Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:06, контрольная работа
Отправной точкой в создании истории советского государства и права является Октябрьская революция 25.10.1917 г.
Становление советского государства и права происходило в сложной внутренней и внешней обстановке. Захват власти большевиками привел к Гражданской войне, вопросом которой стал спор о дальнейших путях развития страны.
В период становления советской власти законодательство в полной мере отражало особенности этого периода
В декретах и иных нормативно-правовых актах достаточно четко проявился курс большевиков на реформирование всех сфер общества и построение социализма.
Введение
1.Конституционное значение первых декретов Советской власти: октябрь 1917-январь 1918г.
2. Конституция РСФСР 1918г.
3. Образование СССР. Конституция СССР 1924. Конституция РСФСР 1925г.
4. Конституция СССР 1936г. Конституция РСФСР 1937
5. Конституция СССР 1977г.
Заключение
Содержание
Введение
1.Конституционное значение
первых декретов Советской
2. Конституция РСФСР 1918г.
3. Образование СССР. Конституция СССР 1924. Конституция РСФСР 1925г.
4. Конституция СССР 1936г. Конституция РСФСР 1937
5. Конституция СССР 1977г.
Заключение
Введение
Отправной точкой в создании
истории советского государства и права
является Октябрьская революция 25.10.1917
г.
Становление советского государства и
права происходило в сложной внутренней
и внешней обстановке. Захват власти большевиками
привел к Гражданской войне, вопросом
которой стал спор о дальнейших путях
развития страны.
В период становления советской власти
законодательство в полной мере отражало
особенности этого периода
В декретах и иных нормативно-правовых актах достаточно четко проявился курс большевиков на реформирование всех сфер общества и построение социализма.
Конституционное значение первых декретов Советской власти: октябрь 1917-январь 1918.
Октябрьская социалистическая
революция установила в России тип
власти, именовавшийся в политической
истории страны диктатурой пролетариата.
По организационной форме
В первые дни и месяцы
советской власти проводились мероприятия
по созданию и упрочению ее основ.
Они воплощены в ряде декретов,
которые можно считать актами
конституционного значения. В первые
месяцы советской власти все они
в совокупности составляли неписаную
конституцию Российского
Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановил: образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного собрания, Временное рабочее и крестьянское
правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому съезду Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его ЦИКу.
Декретом «о мире» II Всероссийский съезд декларировал стремление России к заключению скорейшего мира без аннексий и контрибуций, и одновременно предлагал всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире. Последнее замечание Ленина было очень важным и имело принципиальное значение для будущей внешней политики и дипломатии Советской страны, которая уже в первой своей внешнеполитической декларации выражала готовность пойти на экономическое сотрудничество со странами капитализма. Итак, большевики объявили о своем твердом намерении выполнить все те обещания, которые давались ими накануне революции. И среди этих обещаний - публикация тайных договоров и соглашений.
государственного управления
Союза ССР, союзных и автономных
республик, местных органов
Глава X Конституции установила на базе социализма основные права и обязанности граждан СССР и усилила гарантии этих прав. Глава XI Конституции определила принципы новой избирательной системы. В главе XII закреплялись символы единого союзного государства — герб, флаг, столица. Наконец, глава XIII предусматривала порядок изменения Конституции.
Принятие новой Конституции СССР имело громадное международное значение. Она вызвала живой отклик мировой общественности. В прогрессивной печати многих стран был опубликован проект, а затем и окончательный текст Конституции 1936 г. Трудящиеся всего мира рассматривали Конституцию СССР как обвинительный акт против империалистической реакции, прежде всего против германского и итальянского фашизма, как документ, закрепляющий широкие демократические права и свободы, причем не только в политической, но и в социально-экономической области. "Это — событие большой важности,— писали, например, швейцарские рабочие.— В то время как фашисты уничтожают элементарные права народа, лишают демократию всякого конкретного содержания, в СССР великолепно расцвела подлинная демократия. Рабочий класс должен везде осуществлять такую демократию".
Право па труд, провозглашенное Конституцией СССР 1936 г., произвело особенно сильное впечатление на рабочих в капиталистических странах. Значение этого факта усиливалось тем, что наша Конституция была принята в то время, когда в буржуазных государствах насчитывались десятки миллионов безработных.
Высоко оценив новую Конституцию
СССР, известный французский
Правительство страны сохраняло своё название — Совет Народных Комиссаров СССР, но в 1946 году оно было преобразовано в Совет Министров СССР. Правительство являлось высшим исполнительным органом, подотчётным Верховному Совету и его Президиуму.
В 1934 году в государствах
Европы усилилась угроза прихода
к власти ультра-правых партий и
установления их лидерами диктатуры. Эта
угроза вынудила коммунистические партии
сблизиться с социалистическими
партиями, это в свою очередь вынудило
коммунистические партии отказаться от
требования передачи власти рабочим
советам и признания ими
Конституция 1937 года учреждала в стране постоянный парламент - Верховный Совет России состоящий из одной палаты, избираемый на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет, без различия пола, религии и национальности, сроком на 4 года. Верховный Совет принимал законы, устанавливал размеры налогов и пошлин, принимал государственный бюджет. Ратификация и денонсация международных договоров были прерогативой Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, а заключение государственных займов прерогативой Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. Провозглашая Верховный Совет высшим органом государственной власти конституция 1937 года имела оговорку что Верховный Совет осуществляет все полномочия кроме тех полномочий которые предусмотрены конституцией за Президиумом Верховного Совета и Советом Народных Комиссаров. При этом Верховный Совет, вопреки формальному конституционному положению фактически не являлся единственным законодательным органом - Президиум Верховного Совета мог издавать указы и давать толкование законов. Заседания Верховного Совета вёл Председатель Верховного Совета (имел восемь заместителей), избираемый Верховным Советом.
К Верховному Совету переходило право формирования и подотчётность Совета Народных Комиссаров (в 1945 году переименован в Совет Министров). Конституция 1937 года также сохранила народные комиссариаты (в 1945 году переименованы в министерства) в качестве центральных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли народные комиссары.
К Верховному Совету также переходило право избрания Верховного Суда, а к областным советам депутатов трудящихся право избрания областных судов. Районные Народные Суды избирались совершеннолетними жителями района. Конституционно закреплялась независимость судей и открытость разбирательства дел.
В
Конституцию 1937 года, были включены все
права и свободы, предусматривавшиеся
российскими конституциями 1918 и 1925
годов - свобода слова, печати, собраний,
союзов, неприкосновенность личности
и жилища. Наряду с этим в них
были закреплен ряд новых прав
и свобод - семичасовой рабочий
день, ежегодные отпуска с
Политическая
система установленная
Конституция СССР 1977.
Конституция СССР, действовавшая с 1977 по 1991 год. Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Первая редакция существенно не изменила государственного строя.
Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Вошла в историю как «конституция развитого социализма».
Принятая в 1977 году конституция содержала 9 разделов, 21 главу и 174 статьи.
В преамбуле Конституции в общем виде был оценен исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после Октябрьской революции. Была дана характеристика советского общества как «развитого социалистического общества, как закономерного этапа на пути к коммунизму». Также в преамбуле сказано, что Конституция сохраняет принципы предыдущих Конституций.
Текст преамбулы в Конституции 1977 года примерно в 20 раз больше, чем в Конституции РФ 1993 года. Полный текст конституции можно посмотреть здесь
15
марта 1990 года из преамбулы
было исключено упоминание о
том, что в процессе развития
общества возросла «
Первый
раздел Конституции закреплял общие
принципы социалистического строя
и основные черты развитого
Статья 1 обозначала, что СССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».
Статья 6 законодательно закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, являвшейся ядром политической системы СССР. О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации» (ст. 51).
В экономической системе: В главе 2, Статья 10 зафиксировала, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная.
Статья 16 закрепляла принцип государственного планирования экономики, вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и стимулов
Что касается органов власти, то в новой Конституции был введён новый раздел IV — «Советы народных депутатов и порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов — с 2 до 2,5 лет. Впоследствии (в 1988 году) был установлен единый срок для всех Советов - 5 лет.
Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом, согласно статье 96, был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет, в Верховный Совет СССР — до 21 года (ранее — 23 года).
Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти — Верховном Совете и Совете Министров СССР. В разделе VI были обозначены органы власти союзных и автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись местные Верховные Советы и Советы Министров.
Раздел III определял национальное и государственное устройство Союза, а также, как и все предыдущие Конституции СССР, закреплял право республик Союза на свободный выход из состава СССР. Данное положение сыграло заметную роль в распаде СССР в 1991 году.
За время действия Конституции поправки в неё вносились 6 раз.
24 июня 1981 года были внесены поправки в статью 132, согласно которой в состав Президиума Совета Министров СССР могли входить по решению Совета Министров СССР и другие члены Правительства СССР.
14 марта 1990 года были внесены самые масштабные поправки в Конституцию, согласно которым отменялась однопартийность и руководящая роль КПСС, учреждался пост Президента СССР, вводился институт частной собственности («собственность советских граждан»).
26 декабря 1990 года были внесены последние поправки в Конституцию, касающиеся системы государственного управления, спустя три дня был принят закон о введении их в действии.
5 сентября 1991 года, после провала Августовского путча, Съезд народных депутатов СССР принял Закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период», имеющий силу, значение и характер конституционного закона, но без внесения поправок в саму Конституцию. Согласно этому закону, изменялись структура и порядок формирования Верховного Совета СССР, упразднялась должность Вице-президента СССР, создавался Государственный совет СССР и другие органы власти и управления. Конституция СССР продолжала действовать лишь в той части, в которой она не противоречила данному закону.
Конституция СССР прекратила действие на всей территории СССР в декабре 1991 г. в связи с прекращением существования Союза ССР.
Конституция об образовании. Статья 45 говорит о бесплатности всех видов образования, «развитии заочного и вечернего образования», «предоставлении государственных стипендий и льгот учащимся и студентам», «бесплатной выдаче школьных учебников» и «создании условий для самообразования» (в конституции 1936 года всего этого не было).
В то время как в конституции 1936 года говорилось об «обучении в школах на родном языке» (ст. 121), конституция 1977 года говорит о «возможности обучения в школе на родном языке» (ст. 45) — это отражает широко распространённую практику того, что многие родители предпочитали отправлять детей в русскоязычные школы, а не в национальные.