История развития еврейского права. Древнейшая (библейская) эпоха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

В дальнейшем мы будем рассматривать правовую систему именно в широком ее понимании. Итак, уровень современной классификации правовых систем достаточно высок, однако, по мнению некоторых исследователей (Дж.Мэрримэн, Д. Кларк,)1 существуют правовые системы, которые в силу своего исторического развития не могут принадлежать ни к одной из существующих ныне правовых семей. В этот список входят мусульманская, индусская и иудейская (еврейская) правовые системы. В данном труде мы проанализируем особенности именно еврейской правовой системы, ее отличия от существующих правовых семей и причины, по которым она к ним не относится.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 73.12 Кб (Скачать файл)

Международные акты по труду, прежде всего ратифицированные Израилем конвенции  МОТ, являются важнейшим источником трудового права, учитывая отсутствие в стране конституции и неполноту  трудового законодательства. На начало 1998 г. Израиль ратифицировал 45 конвенций. Примером может служить Конвенция  МОТ N 87 "О свободе ассоциации и  защите права на организацию", которая  при отсутствии в Израиле закона о профсоюзах применяется как  внутренний закон.

Основная часть законов о  труде появилась после образования  Государства Израиль, т.е. в последние 50 лет. Израиль не пошел по пути создания кодифицированного трудового законодательства. Вместо трудового кодекса были приняты  отдельные законы (более 20), регламентирующие ключевые вопросы труда и трудовых отношений: о коллективных договорах 1957 г.; о трудовых спорах 1957 г.; о трудовых судах 1969 г.; о рабочем времени  и времени отдыха 1951 г.; о ежегодных  отпусках 1951 г.; о минимальной заработной плате 1987 г.; о защите заработной платы 1958 г.; о труде женщин 1954 г.; о труде  молодежи 1953 г.; об организации служб  занятости 1959 г.; о выходном пособии 1963 г.; об ученичестве 1953 г.; об инспекции  труда 1954 г.; о равенстве в труде  и трудоустройстве 1988 г. Однако процесс  формирования системы трудового  законодательства не завершен. К трудовым отношениям в субсидиарном порядке  применяется гражданское законодательство; например, законы о договорах (1970, 1973 гг.). Весьма значительное влияние на развитие израильского трудового права  оказала судебная практика, прежде всего решения Национального  трудового суда.

Уголовное право и процесс.

Израильское уголовное право сложилось  в период британского мандата  и своими корнями глубоко уходит в английское общее право. В 1936 г. английские власти издали Ордонанс об Уголовном кодексе, заменивший османское  уголовное право, действовавшее  в Палестине до прихода англичан. Этот акт немногим отличался от уголовного законодательства, введенного британской администрацией в других колониях. Его особенностью было крайне незначительное число общих дефиниций основных уголовно-правовых понятий.

Израильский Уголовный закон 1977 г. также не является оригинальным законодательным  актом, представляя собой скорее перевод на иврит Ордонанса 1936 г. Оригинальны в основном изменения, внесенные Кнессетом в Особенную  часть Кодекса.

Израильская система уголовных  санкций включает высшую меру наказания, заключение (в том числе пожизненное), условное осуждение и штраф. На практике заключение применяется по небольшой  части дел, причем преобладают короткие сроки (до года). Смертная казнь за убийство была отменена в 1954 г. Она сохранена, однако, за измену (ст.97 Уголовного кодекса  Израиля); за преступления, совершенные  в военное время (Закон о наказании  нацистов и за сотрудничество с нацистами 1950 г. и Закон о предупреждении и наказании за геноцид 1950 г.); за террористическое убийство, попытку  террористического убийства, саботаж, а также использование и незаконное ношение оружия (ст.58 Регламента о  защите при чрезвычайном положении 1945 г.). Смертная казнь не является обязательным наказанием. Единственный смертный приговор, приведенный в исполнение с момента  создания Государства Израиль, - казнь  Адольфа Эйхмана в 1962 г., который  был повешен после осуждения  за акты геноцида, осуществленные в  Германии и на территориях, оккупированных Германией до и во время Второй мировой войны.

Источниками израильского уголовно-процессуального  права наряду с законами являются нормы общего (прецедентного) права. Общие положения об уголовном  судопроизводстве содержатся в Уголовно-процессуальном законе 1965 г. Второй по важности акт - Закон  о судах 1957 г., который определяет состав, юрисдикцию и порядок функционирования судебной системы, а также многие детали апелляционных процедур. Имеется  также Положение об уголовном  процессе 1982 г.

В Израиле действует англосаксонская  система уголовного судопроизводства, предусматривающая состязательность сторон и в досудебных стадиях  уголовного процесса. При этом защитник вправе собирать доказательства, знакомиться  с материалами, собранными обвинением. Обвиняемый вправе давать показания  только в присутствии своего защитника.

В уголовном процессе Израиля действует  институт соглашения (сделки) о признании  вины. До 80% лиц, осужденных к лишению  свободы, используют этот прием, дающий право на снисходительное отношение  суда, а суду предоставляющий возможность "свернуть" исследование доказательств. Как правило, сделка осуществляется по предварительной договоренности между защитником обвиняемого и  прокурором, поддерживающим обвинение.

В то же время в отличие от англосаксонской  системы в Израиле нет суда присяжных.

Израильское законодательство предусматривает  достаточные гарантии гражданам  против произвольного ареста и заключения. В частности, применяется процедура  судебной проверки правомерности ареста (хабеас корпус). Любой задержанный, кроме обвиняемых в преступлениях, грозящих смертной казнью или пожизненным  заключением, может быть освобожден под залог. Любой содержащийся под  арестом подлежит безоговорочному  освобождению, если судебный процесс  не начался в течение 60 дней или  если он не закончился в течение 1 года с даты регистрации обвинительного заключения. Только судья Верховного суда может продлить эти сроки.

Судебная  система. Органы контроля.

Судебная система в Израиле  в соответствии с Законом о  судебной власти 1984 г. представлена светскими  и религиозными судами. Система светских судов включает мировые, окружные, Верховный  и особые суды.

Мировой суд действует в составе  одного судьи. В 1990-е гг. их полномочия были значительно расширены за счет передачи под их юрисдикцию части  полномочий окружных судов. Мировые  суды рассматривают уголовные дела, срок наказания за которые не превышает 7 лет, гражданские и семейные дела.

Окружной суд (1 или 3 судьи) рассматривает  апелляции по решениям мирового суда и более серьезные гражданские  и уголовные дела. В компетенцию  окружных судов также входят вопросы, связанные с экономическими спорами, банкротством, жалобами заключенных, апелляциями  по налогам и регистрации кандидатов для участия в парламентских  выборах.

Верховный суд Израиля, или "Высший суд справедливости", является высшей судебной инстанцией, решения которой  обязательны не только для всех судебных органов, но и исполнительной и законодательной  власти. В состав Верховного суда входят 12 судей. Председатель Верховного суда возглавляет всю судебную власть Израиля. Верховный суд - последняя  апелляционная инстанция по уголовным, гражданским, дисциплинарным и избирательным  делам; в интересах справедливости он полномочен вмешиваться в ход  судопроизводства, освобождать незаконно  арестованных или невинно осужденных; в качестве "Высшего суда справедливости" рассматривает жалобы и иски против правительства, его учреждений и официальных лиц, будучи при этом судом первой и последней инстанции. Верховный суд также разрешает юрисдикционные споры между более низкими гражданскими и религиозными судами.

Особые суды (1 судья) представляют собой органы с четко определенной юрисдикцией: транспортные, трудовые, военные, муниципальные, административные, по делам несовершеннолетних.

Дела, связанные с рассмотрением  вопросов личного статуса граждан (браки, разводы, алименты, опекунство, усыновление), входят в юрисдикцию судебных органов религиозных общин: раввинатские суды для евреев, шариатские - для  мусульман, друзские религиозные суды, церковные суды для христиан, принадлежащих  к десяти официально признанным в  Израиле христианским общинам. Суды раввината действуют на основе древних  законов Талмуда.

Каждый тип суда организационно подчинен определенному министерству. Гражданские суды находятся в  ведении Министерства юстиции; религиозные  Министерства религиозных дел, военные - Министерства обороны. В отправлении  правосудия, однако, все они независимы.

Судьи назначаются Президентом  государства по представлению Комитета по назначению судей. Этот высший кадровый и квалификационный орган состоит  из 9 членов: 3 судей (председателя и 2 членов Верховного суда), 2 министров, 1 из которых - министр юстиции (без права голоса), 2 депутатов Кнессета (без права  голоса) и 2 представителей израильской  Ассоциации адвокатов. Возглавляет  Комитет министр юстиции. Судьи  назначаются исключительно по профессиональным, а не политическим соображениям. Должность  судьи является постоянной с обязательным выходом на пенсию по достижении 70 лет.

Поскольку в Израиле нет формальной конституции, в стране отсутствует  и институт конституционного контроля в его классическом виде. Его отдельные  функции выполняет Верховный  суд, который является основным органом  по охране прав и свобод человека. Верховный  суд лишен права признавать законы Кнессета недействительными, однако может  аннулировать административные правила  и подзаконные акты Правительства  и местных органов на основании  их несоответствия законам. С 1955 г. Верховный  суд получил полномочия определять, не противоречат ли законы, принимаемые  Кнессетом, Основным законам государства.

Как и в Великобритании, в Израиле  отсутствует институт прокуратуры. В качестве генерального прокурора  выступает Главный юридический  советник (генерал-атторней). Являясь  главой государственной правоохранительной службы, он наделен исключительным правом представлять государство в  уголовных, гражданских и административных процессах. Государственные учреждения не вправе совершать какие-либо действия, которые, по мнению юридического советника, противоречат закону, до тех пор, пока суд не установил обратное. Юридический советник назначается Правительством, однако в своей деятельности полностью независим от политической системы. В административном отношении генерал-атторней подотчетен Министерству юстиции.

Адвокаты в Израиле выступают  от имени истцов и ответчиков в  суде, осуществляют защиту по уголовным  делам, могут быть представителями  государственных органов и учреждений, юрисконсультами отдельных компаний. Единая коллегия адвокатов Израиля - добровольное объединение. Ее организация  и деятельность регламентированы рядом  актов: прежде всего законами о коллегии адвокатов, о профессиональной этике  адвокатов Израиля, о государственной  юридической помощи. В составе  коллегии около 17 тыс. юристов. В ней  могут оставаться и те юристы, которые  из адвокатуры перешли на работу судьями, прокурорами, заняли должности в  государственных учреждениях.

Хотя коллегия адвокатов - негосударственная  организация, членство здесь в течение  определенного срока является обязательным условием для занятия должности  судьи, а также некоторых других должностей в правоохранительных органах, в том числе прокуроров и следователей. Так, в Законе о судоустройстве предусмотрено, что членом Верховного суда Израиля  может быть лицо, не менее 5 лет состоявшее членом окружного суда и имеющее  свидетельство о членстве в коллегии адвокатов не менее 10 лет; из них  не менее 5 лет - в Израиле (для членов других судов эти сроки короче).

Высшим контрольным органом  в Израиле является Государственный  контролер, должность которого учреждена  в 1949 г. в целях обеспечения ответственности  государственного аппарата перед общественностью. Государственный контролер осуществляет проверку законности, экономичности, эффективности  и этической стороны действий административных структур и должностных  лиц. С 1971 г. Государственный контролер  также осуществляет функции парламентского уполномоченного (омбудсмана), рассматривающего жалобы граждан на деятельность государственной  и местной администрации. Государственный  контролер избирается на 5-летний срок тайным голосованием депутатов Кнессета и подотчетен только ему. Государственный  контролер имеет неограниченный доступ к счетам, архивам и личным делам сотрудников соответствующих  учреждений. Его проверке подлежит деятельность министерств, государственных  учреждений, оборонной инфраструктуры, органов местной власти, правительственных  корпораций, государственных предприятий  и т.п. Кроме того, он полномочен проверять  финансовую деятельность политических партий, представленных в Кнессете, а также финансовые отчеты о проведении избирательных кампаний и накладывать  штрафные санкции на нарушителей.

Заключение.

Система иудейского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Решающим моментом в формировании уникальной системы еврейского права является именно исторический фактор. Впрочем, для формирования любой правовой семьи важен порядок исторических фактов, однако, я считаю, что для израильтян он сыграл роль, которую невозможно переоценить. Истрия евреев  уникальна, поскольку ни один народ, кроме них, не был подвержен скитаниям и гонениям в течение такого долгого срока. Отсутствие собственного государства, попытки извне изменить право евреев государствами, под влиянием которых оно находилось, определило уникальность сформировавшейся правовой системы, которая, на сегодняшний день, объединяет две полюсные правовые семьи: романо-германскую и англо-саксонскую. Иудейская правовая семья заключает в себе, помимо этого еще и рецепции мусульманского права и, соответственно, содержит некоторые нормы ислама. Неоднозначно и отношение еврейской правовой системы к религиозной правовой семье, поскольку влияние религии на еврейское право всегда было определяющим, Талмуд является неоспоримым источником права в гражданских, особенно в брачно-семейных делах. Однако, современность также как и все времена, диктует изменения, необходимые праву. Еврейская правовая система стремится приблизиться к европейскому праву, поскольку, Европейский Союз, преуспевший в экономической сфере на международной арене, оказывает безусловное влияние и на политическую сферу некоторых государств, а особенно на такое молодое государство, как Израиль. Итак, еврейская правовая система является синтезом основных правовых семей современности, которые, воздействуя на скитающийся еврейский народ, в основном, ограничительными нормами, сформировали уникальную правовую систему, не имеющую аналогов в мире.

1 Merryman J., Dark D. Comparative Law: Western European and Latin American Systems. N.Y., 1978.

2 Вук Герман «Это Б-о-г мой»

3 Норман Соломон «Иудаизм. Краткое введение», 2009, стр. 40

 


Информация о работе История развития еврейского права. Древнейшая (библейская) эпоха