Конституционная защита прав и свобод личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных (конституционных) прав и свобод личности, а также механизмы их защиты по Конституции РФ.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:
— рассмотреть понятие личности, что входит в состав понятия правовой статус личности и как это находит свое отражение в Конституции РФ и нормах международного права;
— дать краткую характеристику прав и свобод личности по Конституции РФ;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие личности. Правовой статус личности…………………………..5
2. Основные права и свободы личности по Конституции
Российской Федерации…………………………………………………………7
2.1. Личные (гражданские) права и свободы…………………………...10
2.2. Политические права и свободы……………………………………..13
2.3. Социально-экономические и культурные права и свободы……....15
3.Конституционная защита прав и свобод личности……………………..19
3.1. Судебная защита……………………………………………………..20
3.2. Административные действия органов исполнительной власти…..24
3.3. Институт Уполномоченного по правам человека………………....27
3.4. Международные механизмы защиты прав человека……………...30
Заключение………………………………………………………………….….34
Список использованных источников ………

Вложенные файлы: 1 файл

моя КУРСОВАЯ.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Институт Уполномоченного по правам человека учрежден в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции иных государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Основными направлениями деятельности Уполномоченного, предусмотренными Федеральным конституционным законом, являются:

рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации и пребывающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на нарушения их прав;

рассмотрение по собственной инициативе ситуаций, чреватых массовыми или грубыми нарушениями прав человека, случаев нарушения этих прав, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты прав лиц, не способных сделать это самостоятельно;

анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

подготовка ежегодного, а также специальных докладов по отдельным актуальным вопросам соблюдения прав человека в Российской Федерации;

выступления на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав граждан, обращение с рекомендациями о создании парламентских комиссий и о проведении парламентских слушаний;

обращения в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;

анализ правоприменительной практики в области прав человека и выработка предложений по ее совершенствованию;

информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав человека в Российской Федерации;

направление государственным органам, органам местного самоуправления, а также должностным лицам замечаний, рекомендаций и предложений общего характера по всем вопросам обеспечения прав человека и совершенствования административных процедур;

осуществление международного сотрудничества в области прав человека;

правовое просвещение и разъяснительная работа по всем вопросам прав человека, формам и методам их защиты12.

Но все-таки основным направлением работы Уполномоченного по правам человека является рассмотрение жалоб. Такие жалобы могут подаваться гражданами РФ и находящимися на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. При этом законом установлено, что Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ13, - эти решения исключены из пределов его компетенции.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

2) обратиться в компетентные  государственные органы с ходатайством  о возбуждении дисциплинарного  или административного производства  либо уголовного дела в отношении  должностного лица, в решениях  или действиях (бездействии) которого  усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру  с ходатайством о проверке  вступившего в законную силу  решения, приговора суда, определения  или постановления суда либо  постановления судьи;

4) изложить свои доводы должностному  лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5) обращаться в Конституционный  Суд Российской Федерации с  жалобой на нарушение конституционных  прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

 

3.4. Международные механизмы защиты прав человека

Первые международные механизмы защиты прав человека появились после второй мировой войны, и их появление было обусловлено ужасами фашизма. Ниже будут рассмотрены два международных механизма защиты прав человека - универсальный, существующий в рамках системы ООН, и региональный, созданный в рамках Совета Европы. В настоящий момент оба эти механизма доступны гражданам РФ, и поэтому нам интересны.

ООН, как известно, - международная организация, созданная после второй мировой войны. В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека, этот документ имел важное историческое значение, как акт признания государствами прав человека и необходимости их защиты, но в то же время сам документ - Декларация, государства-участники не обязывала соблюдать декларированные права.

Генеральной Ассамблее ООН потребовалось 18 лет для того, чтобы принять документ, содержащий механизм защиты прав человека, и еще 10 лет для того, чтобы данный договор вступил в действие.

Итак, Международный Пакт о гражданских и политических правах был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, а вступил в силу 23 марта 1976 года, то есть данный договор является универсальным и действует в системе ООН.

Международный Пакт о гражданских и политических правах содержит определенный перечень защищаемых прав, и, соответственно, только при нарушении этих прав можно обращаться за защитой этих прав.

Европейский Суд, расположенный в городе Страсбурге (Франция), представляет собой наднациональный судебный орган, обращение в который возможно лишь при условии исчерпания всех внутригосударственных средств защиты. Суд рассматривает заявления, направленные от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые считают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской Конвенцией.

Обращение в Европейский Суд по правам человека имеет четко прописанные правила, несоблюдение которых является основанием для признания жалобы неприемлемой. Отметим основные требования, предъявляемые к обращению в Европейский суд.

Во-первых, граждане вправе обратиться с жалобой в Европейский суд только в том случае, если в их государстве ими исчерпаны все способы для защиты нарушенного права.

Во-вторых, перед направлением жалобы в Европейский Суд необходимо определить, является ли предметом жалобы нарушение прав, которое предусмотрено Европейской Конвенцией по правам человека и ратифицированными Россией Протоколами к Конвенции, поскольку Европейский Суд не является вышестоящей инстанцией для судов РФ и не пересматривает по существу состоявшиеся в государстве решения, он стоит лишь на защите прав, перечисленных в Конвенции.

В-третьих, гражданин должен успеть направить жалобу в Европейский Суд по правам человека в течение шести месяцев со дня последнего окончательного решения в его стране. Пропуск данного срока повлечет признание жалобы неприемлемой.

В-четвертых, если все вышеперечисленные требования соблюдены, необходимо правильно заполнить специальный формуляр жалобы в Европейский Суд, требования по заполнению которого содержатся в Инструкции по заполнению формуляра жалобы и статьях Регламента Европейского Суда по правам человека.

Таким образом, обращение в Европейский Суд по правам человека требует глубоких знаний положений Конвенции по правам человека, практики Европейского Суда, на основании которой им рассматриваются поступившие жалобы и значительного опыта, поскольку права на ошибку Высокий Суд не дает, признавая даже по формальным причинам жалобу неприемлемой и лишая заявителя права на повторное обращение.

Учреждение и функционирование таких механизмов является одним из наиболее значительных достижений в международном регулировании прав человека.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российская Федерация с принятием новой Конституции 1993 года встала на демократический путь развития страны. Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности. Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек - он является свободным существом, которое находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится.

В этих условиях необходимо обеспечить всевозможными гарантиями свободы и права человека и предоставить ему соответствующие условия для жизни и развития в современной мире. Законодательство должно опираться на общие принципы естественных прав человека по основным юридическим положениям статуса личности и человека. Государство и общество могут существовать в нормальных условиях только при наличии доверия каждого друг другу. Важную роль в процессе развития института прав и свобод человека и гражданина способно сыграть установление четкой подведомственности и юрисдикции каждого органа государства, органа власти субъекта, а также должностного лица осуществляющего деятельность в области прав и свобод человека и гражданина.

В России происходит процесс признания международных правовых норм как часть современной российской правовой системы. Это особенно ярко проявляется в происходящем за последние годы процессе детальной и конкретной разработки международных принципов и норм, относящихся к правам человека, и в создании международных механизмов их защиты.

Таким образом, на основании всего вышесказанного можно сформулировать следующее определение понятия основных прав и свобод человека и гражданина: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности в государстве. Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства - в обязанности предоставить эту защиту. Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации 1993 . Официальный текст по состоянию на 01 января 2010 г. М: ОМЕГА-Л.
  2. Федеральный закон РФ “О международных договорах Российской Федерации” от 15 июля 1995 года с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 декабря 2007 года №318 ФЗ.
  3. Федеральный закон РФ “Об общественных объединениях” от 19 мая 1995 года №82 ФЗ.
  4. Федеральный Закон “ О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” от 25 июня 1993 года (в ред. от 18 июля 2006) № 121 ФЗ.
  5. Федеральный закон “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” от 15 августа 1996 года (в ред. от 29 июля 2004 года) №58 ФЗ.
  6. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 6 июля 2006 года).
  7. Федеральный Закон РФ “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” от 19 июня 2004 года №54 ФЗ.
  8. Федеральный Конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” (в ред. от 5 апреля 2005 года) от 21 июля 1994 года №1 ФКЗ.
  9. Федеральный Конституционный Закон “О Референдуме в Российской Федерации” от 28 июня 2004 года №5 ФКЗ.
  10. Федеральный Конституционный Закон “О судебной системе Российской Федерации” от 31.12. 1996 ( в ред.от 5 апреля 2005 года №1 ФКЗ).
  11. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (с изменениями от 16 октября 2006 г., 10 июня 2008 г., 28 декабря 2010 г.)

Информация о работе Конституционная защита прав и свобод личности