Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 15:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных (конституционных) прав и свобод личности, а также механизмы их защиты по Конституции РФ.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:
— рассмотреть понятие личности, что входит в состав понятия правовой статус личности и как это находит свое отражение в Конституции РФ и нормах международного права;
— дать краткую характеристику прав и свобод личности по Конституции РФ;
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие личности. Правовой статус личности…………………………..5
2. Основные права и свободы личности по Конституции
Российской Федерации…………………………………………………………7
2.1. Личные (гражданские) права и свободы…………………………...10
2.2. Политические права и свободы……………………………………..13
2.3. Социально-экономические и культурные права и свободы……....15
3.Конституционная защита прав и свобод личности……………………..19
3.1. Судебная защита……………………………………………………..20
3.2. Административные действия органов исполнительной власти…..24
3.3. Институт Уполномоченного по правам человека………………....27
3.4. Международные механизмы защиты прав человека……………...30
Заключение………………………………………………………………….….34
Список использованных источников ………
Институт Уполномоченного по правам человека учрежден в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции иных государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Основными направлениями деятельности Уполномоченного, предусмотренными Федеральным конституционным законом, являются:
рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации и пребывающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на нарушения их прав;
рассмотрение по собственной инициативе ситуаций, чреватых массовыми или грубыми нарушениями прав человека, случаев нарушения этих прав, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты прав лиц, не способных сделать это самостоятельно;
анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
подготовка ежегодного, а также специальных докладов по отдельным актуальным вопросам соблюдения прав человека в Российской Федерации;
выступления на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав граждан, обращение с рекомендациями о создании парламентских комиссий и о проведении парламентских слушаний;
обращения в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;
анализ правоприменительной практики в области прав человека и выработка предложений по ее совершенствованию;
информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав человека в Российской Федерации;
направление государственным органам, органам местного самоуправления, а также должностным лицам замечаний, рекомендаций и предложений общего характера по всем вопросам обеспечения прав человека и совершенствования административных процедур;
осуществление международного сотрудничества в области прав человека;
правовое просвещение и разъяснительная работа по всем вопросам прав человека, формам и методам их защиты12.
Но все-таки основным направлением работы Уполномоченного по правам человека является рассмотрение жалоб. Такие жалобы могут подаваться гражданами РФ и находящимися на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. При этом законом установлено, что Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ13, - эти решения исключены из пределов его компетенции.
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
2) обратиться в компетентные
государственные органы с
3) обратиться в суд или
4) изложить свои доводы
5) обращаться в Конституционный
Суд Российской Федерации с
жалобой на нарушение
3.4. Международные механизмы защиты прав человека
Первые международные механизмы защиты прав человека появились после второй мировой войны, и их появление было обусловлено ужасами фашизма. Ниже будут рассмотрены два международных механизма защиты прав человека - универсальный, существующий в рамках системы ООН, и региональный, созданный в рамках Совета Европы. В настоящий момент оба эти механизма доступны гражданам РФ, и поэтому нам интересны.
ООН, как известно, - международная организация, созданная после второй мировой войны. В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека, этот документ имел важное историческое значение, как акт признания государствами прав человека и необходимости их защиты, но в то же время сам документ - Декларация, государства-участники не обязывала соблюдать декларированные права.
Генеральной Ассамблее ООН потребовалось 18 лет для того, чтобы принять документ, содержащий механизм защиты прав человека, и еще 10 лет для того, чтобы данный договор вступил в действие.
Итак, Международный Пакт о гражданских и политических правах был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, а вступил в силу 23 марта 1976 года, то есть данный договор является универсальным и действует в системе ООН.
Международный Пакт о гражданских и политических правах содержит определенный перечень защищаемых прав, и, соответственно, только при нарушении этих прав можно обращаться за защитой этих прав.
Европейский Суд, расположенный в городе Страсбурге (Франция), представляет собой наднациональный судебный орган, обращение в который возможно лишь при условии исчерпания всех внутригосударственных средств защиты. Суд рассматривает заявления, направленные от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые считают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской Конвенцией.
Обращение в Европейский Суд по правам человека имеет четко прописанные правила, несоблюдение которых является основанием для признания жалобы неприемлемой. Отметим основные требования, предъявляемые к обращению в Европейский суд.
Во-первых, граждане вправе обратиться с жалобой в Европейский суд только в том случае, если в их государстве ими исчерпаны все способы для защиты нарушенного права.
Во-вторых, перед направлением жалобы в Европейский Суд необходимо определить, является ли предметом жалобы нарушение прав, которое предусмотрено Европейской Конвенцией по правам человека и ратифицированными Россией Протоколами к Конвенции, поскольку Европейский Суд не является вышестоящей инстанцией для судов РФ и не пересматривает по существу состоявшиеся в государстве решения, он стоит лишь на защите прав, перечисленных в Конвенции.
В-третьих, гражданин должен успеть направить жалобу в Европейский Суд по правам человека в течение шести месяцев со дня последнего окончательного решения в его стране. Пропуск данного срока повлечет признание жалобы неприемлемой.
В-четвертых, если все вышеперечисленные требования соблюдены, необходимо правильно заполнить специальный формуляр жалобы в Европейский Суд, требования по заполнению которого содержатся в Инструкции по заполнению формуляра жалобы и статьях Регламента Европейского Суда по правам человека.
Таким образом, обращение в Европейский Суд по правам человека требует глубоких знаний положений Конвенции по правам человека, практики Европейского Суда, на основании которой им рассматриваются поступившие жалобы и значительного опыта, поскольку права на ошибку Высокий Суд не дает, признавая даже по формальным причинам жалобу неприемлемой и лишая заявителя права на повторное обращение.
Учреждение и функционирование таких механизмов является одним из наиболее значительных достижений в международном регулировании прав человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российская Федерация с принятием новой Конституции 1993 года встала на демократический путь развития страны. Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности. Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.
Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек - он является свободным существом, которое находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится.
В этих условиях необходимо обеспечить всевозможными гарантиями свободы и права человека и предоставить ему соответствующие условия для жизни и развития в современной мире. Законодательство должно опираться на общие принципы естественных прав человека по основным юридическим положениям статуса личности и человека. Государство и общество могут существовать в нормальных условиях только при наличии доверия каждого друг другу. Важную роль в процессе развития института прав и свобод человека и гражданина способно сыграть установление четкой подведомственности и юрисдикции каждого органа государства, органа власти субъекта, а также должностного лица осуществляющего деятельность в области прав и свобод человека и гражданина.
В России происходит процесс признания международных правовых норм как часть современной российской правовой системы. Это особенно ярко проявляется в происходящем за последние годы процессе детальной и конкретной разработки международных принципов и норм, относящихся к правам человека, и в создании международных механизмов их защиты.
Таким образом, на основании всего вышесказанного можно сформулировать следующее определение понятия основных прав и свобод человека и гражданина: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности в государстве. Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства - в обязанности предоставить эту защиту. Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
Информация о работе Конституционная защита прав и свобод личности