Конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:47, реферат

Краткое описание

История создания и развития Конституции Российской Федерации в полной мере отражает историю развития общества и государства, конституционного законодательства советского периода.
Первые восемь месяцев существования Советской власти в России характеризуются тем, что в это время российское государство еще не имело своей конституции.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 56.04 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

    1 История конституции

        1.1 Разработка  проекта

        1.2 Принятие (1993)

    2 Конституция  Российской Федерации 1993 года

        2.1 Структура

        2.2 Отличия  от Конституции 1978 года в последней  редакции

    3 Конституционные  поправки и пересмотр Конституции

        3.1 Внесение  изменений в статью 65 Конституции  в связи с изменением наименования  субъекта России

        3.2 Внесение  изменений в статью 65 в связи  с изменением состава России

        3.3 Поправки  к главам 3-8 Конституции Российской  Федерации

        3.4 Пересмотр  положений глав 1, 2 и 9 Конституции

    4 Отличие Конституции  от законов

    5 Конституция  и ограничение прав и свобод  человека

    6 Издание Конституции

    7 См. также

    8 Примечания

    9 Ссылки

 

История конституции

Основная статья: История  конституции России

 

В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе  РСФСР, приняли Декларации о своём  государственном суверенитете. Съезд  народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые  была поставлена задача разработки новой  Конституции РСФСР на основе провозглашенных  в ней принципов, включая принцип  разделения властей.

Разработка проекта

 

16 июня 1990 года была образована  Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу. Секретарём комиссии был утверждён О. Г. Румянцев. Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю 1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав Конституционного Суда РФ.[2]

 

Однако сложная расстановка  политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений  в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи  с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта  несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной  и исполнительной властей.

Основные статьи: Конституционный  кризис в России (1992—1993), Разгон Верховного Совета России

 

Высшей точкой этого конфликта  стали события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском  Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В  этих условиях принятие новой Конституции  должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

 

Проектов новой Конституции  было подготовлено много. Главными из них являлись два:

 

    проект Конституционной  комиссии

    проект Конституционного  Совещания, созванного по решению  Президента РФ Б. Н. Ельцина

 

В итоге проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения  проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной  доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих  групп. После значительной доработки  этот проект Конституции был вынесен  Президентом на всенародное голосование.

 

По мнению Виктора Шейниса, одного из авторов Конституции России, главного научного сотрудника Института  мировой экономики и международных  отношений РАН, «президентский проект»  Конституции создавался под эгидой трех человек, Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака и  Сергея Михайловича Шахрая, они были лидерами процесса[3], но всего в Конституционном  совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы. Сергей Шахрай выделяет двух основных авторов конституции — себя и Сергея Алексеева[4][5]. В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен Президентом России на всенародное голосование (фактически — на референдум), и стал действующей Конституцией Российской Федерации в итоге голосования прошедшего 12 декабря 1993 г.

Принятие (1993)

Основная статья: Всенародное  голосование по конституции России

 

15 октября 1993 года президент  Б. Н. Ельцин подписал указ  о всенародном голосовании по  проекту Конституции России и  утвердил «Положение о всенародном  голосовании по проекту Конституции  Российской Федерации 12 декабря  1993 года»[6]. Согласно Положению, Конституция  считалась одобренной, если за  её принятие проголосовало большинство  избирателей, принявших участие  в голосовании, при том условии,  что участие в голосовании  приняло более половины числа  зарегистрированных избирателей.  Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован  для того, чтобы обойти положение  действовавшего Закона о референдуме  РСФСР, согласно статье 9 которого  референдум мог быть назначен  лишь Съездом народных депутатов  или Верховным Советом РФ[7]. Конституция  Российской Федерации 1993 года  вступила в силу в день её  опубликования в «Российской  газете» — 25 декабря 1993 года.

 

12 декабря 1993 года голосование  состоялось. За принятие Конституции  проголосовало 58,43 %, против —  41,57 %. Новая Конституция была принята  и вступила в действие со  дня её опубликования 25 декабря  того же года.

Конституция Российской Федерации 1993 года

 

 

 

 

1. Конституционные основы  деятельности прокуратуры

 

Организация и деятельность прокуратуры как федерально­го  органа государства, осуществляющего  надзор за соблюдени­ем Конституции РФ и исполнением законов, должна быть точ­но и полно урегулирована нормами федерального законодатель­ства. Основные компоненты правовых основ деятельности про­куратуры определены в ст. 3 Закона о прокуратуре. В ней установлено, что организация и порядок деятельности проку­ратуры Российской федерации и полномочия прокуроров опре­деляются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом о прокуратуре и другими федеральными законами, международными договорами Российской федерации.

 

К этому следует добавить, и это вытекает из требований Конституции  России, что в определенной мере деятельность органов прокуратуры  в субъектах Федерации регламентирует­ся конституциями и уставами (основными законами) этих субъектов Федерации. В случаях, предусмотренных федераль­ным законом, деятельность прокуратуры регулируется указа­ми Президента Российской Федерации.

 

В пределах своей компетенции  Генеральный прокурор РФ также регулирует различные аспекты организации  и деятель­ности органов прокуратуры путем принятия приказов и иных нормативных правовых актов.

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации прокуратура  и законодательство о прокуратуре  относятся к исключительному  ведению Российской Федерации (п. "о" ст. 71). Поэтому все иные способы  и средства нормативной регламен­тации каких-либо аспектов организации и деятельности про­куратуры РФ в случае их противоречия, несоответствия закону недействительны и не подлежат применению, приоста­навливаются или отменяются в установленном порядке.

 

В ст. 129 Конституцией РФ определены только общие воп­росы организации прокурорской системы и порядка назначе­ния на должность Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Федерации. Согласно ст. 129 прокуратура Российс­кой Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ге­неральному прокурору РФ

 

Генеральный прокурор РФ назначается  на должность и освобождается  от должности Советом Федерации  по представ­лению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначают­ся Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъек­тами. Таким образом, Конституция РФ делает только одно ис­ключение из правила п. "о" ст. 71 Конституции, когда законо­дательством субъекта Федерации должно быть определено, с какими органами власти субъектов Федерации и в каком порядке производится такое согласование. Следовательно, зако­нодательство (конституции и уставы [основные законы]) субъектов Федерации в части, определенной Конституцией РФ только по вопросу согласования Генеральным прокурором РФ назначения предлагаемой им кандидатуры прокурора субъекта Федерации, относится к составу правовых основ деятельнос­ти прокуратуры РФ.

 

Конституциями, уставами (основными  законами) различ­ных субъектов Федерации этот вопрос регламентируется не единообразно. Так, согласно Уставу Ставропольского края про­курор края назначается на должность Генеральным прокуро­ром РФ по согласованию с Государственной Думой и губерна­тором края (ст. 71); по Уставу Курганской области — проку­рор области назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной вла­сти области (ст. 130); в Липецкой области — по согласованию с областным Собранием депутатов и администрацией области (ст. 143). В Уставе (основном законе) Оренбургской области оп­ределено, что прокурор области назначается Генеральным прокурором РФ (п. 2 ст. 92).

 

 

 


Информация о работе Конституционное право