность демократии, которая отныне именовалась «социалистической демократией»;
  • впервые конституционные нормы  закрепляли равенство граждан перед законом независимо от происхождения, социального положения, образования, языка и т.д.;
  • впервые было введено положение, дающее право гражданам решать наиболее важные вопросы государственной жизни на референдуме;
  • закреплялось некоторые права человека: право на жилище, охрану здоровья и т.д.
  • установилось, что Конституцию принимает народ; впервые закрепилась норма о суверенитете.

В этих конституциях проявляется  принцип преемственности, то есть  многие положения воспринимались вновь  принимаемыми конституциями: формы  органов государственной власти, суда, прокуратуры; вхождение БССР с качестве субъекта федерации СССР и др. Все предыдущие  конституции в той или иной степени закрепляли  такую организацию государственной власти, которая имела явно выраженный тоталитарный аспект. При этом все Конституции приходилось беспрерывно обновлять.

В середине  1980-х гг. Беларусь вступила в период радикальных социально-политических трансформаций, обусловленных кризисными событиями в жизни советского общества, исчерпанием возможностей административных методов в экономике, провозглашением «ускорения социально-экономического развития страны» и «курса на перестройку».

Ареной острой политической дискуссии стал I съезд народных  депутатов СССР (25 мая 1989 г.),  который избрал М.С. Горбачева Председателем Президиума Верховного Совета постоянно действующего парламента, принял решение о необходимости разработки новой Конституции, утвердил о должности высших государственных деятелей, создал парламентские комиссии.

 Огромное значение  для принятия  пятой Конституции  имела Декларация Верховного  Совета Республики Беларусь о  государственном суверенитете, положения  которой учитывались при подготовке  проекта.

 

Конституционная комиссия, созданная Верховным Советом  летом 1990 г. внесла в ноябре 1991 г. на  рассмотрение седьмой сессии Верховного Совета подготовленный проект новой конституции. В процессе подготовки проекта для рассмотрения на седьмой сессии было изучено около пятисот поступивших предложений и замечаний, из которых  более сотни было учтено.

 25 августа 1991 г. Верховный Совет БССР придал «Декларации о государственном суверенитете БССР» статус конституционного закона. Приняты постановления об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР, о департизации органов государственной власти и управления, о приостановке деятельности КПБ-КПСС, а уже 19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял постановление о переименовании БССР в республику Беларусь и законы о новых Государственном флаге и Государственном гербе Республики Беларусь.

11 ноября 1991 г. Верховный  Совет принял постановление по  проекту Конституции Республики  Беларусь. Основные положения проекта  были одобрены. Решено было опубликовать  проект в печати для обсуждения  народом, а исполнительно-распорядительным  органам местных Советов депутатов  поручено обеспечить тщательный  учет и обобщение предложений  и замечаний, внесенных по проекту  трудовыми коллективами, общественными объединениями, гражданами, и направлять их не позднее первого и пятнадцатого числа каждого месяца в Верховный Совет Республики Беларусь.

Итоги обсуждения проекта  Основного Закона должны освещаться республиканскими средствами массовой информации. В постановлении дано поручение Конституционной комиссии доработать проект Конституции с учетом предложений и замечаний, высказанных депутатами Верховного Совета Республики Беларусь, а также поступивших в ходе народного обсуждения, и вынести его на рассмотрение сессии Верховного Совета.

Предложения и замечания  стали регулярно поступать в  Конституционную комиссию, ее рабочую  группу, где они систематически анализировались  и, если заслуживали того, включались в проект. Много интересных предложений, критических замечаний было высказано на страницах печати. По непринятым предложениям и замечаниям указывались мотивы не включения в текст. В Конституционную комиссию поступило несколько авторских проектов Конституции, и хотя они не составили достойной альтернативы официальному проекту, некоторые идеи их авторов были восприняты Безусловно, обсуждение проекта новой Конституции принципиально отличалось от аналогичного обсуждения Конституции 1978 г.

Сейчас какого-либо давления сверху по поводу обсуждения проекта гражданами, трудовыми коллективами не было. Это привело к тому, что значительно больше было конкретных предложений. Они касались основ конституционного строя, прав и свобод граждан, системы органов государственной власти и др. Со стороны руководства Верховного Совета было высказано лишь пожелание местным органам государственной власти провести сессии, где и обсудить проект новой Конституции. В результате выполнения этой работы много интересных идей поступило от местных Советов депутатов.

Следует отметить, что в  конце 1991 г. и в 1992 г. произошло много изменений, которые повлияли на темпы и содержание работы над проектом нового Основного Закона Беларуси. Как известно, 25 августа 1991 г.  Декларации о государственном суверенитете был придан статус конституционного закона, нормы которого обладали даже более высокой юридической силой, чем Конституция 1978 г.  Декларация, как было записано в ст. 12,  является основой для разработки новой Конституции. 8 декабря 1991 г. было заключено Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. К десятой сессии проект дважды публиковался для народного обсуждения (в декабре 1991г. после обсуждения на седьмой сессии и в августе 1992 г. с учетом замечаний, высказанных в ходе народного обсуждения). Опубликование проекта для обсуждения оживило дискуссию в обществе по Основному Закону страны. В Конституционную комиссию к десятой сессии поступило более семи тысяч предложений и замечаний граждан, высказавших их в печати, но радио, телевидению, на собраниях и в письмах. Несмотря на отдельные критические замечания, большинство лиц и органов, высказавших свои замечания в целом одобрительно отнеслись к проекту.

Постановлением   Верховного   Совета  от   5   февраля 1993 г. было поручено Конституционной комиссии и ее рабочей группе по итогам обсуждения доработать проект Конституции с учетом предложений и замечаний, высказанных депутатами.

Историческое решение  — принятие новой Конституции, к которому очень трудно шли депутаты на протяжении почти четырех лет, состоялось 15 марта 1994 г. При кворуме для голосования и принятия решения 231 депутат, зарегистрировалось 307, проголосовали: за — 236, против — 6, воздержалось —8, не голосовало — 57. В этот же день был принят конституционный закон о порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь. При кворуме для голосования и принятия решения 231 депутат, зарегистрировалось 297, проголосовали: за — 237, против — 4, воздержалось — 13, не голосовало — 43.

Законом о порядке вступления в силу Конституции ее подписание поручено Председателю Верховного Совета Республики Беларусь. Это было сделано  в торжественной обстановке на заседании  Президиума Верховного Совета 28 марта 1994 г. 30 марта 1994 г. Конституция была опубликована в республиканских газетах и с этого дня она вступила в действие. 15 марта — день принятия Конституции — объявлен праздничным днем.

Двухлетний опыт применения положений Конституции показал неоднозначность ее понимания различными государственными органами. Возникла потребность не только в более четком разграничении полномочий между органами государства, но и уточнении многих прав и свобод граждан. С этой целью на республиканский референдум от 24 ноября   1996 г.  Президентом и некоторыми фракциями   Верховного   Совета  Республики   Беларусь были предложены два самостоятельных проекта новой редакции Конституции  1994 г. В результате народного голосования был поддержан проект, предложенный Главой государства.

Информация о работе История конституционно-правового развития Республики Беларусь