Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 11:50, контрольная работа
Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою Конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное — конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Исключений сегодня практически не существует .
Тема:
Конституция и экономика
Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою Конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное — конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Исключений сегодня практически не существует1.
Более того, для XX столетия, особенно его второй половины, характерно обновление конституционного строя многих стран, включая Францию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это продиктовано серьезными политическими и социальными переменами, происшедшими в названных странах и во всем мире, условиями нового времени.
Принятие новой Конституции в России тоже является отражением серьезнейших общественных потребностей. Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то Конституция — это основание, стержень и одновременно источник развития всего права2.
На базе Конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре3.
Взаимоотношения государственной власти и экономики всегда были спорными. И урегулирование обеих сфер в соответствии с общепризнанными демократическими нормами и правами человека – главная задача права. Без твердой законодательной базы немыслимо на современном уровне ни создание и функционирование регулируемого рынка любого уровня, ни государственного управления. К тому же экономика является поставщиком денежных средств, необходимых как для проведения в жизнь любого государственного проекта, так и для жизнедеятельности отдельного человека.
Поэтому именно экономический аспект нуждается в подробном законодательном регулировании на всех уровнях, в том числе он должен быть отражен в главном правовом документе государства – Конституции.
Действующая Конституция РФ 1993 года регулирует экономическую деятельность, в основном, в ст. 8, 34, 127.4 В них закреплен принцип экономического плюрализма, запрет на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, провозглашено право каждого человека на занятие любой не запрещенной законом экономической деятельностью.
Инициатором внесения изменений “экономических” статей Конституции стала верхняя палата Федерального Собрания – Совет Федерации. Предполагаемые изменения могут затронуть, в первую очередь, интересы регионов.
На сегодняшний момент существует несколько точек зрения на проблему законодательного урегулирования экономики.
1.
Одна из них связывает
2.
Ряд республиканских лидеров
уверены в экономической
3.
Комитет по экономической
Конституционный кризис, как вообще кризис политический, почти всегда связан с кризисом экономическим. Разумеется, не всякий экономический кризис обязательно и непосредственно приводит к кризису власти. Более того, в истории нельзя проследить и наличия явной корреляции между разворачивающимся экономическим кризисом, глубиной политических потрясений и, соответственно, экономических и политических реформ.
Прежде всего, глубина реформ связана с характером существующих политических рамок, способных или неспособных приспосабливаться к происходящим сдвигам, к потребностям экономического развития. В самом общем виде можно утверждать, что демократическая система является гораздо более гибкой и потенциально способна создавать гораздо более благоприятные условия и для обеспечения экономической стабильности, и для преодоления кризисов5.
Наиболее характерный пример в этом отношении дает экономический кризис рубежа 20–30-х годов, который наиболее успешно, с минимальными политическими потрясениями преодолели устойчивые, развитые и старые демократии. Великобритания и США вышли из “Великой депрессии” с наименьшими потерями, Франция оказалась тогда политически сильно ослабленной, а сравнительно молодые демократии Германии, Испании и Португалии рухнули под давлением авторитарных тенденций.
Другой фактор, способный повлиять на масштабы и глубину сопровождающих кризис политических преобразований, связан с характером предшествующего экономического развития той или иной страны. Опыт свидетельствует, что политический кризис при прочих равных условиях тем острее, чем более быстрым было непосредственно предшествующее кризису экономическое развитие той или иной страны. Обстановка затяжной стагнации, длящейся годы и десятилетия, является временем крайне неприятным, но, как правило, не чреватым острыми потрясениями. В этом случае глубина реформ, как правило, не становится синонимом их радикальности и тем более не приводит к радикальным революционным потрясениям.
Здесь имеет смысл обратить внимание на то, что все перечисленные факторы являются актуальными для политической жизни современной России. Распад империи и опасение за судьбу своих соотечественников переплетаются здесь с недовольством либеральной экономической политикой и традиционной склонностью к государственному патернализму в экономике. Тем более что харизматический характер исполнительной власти на практике, как правило, сопровождается попытками усиления вмешательства правительства в хозяйственную жизнь.
Теоретически Конституция РФ позволяет формировать идеологически целостное правительство почти безотносительно к соотношению сил в Государственной Думе. Однако практика свидетельствует, что командный характер правительства может стать фактором политической жизни лишь в исключительных случаях, как правило, в ситуации резкого обострения кризиса.
На
сегодняшний момент экономическая
ситуация в стране не является критической,
и действующий главный закон
государства менять не следует. Его
перемена потребует колоссального
финансирования, которое впоследствии
окажется экономически нерентабельным.
К тому же проблемы, возникающие в государственной
и экономической сфере вполне можно решить
на законодательном уровне, издав нужные
законы и подзаконные акты. Для этого необходимо
создать не оппозиционное законодателям
правительство, способное привести в жизнь
принятые законы. Действенность любого
закона зависит от решительности, с которой
оно проводит его в жизнь, и от того, как
закон интерпретируется судами. В то же
время законотворческий орган должен
принимать целесообразные законы, отвечающие
запросам времени и в полной мере представлять
интересы народа.
Реализации
конституционных
положений правительством
Российской Федерации
в настоящий период
Принятие российской Конституции стало поворотным шагом в новейшей российской истории. Её утвердил своей волей сам народ и тем самым сделал определяющий, решительный выбор в сторону свободного и прогрессивного развития, кардинального изменения политических и экономических отношений в пользу социального государства и справедливо устроенного общества, высокого престижа права и независимого суда, развития реального федерализма и полноценного местного самоуправления.
Конституция
явилась результатом
Тем не менее, она стала ценностной платформой на десятилетия вперёд, и принесла новую прочность и государству, и тем самым создала пространство для свободного развития каждого человека и общества в целом. И в этом, кстати сказать, её кардинальное отличие от конституций предыдущего периода.
Прошедшие годы, сколь бы сложными они ни были, раскрыли огромный потенциал Конституции, в том числе доказали её сбалансированное влияние на развитие всех форм собственности в нашей стране - эффективное использование бюджетных средств, становление экономических отношений в целом, на укрепление социальных институтов, государственной службы и оказание публичных услуг, фактически на все сферы, имеющие прямое отношение к повседневным нуждам людей, к потребностям их развития.
В соответствии с Конституцией именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание государственной деятельности. Фактически именно эти свободы… 6
Первая задача на пути реализации конституционных положений – это совершенствование организации публичной власти. Здесь одной из главных задач остается чёткое разграничение полномочий и ответственности между уровнями власти. К примеру, в законодательном уточнении нуждаются перечни имущества, которое необходимо для полноценного функционирования федеральных и региональных властей. Это, откровенно говоря, уже довольно старая, набившая оскомину тема, по которой мы, к сожалению, пока не смогли окончательно разобраться. Требуют дальнейшего развития и межбюджетные отношения. Необходима также дополнительная регламентация порядка оказания государственных услуг.
Насущной проблемой является совершенствование законодательства о местном самоуправлении.
Вторая
задача – это организация общественного
контроля за деятельностью органов власти.
Важным шагом в этом направлении стало
создание Общественной палаты. Однако
задача обеспечения открытости и прозрачности
власти по-прежнему актуальна. И сегодня
нужно, конечно, внедрять и современные
технологии, информационно-
Третья задача – это гарантированная Конституцией свобода экономической деятельности. Конституция признаёт и защищает все формы собственности: частную, государственную, муниципальную, и в ней чётко обозначен подход, который можно кратко определить как «экономика в интересах развития отдельного человека». Чтобы в полной мере реализовать такую задачу нужна полноценная современная правовая база. При том, что меры по преодолению административных барьеров и укреплению позиций малого и среднего бизнеса – это важные, но только первые шаги по выполнению наших конституционных обязанностей, а право на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской деятельности должно стать для граждан открытой дверью не только в мир бизнеса, но и в мир творчества, раскрытия талантов, новаторских качеств.
Верховенство права в экономической деятельности столь же первостепенно, как и в других сферах. Кстати сказать, и разразившийся в последние месяцы финансовый кризис – это во многом результат отклонения от этого принципа. Деформация представлений о правах и обязанностях участников финансовых отношений, глобальных экономических связей уже привела к большим проблемам в экономиках развитых стран. И, когда мы будет готовиться законодательная база для превращения России в один из финансовых центров, необходимо это учитывать.
Четвертое направление, где требуется серьёзное развитие законодательства, – это социальная сфера. Государство обязано обеспечивать равенство стартовых возможностей граждан, защищать их социальные права в качестве основных и неотчуждаемых. Провозгласив Российскую Федерацию социальным государством, Конституция прямо указывает, что в нашей стране охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, права инвалидов и пожилых людей. Несмотря на то, что все эти положения нашли своё отражение в действующем законодательстве, конечно, огромное количество проблем ещё не решено, и вы знаете, что мы пытаемся их решать поэтапно исходя из возможностей бюджета, текущей экономической ситуации. При этом правительство занималось, и будет последовательно заниматься модернизацией социальных отраслей, будет реализовывать национальные проекты, меры демографической политики – в конечном счёте, обязано перейти к качественно новой социальной политике, политике социального развития. Все эти задачи требуют вдумчивого подхода и полноценного развитого законодательства.