История развития еврейского права. Древнейшая (библейская) эпоха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

В дальнейшем мы будем рассматривать правовую систему именно в широком ее понимании. Итак, уровень современной классификации правовых систем достаточно высок, однако, по мнению некоторых исследователей (Дж.Мэрримэн, Д. Кларк,)1 существуют правовые системы, которые в силу своего исторического развития не могут принадлежать ни к одной из существующих ныне правовых семей. В этот список входят мусульманская, индусская и иудейская (еврейская) правовые системы. В данном труде мы проанализируем особенности именно еврейской правовой системы, ее отличия от существующих правовых семей и причины, по которым она к ним не относится.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 73.12 Кб (Скачать файл)

1) «еврейское право», сформулированное  в Талмуде и еврейском религиозном  законодательстве;

2) «оттоманское право», то есть  система законов Оттоманской  империи;

3) «английское право» (со времен  британского мандата);

4) собственно «израильское право»: законы, установленные Кнессетом,  а также постановления Верховного  суда, распоряжения муниципалитетов  и т. д.

Зоны действия этих систем строго не разграничены, хотя и можно отметить, например, что в вопросах личного  статуса еврейское право применяется  чаще других, а оттоманские законы наиболее существенны при определении  споров о владении земельными участками.

Судебная система в Израиле  также неоднородна - есть разные судебные инстанции. Каждый суд можно отнести  к одной из двух групп:

1. Обычные суды занимаются как  гражданскими, так и уголовными  делами в случаях, если таковые  не подлежат юрисдикции одного  из специальных судов. К обычным  судам относятся:

а) Мировые суды занимаются имущественными исками, чья стоимость не превосходит  определенной суммы; земельными вопросами; уголовными делами, срок наказания  по которым не превосходит трех лет;

б) Окружные суды занимаются более  тяжелыми вопросами и рассматривают  апелляции на решения мировых  судов;

в) Верховный суд рассматривает  апелляции на решения окружных судов  и конфликты между гражданами страны и властью.

2. Специальные суды:

а) еврейский религиозный суд;

б) суд по трудовым конфликтам;

в) военный суд;

г) религиозные суды разных религиозных  общин, представленных в Израиле;

д) некоторые другие специальные  суды. Как видно, данная система отражает, с одной стороны, сложную религиозно-этническую специфику Израиля; с другой стороны, в большинстве своих черт имеет  британское происхождение - хотя и, разумеется, в израильском исполнении. В качестве примера можно привести ситуацию со смертной казнью. Израильский закон (израильское право) предусматривает  такую меру наказания, как смертная казнь. Однако, отрицательное отношение  к ней иудаизма  (еврейское право)  привело к тому, что выработался прецедент неприменения этой меры наказания (на практике смертный приговор был приведен в исполнение лишь дважды: в 1962 г. был казнен А. Эйхман, ответственный за уничтожение 6 миллионов евреев в нацистской Германии, а во время Войны за Независимость - майор М, Турянский  за предательство и шпионаж в пользу врага). В данном случае мы можем наблюдать степень влияния еврейского и английского прецедентного права на деятельность судов в Израиле.

Несмотря  на отсутствие в Израиле писаной  конституции, верховный суд можно  определить как орган конституционного надзора. Верховный суд не вмешивается  в деятельность Кнессета, пока решения  последнего не затрагивают основных принципов демократической системы  или основополагающих конституционных  ценностей. О характере конституционного контроля следует судить на основании  решения верховного суда, который  в ноябре 1995 года объявил, что он вправе осуществлять пересмотр актов  Кнессета, не соответствующих основным законам, независимо от наличия или  отсутствия в них ограничительных  статей. Этим, фактически, установлено, что любой закон, входящий в противоречие с основным законом, имеющим ограничительную  статью, должен быть пересмотрен с  учетом этой статьи. Таким образом, верховным судом было утверждено нормативное превосходство основных законов над обычными законодательными актами. 

3.Особенности правовой системы Израиля.

Общая характеристика.

Государство Израиль имеет смешанную  правовую систему, в которой сочетаются черты романо-германского (континентального) и англосаксонского права. Кроме  того, в стране действуют сразу  две системы религиозного права - еврейская и мусульманская, применяемые  к представителям соответствующих  конфессий.

Смешанный характер израильского права  порожден самой историей образования  Государства Израиль. Поскольку  территория современного еврейского государства  до 1918 г. принадлежала Турции, местное  право изначально формировалось  на основании правовых источников Османской  империи. Основу османского права, действовавшего в Палестине, составляли источники  различного происхождения. Право собственности  было изложено в кодексе "Маджалла". Он представлял собой собрание норм исламского права ханифитской школы, подготовленное турецкими оккупационными властями в 1869-1876гг. В области семейно-брачных  отношений и наследования действовало  некодифицированное исламское право, а сфера торговли регулировалась законами, которые турецкие султаны  дословно переписали из французских  источников.

После того как Великобритания в 1922 г. получила мандат Лиги Наций на управление Палестиной, был принят Декрет (British Palectine Order of Aug. 10. 1922), согласно ст.46 которого всем судам подмандатной территории предписывалось применять в полном объеме законодательство Османской  империи, действовавшее на 1 февраля 1914 г., турецкие законы, изданные позднее, а также все юридические акты, принимаемые властями подмандатной территории. Далее, в соответствии с  обычной практикой британской колониальной администрации Декрет уполномочивал  суды во всех случаях, когда в применяемом  законе отсутствовали необходимые  нормы, действовать на основании  общего права и права справедливости. За тот период, когда Палестина  являлась английской подмандатной территорией (1922-1948), английское общее право в  значительной степени вытеснило  франко-османское. Начавшееся массовое переселение в Палестину евреев принесло сюда также еврейское религиозное  право.

Сразу после провозглашения Государства  Израиль (1948 г.) был принят Декрет, оставлявший  в силе существовавшие на тот момент законы, которые не противоречат Декларации независимости или тем законам, которые будут приняты Кнессетом. Таким образом, в стране сохранились  законы Османской империи (имевшие  силу до 1917 г.), многие законы времен мандата, включая значительную часть британского  общего права, элементы еврейского религиозного права и некоторые другие.

Наконец, последний по времени слой израильской правовой системы составило  законодательство, принятое начиная  с 1948 г. и получившее развитие в практике израильских судов.

В настоящее время источниками  израильского права являются законы, разного рода подзаконные акты, судебные прецеденты, правовые обычаи, правовая (в том числе религиозно-правовая) доктрина, иудаистские и мусульманские  священные книги.

Среди законов как источников права  ключевую роль играют заменяющие конституцию  Основные законы, регламентирующие такие  основополагающие вопросы, как функции  Президента, Кнессета, Правительства  и государственного контролера, судопроизводство, службу в армии, свободу предпринимательства, защиту человеческого достоинства  и свободы личности. Приоритет  Основных законов перед обычными был подтвержден в 1955 г., когда  Верховный суд получил полномочия проверять, не противоречат ли законы, принимаемые Кнессетом, Основным.

Израильское прецедентное право являет собой типичный пример права стран, придерживающихся традиций английского  общего права. Судебный закон 1957 г. устанавливает, что суд руководствуется судебным прецедентом, установленным вышестоящим  судом. Прецедент, установленный Верховным  судом, обязателен для всех судов, кроме  него самого. Судейское нормотворчество  особенно заметно при разрешении необычных ситуаций, новых и спорных  проблем. Судьи прибегают к такой  деятельности часто под видом  толкования в формулировках, относящихся  к основополагающим конституционным  принципам (особенно касающимся свободы  личности). С годами в Израиле  сложился особый свод прецедентного  права на базе решений Верховного суда, утверждающих гражданские права - свободу слова, собраний, вероисповедания  и равенство всех перед законом - как основные ценности израильской  правовой системы.

После 1948 г. английские судебные прецеденты не имеют в Израиле обязательного  характера. В настоящее время  суды чаще ссылаются не на английскую, а на американскую судебную практику; на нее же ориентирована и деятельность Верховного суда Израиля. Иногда встречаются  ссылки на решения по аналогичным  вопросам в Канаде, Австралии, Германии, во Франции.

Обычаи становятся источником израильского права по прямому указанию закона или в силу многолетней практики. Так, ряд обычаев (ноагим), принятых повсеместно на предприятиях и организациях в Израиле, имеет такую же юридическую  силу, что и оформленный законодательный  акт. К ним относится, например, обычай заранее предупреждать работника  об увольнении. Даже если этот пункт  отсутствует в коллективном или  индивидуальном договоре, работодатель обязан за две недели письменно предупредить работника. В противном случае он имеет право обратиться в суд, который примет решение в его пользу на основании повсеместно принятого обычая.

Основным источником еврейского религиозного права является Талмуд кодекс религиозных, бытовых и правовых ("Галаха") предписаний иудейства, составленный в III в. до н.э. - V в. н.э. и основанный в  свою очередь на Торе (Пятикнижии Моисееве).

Наконец, важным источником израильского права служат международные соглашения. Признано, что нормы международного права, одобренные большинством государств и не противоречащие законам, принятым парламентом, применяются в Израиле  как действующее право.

В целом, по мнению большинства ученых, элементы английской правовой культуры доминируют в израильской системе  права. Манера ведения процесса, способы  доказательства и общий подход характеризуются  чертами, которые присущи общему праву. То же самое можно сказать  и об отношении судей, ученых-юристов  и адвокатов к прецедентам, о  роли судов и об их вкладе в развитие права.

Общие принципы права Израиля изучаются  в качестве обязательного предмета на юридическом факультете Еврейского университета.

Гражданское и смежные с ним  отрасли  права.

Израильское гражданское право, как  и правовая система в целом, носит  смешанный характер. Как указывалось  выше, в период британского мандата (1922-1948) превалирующую роль стали  играть нормы английского общего права. Это было достигнуто, во-первых, путем замены законов османского периода, основанных на французских  источниках, регулирующими предписаниями  английского происхождения, во-вторых, путем инкорпорации ряда законов, которые  действовали в самой Великобритании, например, в области вексельного  права, права компаний и нематериальных имущественных прав. Попутно использовались нормы, создаваемые английским прецедентным правом, которые облекали здесь в  форму законов.

Усилению процесса "англизации" права способствовало и то обстоятельство, что суды широко применяли общее  право не только в тех случаях, когда действующее право не регулировало отдельные вопросы или даже какие-либо области правового регулирования  в целом (например, неосновательное  обогащение или коллизионное право), но и когда действующие нормы  были неясны и требовали толкования.

Регламенты времен подмандатной территории, основанные на английском праве, действуют  и поныне. Это относится к таким  важным сферам, как торговое право  и право компаний, несмотря на то, что с 1972 г. при толковании этих регламентов английские судебные решения имеют лишь рекомендательный характер.

Напротив, акты, основанные на источниках османского права, практически потеряли свое значение, так как израильский  законодатель начиная с 1965 г. принял множество законов, которые частично изменили обязательственное и вещное право (мусульманский кодекс "Маджалла" перестал действовать с 1980 г.). Среди  этих законов были и такие, которые  затрагивали договорное право, представительство, цессию, торговые сделки и дарение, земельное и наследственное право (законы о договорах (средства защиты при нарушении договора) 1970 г., о  договорах (Общая часть) 1972 г., о продаже 1968 г., о дарении 1968 г., о хранении 1967 г., об аренде и займе 1971 г., о поручении 1965 г., о возмещении вреда 1968 г., о  наследовании 1965 г.). По форме они  следовали модели континентального права, ограничиваясь установлением  основополагающих принципов, конкретизировать которые предоставлялось судьям.

На содержание упомянутых законов  значительно повлияли и право  континентальной Европы, и Гаагская конвенция о единообразном регулировании  купли-продажи. Например, большинство  актов торгового права, равно  как и законы, относящиеся к  контрактам и недвижимости, основаны на европейских правовых системах. Закон о недвижимом имуществе  содержит принципы, заимствованные из Германского гражданского уложения, Закон о дарении содержит элементы итальянского права, в то время как  концепция доброй совести в исполнении контрактов является оригинальной израильской  интерпретацией доктрины, заимствованной из германского права и теории германского юриста Иеринга.

Таким образом, значение общего права  для содержания действующего в Израиле  гражданского права также постепенно уменьшается. Однако его традиции по-прежнему воздействуют на стиль и методы правотворчества  в Израиле.

Семейное право основано на религиозных  нормах. Института гражданского брака  в стране не существует. Браки, разводы, рождения и смерти регистрируются соответствующими учреждениями тех религиозных общин, к которым принадлежат вступающие в брак, разводящиеся, родившиеся или  умершие. В отношении евреев оформлением  актов гражданского состояния занимаются раввинатские суды. При вступлении в брак имеется большое количество ограничений религиозного характера. Так, женщине запрещено выходить замуж за одного и того же мужчину  более одного раза (например, если второй брак оказался неудачным и женщина  решила вернуться к первому мужу). Развод может быть совершен только по обоюдному согласию сторон; без  такого согласия брак не может быть расторгнут даже по решению суда. Если развода не желает жена, суд может  просто позволить ее мужу жениться еще раз, поскольку Тора допускает  многоженство. На случай несогласия мужа судебная практика также выработала определенные уловки. В сфере семейно-брачных отношений действуют законы о брачном возрасте 1950 г., об имущественных отношениях между супругами 1973 г., об усыновлении детей 1981 г., об алиментах (гарантии платежа) 1972 г.

Весьма высоким уровнем развития в Израиле отличается трудовое право, которое учитывает как зарубежный опыт, прежде всего стран континентальной  Европы, так и международные нормы  по труду. Оно подробно регулирует вопросы  оплаты труда, условия труда, наем и  увольнение работников, порядок продвижения  по службе, вопросы профессиональной подготовки и переподготовки, социальное страхование (по старости, по болезни, от несчастных случаев на работе, страхование  женщин), вопросы рабочего времени, отпуска и праздники.

Источниками трудового права являются международно-правовые акты, законы, подзаконные  акты, коллективные договоры, правила  внутреннего трудового распорядка, уставы профсоюзов и организаций  предпринимателей, обычаи, судебная практика.

Информация о работе История развития еврейского права. Древнейшая (библейская) эпоха