Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:17, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать правовые основы и проблематику законотворчества в РФ.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Законотворческий процесс…………………………………………..6
1.1. Понятие и сущность законотворческого процесса………………..6
1.2. Стадии законотворческого процесса………….…………………...10
1.3 Принципы законотворчества………………………………………21
Глава 2. Законотворчество в РФ…………………….………………….........24
2.1.Особенности референдума как вида законотворческого
процесса ………………………………...……………………………………..24
2.2 Особенности правотворческой деятельности судов………...…….28
2.3 Реализация международно-правовых актов в российской правовой системе ……………………………………………………………………….33
Заключение…………………………………………………………….………36
Список использованных источников…………………………………...........38
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Законотворческий процесс…………………………………………..6
1.1. Понятие и сущность законотворческого процесса………………..6
1.2. Стадии законотворческого процесса………….…………………...10
1.3 Принципы законотворчества……………………………………
Глава 2. Законотворчество в РФ…………………….………………….........24
2.1.Особенности референдума как вида законотворческого
процесса ………………………………...…………………………………….
2.2 Особенности правотворческой деятельности судов………...…….28
2.3 Реализация международно-правовых актов в российской правовой системе ……………………………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………….......
Введение
Каждое государство стремится надлежаще урегулировать общественные отношения в различных сферах действительности. Основной закон Российской Федерации - Конституция[1], закрепив принцип разделения властей, исходит из того, что каждая ветвь власти принимает нормативные акты по вопросам своего ведения. Между тем, коренные изменения, происходящие в обществе и российской правовой действительности, предъявляют повышенные требования к современному законотворческому процессу.
Актуальность исследования в настоящее время вопросов законотворчества, и, в частности, его постоянного совершенствования подтверждается нижеследующими обстоятельствами:
процесс законотворчества за последние восемь – десять лет переживает пик своего развития. Ежемесячно в Российской Федерации принимаются разноуровневые нормативные акты;
казалось бы, что правовые основы законотворческого процесса в стране сформировались. Приняты Конституция, Конституционные Федеральные законы и Федеральные законы, направленные на регулирования законотворческого процесса. Но можно ли говорить о совершенстве законотворчества в Российской Федерации?
Д.А. Медведев в ежегодном Послании президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года указал на изменения в законодательстве, такие как, разработка 5 направлений технологической модернизации и системных шагов в модернизации государственно сектора, а также внесений изменения в образование и так далее.
Российские законодательные органы уделяют большое внимание юридической форме принимаемых законодательных актов, их простоте, точности и компактности. Более четко и единообразно оформляется структура законов, упрощается стиль изложения нормативных предписаний, упорядочивается терминология. Наблюдается тенденция принятия новой редакции законов, не отвечающих изменившимся условиям, вместо неоднократного внесения в них многочисленных изменений и дополнений.
Тем временем, в теории и практике Российского законотворчества возникает множество вопросов: Что следует считать законотворческой ошибкой? На какой стадии законотворчества возникают ошибки? Эти и многие другие вопросы возникают лишь при общем рассмотрении вопроса законотворчества.
В связи с вышесказанным, актуальным, на мой взгляд, является анализ современного правового регулирования законотворчества в РФ, поиск путей совершенствования Российского законотворчества.
Итак, цель данной курсовой работы – исследовать правовые основы и проблематику законотворчества в РФ.
Исходя из поставленной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
- рассмотреть понятие, принципы и стадии законотворческого процесса;
- исследовать виды правотворчества в Российской Федерации, в том числе, особенности референдума, как вида законотворческого процесса; особенности правотворческой деятельности судов; реализацию международно-правовых актов в российской правовой системе;
- в заключение работы наметить проблематику законотворческого процесса в РФ, пути решения сложившейся проблематики.
В связи с тем, что тема «Законотворчество» достаточно обширна, и могла бы быть предметом не одной курсовой работы, я считаю необходимым обратить внимание, прежде всего, на проблемные аспекты законотворчества в Российской Федерации. Ведь именно правовые проблемы и пробелы в этой области юриспруденции мешают развитию всей правовой системы страны.
Безусловно, в работе будут проанализирован весь пласт Российского законодательства направленного на регулирование «правоотношений законотворчества».
Глава 1. Законотворческий процесс.
1.1. Понятие и сущность законотворческого процесса
Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения.
Динамизм экономических, политических и социально культурных потребностей современного общества выдвигает все новые и новые задачи правового опосредствования соответствующих общественных отношений. Многогранность и глубокая социальная обусловленность этих задач наглядно обнаруживается уже простым перечислением проблем, встающих перед законотворчеством, а именно необходимостью:
- исследования различных социальных факторов, обусловливающих потребность в нормативно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений;
- выявления и тщательного учета при формировании законов многообразных интересов социальных и национальных образований, общественных групп и общества в целом, их особенностей, обычаев, традиций;
- использования в процессе создания закона соответствующих достижений науки, техники и культуры;
- проведения сравнительного анализа проектируемого закона не только с аналогичными установлениями прошлых и ныне действующих законодательных систем других государств, но и с другими регуляторами общественной жизнедеятельности;
- постановки в целесообразных и возможных случаях специальных экспериментов для определения оптимального варианта правового регулирования соответствующих групп общественных отношений и выработки наиболее эффективной формы правового воздействия на эти отношения,
- определения связи, соответствия и взаимодействия проектируемого закона с данной правовой системой в целом и прежде всего с Конституцией;
- совершенствования организационных форм, процедуры создания закона и т.д.
Законотворчество характеризуется органическим единством трех его основных компонентов: познания, деятельности и результата, которые в своих диалектических взаимопереходах составляют относительно законченный цикл законотворчества, вслед за которым по восходящей линии следуют в той же последовательности аналогичные циклы, образующие в своей целостности систему этого процесса. На самом деле, для того чтобы в законах адекватно отражались происходящие в обществе процессы, надо постоянно обнаруживать, изучать, и умело использовать объективные закономерности, направляющие эти процессы. Именно поэтому предпосылкой создания закона является познание тех сложных условий, факторов и обстоятельств, тех развивающихся общественных отношений, правовое регулирование которых диктуется нуждами социального прогресса. Лишь после того, как осознаны потребности и цели правового регулирования тех или иных отношений, законодатель принимает решение о переходе от познания к деятельности. Наступает период создания самого закона, разделенный, в свою очередь, на ряд стадий, регулируемых обычно законом и регламентом, установленными процедурами. Тем самым, итогом законотворчества, его продуктом, выступает результат - закон. Но этот итог - лишь промежуточный, первичный результат, вслед за которым наступает действие самого закона, заключающееся в практическом регулировании соответствующих общественных отношений.
Изучение действия закона позволяет определить его эффективность, целесообразность, научную обоснованность и т. д., что в свою очередь, воздействует в порядке обратной связи на законотворческий процесс, позволяет уточнить, откорректировать, дополнить существующее законодательство, повысить его уровень, обогатить его практическим опытом.
Одной из основных функций Федерального Собрания Российской Федерации является законодательная деятельность, венцом которой является принятие законов. В юридической литературе имеются различные терминологические варианты наименования процедуры принятия законов. Конечно, законодательный процесс отражает и является проявлением форм деятельности парламента. Однако сводить деятельность парламента только к этой форме деятельности — явно не достаточно. Достаточно широко понимает суть законодательного процесса Б. А. Страшун. По его мнению, законодательный процесс как юридическое понятие необходимо строго отграничивать от общесоциального понятия законотворчества. Законодательный процесс, как и любой юридический процесс, имеет два значении: 1) порядок деятельности (в данном случае - по созданию закона) и 2) сама эта деятельность. Она осуществляется законодательным органом — парламентом и главой государства при возможном в определенных случаях участии правительства либо, в редких случаях, — посредством процедуры референдума. Законотворчество — более широкое понятие, ибо охватывает деятельность, подчас не регулируемую, и не исчерпывается собственно созданием закона, а включает оценку его эффективности и возможную последующую корректировку. Если продолжать анализ проблемы с точки зрения терминологического ее обозначения, то, например, в Регламенте Государственной Думы применяется термин «законодательная процедура». Такой вариант также возможен, имея в виду семантическую близость терминов «процесс» и «процедура».
Законодательный процесс — это форма государственной деятельности специально предназначенных органов государственной власти по возведению общеобязательной воли общества в закон. Законодательный процесс представляет собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность парламента.[2]
Порядок законодательного процесса в Российской Федерации закреплен в Конституции Российской Федерации, регламентах палат Федерального Собрания, в соответствующих федеральных законах. Результатом законодательной деятельности могут быть различные виды законодательных актов. Конституцией РФ предусмотрено три вида законов Российской Федерации: федеральные законы; федеральные конституционные законы; законы РФ о поправках к Конституции РФ.
Федеральные законы составляют основной законодательный массив, над которым работают парламентарии. Они принимаются простым большинством голосов. Федеральные конституционные законы впервые были закреплены в конституционном законодательстве Конституцией РФ 1993г. Их исчерпывающее число и предмет регулирования прямо установлены Конституцией РФ. К ним относятся законы: об условиях и порядке введения чрезвычайного положения на территории РФ или в ее отдельных местностях; о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта, а также об изменениях в составе РФ и т.д. Для того чтобы принять ФКЗ требуется квалифицированное большинство голосов парламентариев — не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон не может быть отклонен Президентом РФ. Законы о поправках в Конституцию РФ имеют целевое значение по изменению Конституции РФ. Порядок их принятия аналогичен порядку принятия федеральных конституционных законов. Регламент Государственной Думы развивает и конкретизирует положения и нормы Конституции Российской Федерации, касающиеся законодательного процесса, его основных стадий. Регламент же Совета Федерации выделяет процессуальные моменты, характеризующие участие Совета Федерации в законодательном процессе: несмотря на то, что Совет Федерации не создает, не принимает федеральных законов, его участие в законодательном процессе чрезвычайно важно, так как без него немыслим сам законодательный процесс.
1.2. Стадии законотворческого процесса
Следует рассмотреть каждую стадию законотворческого процесса более подробно.
Итак, первым этапом законотворческого процесса является подготовка проекта закона. Это, как представляется, наиболее сложный и ответственный момент создания правового акта.
Принятие решения о подготовке законопроекта знаменует собой начало законотворческого процесса. С принятием такого решения определяется тема будущего акта, его общая направленность. Очень многое зависит от того, каков законопроект изначально, как подана его основная идея и насколько он соответствует реальным общественным потребностям. По предлагаемому к разработке законопроекту предварительно составляется его концепция. В содержание концепции законопроекта включаются такие параметры как его общий смысл, основные идеи, характеристика и общий план. В зависимости от научной обоснованности концепции определяются сроки принятия акта, проверяется его качество и эффективность. В концепции нормативного акта указывается также и отнесение его к определенному иерархическому уровню правовой системы, что представляется особенно важным на данном этапе ее формировании.