Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:47, реферат
История создания и развития Конституции Российской Федерации в полной мере отражает историю развития общества и государства, конституционного законодательства советского периода.
Первые восемь месяцев существования Советской власти в России характеризуются тем, что в это время российское государство еще не имело своей конституции.
Содержание
1 История конституции
1.1 Разработка проекта
1.2 Принятие (1993)
2 Конституция Российской Федерации 1993 года
2.1 Структура
2.2 Отличия от Конституции 1978 года в последней редакции
3 Конституционные
поправки и пересмотр
3.1 Внесение
изменений в статью 65 Конституции
в связи с изменением
3.2 Внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава России
3.3 Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации
3.4 Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции
4 Отличие Конституции от законов
5 Конституция и ограничение прав и свобод человека
6 Издание Конституции
7 См. также
8 Примечания
9 Ссылки
История конституции
Основная статья: История конституции России
В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.
Разработка проекта
16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу. Секретарём комиссии был утверждён О. Г. Румянцев. Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю 1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав Конституционного Суда РФ.[2]
Однако сложная расстановка
политических сил в составе народных
депутатов приводила к
Основные статьи: Конституционный кризис в России (1992—1993), Разгон Верховного Совета России
Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.
Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись два:
проект Конституционной комиссии
проект Конституционного
Совещания, созванного по
В итоге проект Конституционного
Совещания вобрал в себя многие положения
проекта Конституционной
По мнению Виктора Шейниса,
одного из авторов Конституции России,
главного научного сотрудника Института
мировой экономики и
Принятие (1993)
Основная статья: Всенародное голосование по конституции России
15 октября 1993 года президент
Б. Н. Ельцин подписал указ
о всенародном голосовании по
проекту Конституции России и
утвердил «Положение о
12 декабря 1993 года голосование
состоялось. За принятие Конституции
проголосовало 58,43 %, против —
41,57 %. Новая Конституция была
Конституция Российской Федерации 1993 года
1. Конституционные основы деятельности прокуратуры
Организация и деятельность прокуратуры как федерального органа государства, осуществляющего надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, должна быть точно и полно урегулирована нормами федерального законодательства. Основные компоненты правовых основ деятельности прокуратуры определены в ст. 3 Закона о прокуратуре. В ней установлено, что организация и порядок деятельности прокуратуры Российской федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом о прокуратуре и другими федеральными законами, международными договорами Российской федерации.
К этому следует добавить,
и это вытекает из требований Конституции
России, что в определенной мере
деятельность органов прокуратуры
в субъектах Федерации
В пределах своей компетенции Генеральный прокурор РФ также регулирует различные аспекты организации и деятельности органов прокуратуры путем принятия приказов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации прокуратура и законодательство о прокуратуре относятся к исключительному ведению Российской Федерации (п. "о" ст. 71). Поэтому все иные способы и средства нормативной регламентации каких-либо аспектов организации и деятельности прокуратуры РФ в случае их противоречия, несоответствия закону недействительны и не подлежат применению, приостанавливаются или отменяются в установленном порядке.
В ст. 129 Конституцией РФ определены только общие вопросы организации прокурорской системы и порядка назначения на должность Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Федерации. Согласно ст. 129 прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Таким образом, Конституция РФ делает только одно исключение из правила п. "о" ст. 71 Конституции, когда законодательством субъекта Федерации должно быть определено, с какими органами власти субъектов Федерации и в каком порядке производится такое согласование. Следовательно, законодательство (конституции и уставы [основные законы]) субъектов Федерации в части, определенной Конституцией РФ только по вопросу согласования Генеральным прокурором РФ назначения предлагаемой им кандидатуры прокурора субъекта Федерации, относится к составу правовых основ деятельности прокуратуры РФ.
Конституциями, уставами (основными законами) различных субъектов Федерации этот вопрос регламентируется не единообразно. Так, согласно Уставу Ставропольского края прокурор края назначается на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с Государственной Думой и губернатором края (ст. 71); по Уставу Курганской области — прокурор области назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти области (ст. 130); в Липецкой области — по согласованию с областным Собранием депутатов и администрацией области (ст. 143). В Уставе (основном законе) Оренбургской области определено, что прокурор области назначается Генеральным прокурором РФ (п. 2 ст. 92).