Конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:47, реферат

Краткое описание

История создания и развития Конституции Российской Федерации в полной мере отражает историю развития общества и государства, конституционного законодательства советского периода.
Первые восемь месяцев существования Советской власти в России характеризуются тем, что в это время российское государство еще не имело своей конституции.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 56.04 Кб (Скачать файл)

в-третьих, автономные области  и автономные округа были перечислены  в Конституции, и их статус стал определяться не положениями, а Законами РСФСР;

в-четвертых, в Конституции  была значительно расширена регламентация  статуса представительных органов; Верховный Совет был "...правомочен решать все вопросы, отнесенные... к  ведению РСФСР";

в-пятых, Конституция закрепила  руководящую роль Коммунистической партии.

Конституция РСФСР 1978 г. как  и Конституция СССР 1977 г., в отличие  от предыдущих конституций, носила более  идеологизированный характер, особо  подчеркивая все ещё её классовую  сущность.

Глубокие изменения общественного  строя после 1985 года в СССР не могли  не сказаться на содержании Конституции  СССР и, соответственно, Конституции  РСФСР 1978 года. Её текст неоднократно и весьма существенно менялся. Начавшийся процесс перестройки (демократизации по Горбачеву М.С.) был ознаменован  принятием Законов от 27 октября 1989 г. "Об изменениях и дополнениях  Конституции (Основного закона) РСФСР" и "О выборах народных депутатов  РСФСР". С принятием этих законов  существенно изменилась система  государственных органов РСФСР  и порядок их избрания. Высшим органом  государственной власти стал Съезд  народных депутатов, Верховный Совет  РСФСР стал постоянно действующим  двухпалатным высшим органом государственной  власти.

Всё дальнейшее реформирование Конституции РСФСР осуществлялось Съездом народных депутатов.

В этом плане наиболее значимыми  изменениями являются следующие:

Из официального наименования государства и республик в  его составе исключено определение - "советская", "социалистическая". Государство стало наименоваться  Российская Федерация - Россия; в декабре 1991 г. изменилась символика государства;

отменено исключительное положение КПСС в политической системе; было узаконено политическое многообразие;

узаконена множественность  и равноправие различных форм собственности, в том числе и  частной (Закон от 15 декабря 1990 г.) ;

в Конституцию инкорпорирована  Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 г., что, по мнению законодателей, должно было подтвердить демократический  характер проводимых в России преобразований и подтвердить признание ею принципов  и норм международного права ;

исполняя волю народов  РСФСР, выраженную на референдуме РСФСР 17 марта 1991 г., Съезд народных депутатов 24 мая 1991 г. принимает Закон о внесении изменений в Конституцию, в соответствии с которым в РСФСР вводится институт президента, а сам президент  объявляется высшим должностным  лицом и главой исполнительной власти

РСФСР.

Завершая рассмотрение данного  вопроса второй главы "Учебного пособия", следует отметить некоторые общие  особенности развития конституционного законодательства Российской Федерации (РСФСР) за период пребывания её в составе  Союза ССР:

это требование соответствия Конституции союзной республики, какой была и РСФСР, Конституции  СССР (п.11, ст. 73 Конституции СССР 1977 г.);

это преемственность в  ней принципов государственного строительства, закрепленных в предыдущих конституциях;

постоянное расширение предмета конституционного регулирования, приведение её положений в соответствие с  новыми условиями развития государства  и общества;

определенные новые тенденции  были характерны и для формы каждой новой конституции, прежде всего  для её структуры, композиции;

каждая новая конституция  значительно укрепляла научную  основу; в новой конституции появлялись новые статьи, главы, разделы, основанные на последних научных разработках  в соответствующей области;

каждая новая конституция  не только закрепляла достигнутые успехи социального развития, но и содержала  программные положения, направленные на совершенствование общественного  и государственного строя;

изменения и дополнения Конституции  РСФСР 1978 г. после 1990 г. стали свидетельствовать  об основных направлениях качественного  преобразования социалистического  государства, а тем самым и  о качественном изменении сущности самой Конституции.

С распадом Союза ССР Российская Федерация приобрела статус независимого суверенного государства, а, следовательно, и её Конституция должна была отразить и закрепить факт соответствующих  преобразований социально-экономического и политического строя государства. Конституция РСФСР со всеми её изменениями и дополнениями, а  таких за период с 27 октября 1989 г. по 10 декабря 1992 г. было внесено около 350, уже не соответствовала новым условиям развития государства и общества.

Впервые вопрос о необходимости  новой для России Конституции  был поставлен на I-м Съезде народных депутатов, который 22 июня 1990 г. образовал  Конституционную комиссию, которая  завершила свою работу в октябре 1993 года. Подготовленный проект Конституции  был вынесен на референдум и утвержден 12 декабря 1993 г. Новая Конституция  Российской Федерации вступила в  силу 25 декабря 1993 г. с момента её официального опубликования. По своей  структуре действующая Конституция  значительно отличается по форме, по содержанию, по своей сущности.

Конституция Российской Федерации 1993 года состоит из преамбулы, двух разделов и девяти глав, которые  насчитывают 137 статей. Особенности  их содержания раскрываются в учебном  курсе "Государственное право  Российской Федерации". Задача "Учебного пособия" в данном случае сводится к изучению характерных особенностей самой Конституции с точки  зрения теории государственного права.

Структура конституции - это  логическая связанность различных  институтов, расположения норм в тексте конституции. В основе обобщения  конституционных норм в определенные комплексы (разделы, главы), лежит, во-первых, единство предмета правового регулирования, т. е. связанность правовых норм единством  общественных отношений, на которые  эти нормы воздействуют; во-вторых, взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности  норм друг от друга.

В Конституции Российской Федерации на первое место поставлена Преамбула, т.е. вводная часть, которая  дана для уяснения сущности Конституции. В ней изложены цели Конституции, названы исторические условия её принятия. Преамбула имеет вспомогательный  характер. Обычно признается, что положения  преамбулы правовыми нормами  не являются, но имеют нормативное  значение для толкования и применения остальных положений Конституции. Главное, на что хотели обратить внимание разработчики проекта Конституции, в том, чтобы подчеркнуть следующее: "Мы, многонациональный народ  Российской Федерации, ...принимаем  КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Первый раздел Конституции - это её основное содержание. Раздел состоит  из девяти глав:

Глава I - Основы конституционного строя;

Глава II - Права и свободы  человека и гражданина;

Глава III - Федеративное устройство;

Глава IV - Президент Российской Федерации;

Глава V - Федеральное Собрание;

Глава VI - Правительство Российской Федерации;

Глава VII - Судебная власть;

Глава VIII - Местное самоуправление;

Глава IX - Конституционные  поправки и пересмотр Конституции.

Раздел II называется "Заключительные и переходные положения".

Опираясь на сказанное, можно  дать следующее определение понятия  Конституции Российской Федерации - Конституция Российской Федерации  является основным законом государства, закрепляющим основы конституционного строя, основы правового положения  человека и гражданина, федеративное устройство, а также систему, принципы организации и деятельности государственных  органов Российской Федерации, принципы организации и деятельности государственных  органов субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления и являющимся юридической базой  всего текущего законодательства. В учебниках студенты могут познакомиться и с другими определениями.

 

 

1.8. Место конституционного  права в системе российского  права

 

1.8. Место конституционного  права в системе российского  права

 

Конституционное право традиционно  занимает ведущее место в системе  отраслей национального права, предопределяя  содержание иных отраслей права. Это  определяется несколькими моментами:

 

1) предметом конституционного  права являются общественные  отношения, в которых выражаются  основные принципы общественного  и государственного устройства;

 

2) основной источник конституционного  права - Конституция РФ -акт, содержащий нормы, имеющие учредительный характер;

 

3) конституционное право  определяет основы конституционного  строя Российской Федерации, то  есть те основополагающие принципы, которым должно соответствовать  построение государства, ориентиры  для строительства системы правовых  норм, в рамках которых существует  правовое, конституционное государство.  Человек как высшая ценность, суверенитет народа, демократизм,  федерализм, разделение властей,  собственность и другие принципы, представляющие собой основы  конституционного строя, лежат  в основе функционирования любой  отрасли права;

 

4) конституционное право  закрепляет основные права человека  и гражданина, определяет общую правосубьектность индивида в рамках нашей правовой системы. Эта общая правосубьектность является общей предпосылкой конкретных правоотношений, устанавливаемых на основе норм других отраслей права;

 

5) конституционное право  устанавливает федеративное устройство  Российской Федерации, разделение  полномочий между Федерацией  и ее субъектами, определяя источники  той или иной отрасли права,  возможность регулирования определенных  областей общественных отношений  нормами федерального или регионального  права, их совокупности;

 

6) конституционное право  закрепляет основы организации  государственной власти и местного  самоуправления, компетенцию высших  федеральных органов власти, принципы  организации региональных органов  власти, учреждая круг субъектов,  представляющих государство в  общественных отношениях, регулируемых  различными отраслями права;

 

7) конституционное право  регламентирует правотворческий  процесс - процедуру создания  норм права - исходных элементов  любой отрасли права, закрепляет  виды источников, в которых могут  содержаться правовые нормы.

 

 

Глава IV. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

В истории Российской Федерации  насчитывается пять конституций  – соответственно 1918,1925,1937,1978 годов  и ныне действующая Конституция 1993 года.

 

Сроки действия конституций  РСФСР составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что говорит, учитывая сложный исторический путь развития России, в целом об относительной  стабильности конституций.

 

Принятие каждой из них  знаменовало существенные изменения  в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый  этап в истории государства, отражало утверждение новых концепций  или углубление и совершенствование  прежних.

 

Изучение порядка разработки и принятия каждой из конституций, общего их содержания относится к предмету науки истории государства и  права России.

 

Наука конституционного права  исследует особенности каждой конституции  с позиций ее роли как основного  источника одноименной отрасли  права, формирования и развития в  ней конституционно-правовых институтов, сущности отражаемых в ней концепций.

 

Первые четыре конституции  РСФСР были по своему типу советскими социалистическими конституциями. Несмотря на существенные особенности, свойственные каждой из них, они развивались  в соответствии с принципом преемственности  – сохранения социалистических ценностей, утверждения советской власти, носили классовый характер, выступая как  воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руководящей роли.

 

Все конституции советского типа были в значительной мере фиктивны. Они провозглашали принципы, которые  фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к таким принципам, как принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство России, использование гражданами закрепленных в конституциях политических прав и  свобод.

 

Общие черты всех конституций  РСФСР не исключают существенных особенностей в содержании каждой из них, юридической специфики закрепленных в них государственно-правовых институтов.

 

Конституция РСФСР 1918 года –  первая Конституция, принятая вскоре после  октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, – имела следующие особенности.

 

1. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями, она как первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 года. Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт России, не оставила камня на камне от дореволюционных государственных институтов и структур.

Информация о работе Конституционное право