Конституционное право США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 18:00, реферат

Краткое описание

Конституция США впервые ввела пост выборного президента, установила президентскую республику в качестве формы правления, закрепила федеративную форму государственного устройства. Соединённые Штаты Америки считаются родиной конституционного контроля. Конституция США оказала заметное влияние на основные законы многих стран мира. Под её воздействием стала получать признание и всё большее распространение доктрина конституционализма, т.е. демократии, базирующейся на наличии конституции как фундаментальном юридическом акте, соответствующего конституции политического режима и системы защиты ценностей демократии, прав и свобод человека и гражданина.

Содержание

Стр.
Введение………………………………………………………………………...……....
3
История создания и ратификация конституции……………………………..............
4
Порядок проведения выборов в США………………………………………………..
5
Выборы президента США……………………………………………………………..
8
Полномочия и статус президента США………………………………………………
11
Список президентов США…………………………………………………………….
18
Выводы………………………………………………………………………….............
28
Литература……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат конституционное право1.docx

— 598.22 Кб (Скачать файл)

В случае досрочного прекращения полномочий Президента его должность переходит к Вице-президенту. В истории США восемь раз Вице-президент становился Президентом в результате смерти предшественника. И лишь однажды досрочное прекращение полномочий Президента наступило в результате отставки Р. Никсона в 1974 г.

В случае, если одновременно до истечения срока полномочий окажутся вакантными должности и Президента, и Вице-президента, действует Акт о преемственности должности Президента Соединенных Штатов 1948 г. Он устанавливает целый перечень должностных лиц (всего 15), которые вступают на пост Президента, если он окажется досрочно вакантным. Их перечисление проводится в порядке строгой иерархии: каждое включенное в перечень должностное лицо занимает пост Президента только в том случае, если его не может занять в силу указанных в законе причин (смерть, болезнь, отставка, добровольный отказ, отстранение от должности, несоответствие требованиям, предъявляемым к кандидату в Президенты) ни одно из лиц, названных в перечне раньше, чем это лицо. Так, если ни Президент, ни Вице-президент не могут осуществлять полномочия главы государства, то в должность Президента вступает спикер Палаты представителей. Если спикер не сделает этого, должность Президента переходит к председателю Сената pro tempore. Если и он не займет этой должности, ее занимает государственный секретарь (должностное лицо, выполняющее, в частности, функции министра иностранных дел). Далее следует список прочих секретарей (министров), которые могут занимать должность Президента, как уже указывалось, только в порядке "старшинства".

Полномочия Президента у соответствующего лица начинаются с момента принесения присяги. Вступление в должность главы государства влечет отставку с прежней должности. Соответствующее лицо пребывает в должности Президента США до истечения срока, на который был избран Президент, чье место оно заняло в соответствии с Актом 1948 г. Исключение составляют случаи прекращения обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей главы государства Президентом или должностным лицом, имеющим преимущественное право на занятие этой должности. Тогда к исполнению должности главы государства приступает кто-то из этих лиц.

Президент периодически дает Конгрессу информацию о положении страны и рекомендует к его рассмотрению такие меры, которые он сочтёт необходимыми и целесообразными.

Президент США принимает послов и других официальных представителей, обязан заботиться о том, чтобы законы добросовестно исполнялись, удостоверяет в должности всех должностных лиц Соединённых Штатов.

Прекращение полномочий президента может быть только в следующих случаях:

  1. Истечение срока полномочий — наиболее частый случай.
  2. Кончина; четыре президента — У. Гаррисон, Тейлор, Гардинг и Ф. Рузвельт умерли в должности своей смертью, четыре — Линкольн, Гарфилд, Мак-Кинли и Кеннеди — были убиты.
  3. Добровольная отставка, которой пока воспользовался только Никсон.
  4. Президент может быть отстранён от должности после осуждения в порядке импичмента за государственную измену, взяточничество или другие серьёзные преступления. Пока ни один президент не был отстранен от должности, однако были 3 попытки импичмента:Эндрю Джонсона в 1868 году, Ричарда Никсона в 1974 году и Билла Клинтона в 1998 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список президентов США

Президенты США избираются с 1789 года (см. таблицу № 1). Последовательные сроки традиционно нумеруются как одно президентство (например, Джордж Вашингтон, избранный на пост два раза подряд, был первым президентом, а не первым и вторым), а единственный на настоящее время случай нахождения в должности с перерывом (Гровер Кливленд) считается как два президентства (22-й и 24-й президент). Франклин Рузвельт единственный в истории США человек, четырежды избиравшийся на пост президента.

Таблица № 1

Фото

Президент

Начало срока

Конец срока

Партия

Вице-президент

Период, дней

1

Джордж Вашингтон

30 апреля 1789

4 марта 1797

Беспартийный

Джон Адамс

2865

2

Джон Адамс

4 марта 1797

4 марта 1801

Федералист

Томас Джефферсон

1460

3

Томас Джефферсон

4 марта 1801

4 марта 1809

Демократ-республиканец

Аарон Бурр 
Джордж Клинтон

2922

4

Джеймс Мэдисон

4 марта 1809

4 марта 1817

Демократ-республиканец

Джордж Клинтон 
нет 
Элбридж Джерри

2922

5

Джеймс Монро

4 марта 1817

4 марта 1825

Демократ-республиканец

Дэниэл Томпкинс

2922

6

Джон Куинси Адамс

4 марта 1825

4 марта 1829

Демократ-республиканец 
Национал-республиканец

Джон Колдвелл Кэлхун

1461

7

Эндрю Джексон

4 марта 1829

4 марта 1837

Демократ

Джон Колдуэлл Кэлхун 
нет 
Мартин Ван Бюрен

2922

8

Мартин Ван Бюрен

4 марта 1837

4 марта 1841

Демократ

Ричард Джонсон

1461

9

Уильям Гаррисон

4 марта 1841

4 апреля 1841[1]

Виг

Джон Тайлер

31

10

Джон Тайлер

4 апреля 1841

4 марта 1845

Виг

Беспартийный[2]


нет

1430

11

Джеймс Нокс Полк

4 марта 1845

4 марта 1849

Демократ

Джордж Даллас

1461

12

Закари Тейлор

4 марта 1849

9 июля 1850[1]

Виг

Миллард Филлмор

492

13

Миллард Филлмор

9 июля 1850

4 марта 1853

Виг

нет

969

14

Франклин Пирс

4 марта 1853

4 марта 1857

Демократ

Уильям Кинг 
нет

1461

15

Джеймс Бьюкенен

4 марта 1857

4 марта 1861

Демократ

Джон Брекинридж

1461

16

Авраам Линкольн

4 марта 1861

15 апреля 1865[3]

Республиканец 
Национальный союз[4]

Ганнибал Гэмлин

Эндрю Джонсон


1503

17

Эндрю Джонсон

15 апреля 1865

4 марта 1869

Демократ 
Национальный союз[4]

нет

1419

18

Улисс Грант

4 марта 1869

4 марта 1877

Республиканец

Шайлер Колфакс 
Генри Уилсон 
нет

2922

19

Ратерфорд Хейс

4 марта 1877

4 марта 1881

Республиканец

Уильям Уилер

1461

20

Джеймс Гарфилд

4 марта 1881

19 сентября 1881[3]

Республиканец

Честер Артур

199

21

Честер Артур

19 сентября 1881

4 марта 1885

Республиканец

нет

1262

22

Гровер Кливленд

4 марта 1885

4 марта 1889

Демократ

Томас Хендрикс 
нет

1461

23

Бенджамин Гаррисон

4 марта 1889

4 марта 1893

Республиканец

Леви Мортон

1461

24

Гровер Кливленд 
(второй раз)

4 марта 1893

4 марта 1897

Демократ

Эдлай Стивенсон

1461

25

Уильям Мак-Кинли

4 марта 1897

14 сентября 1901[3]

Республиканец

Гаррет Хобарт 
нет 
Теодор Рузвельт

1654

26

Теодор Рузвельт

14 сентября 1901

4 марта 1909

Республиканец

нет 
Чарльз Фэрбенкс

2728

27

Уильям Тафт

4 марта 1909

4 марта 1913

Республиканец

Джеймс Шерман 
нет

1461

28

Вудро Вильсон

4 марта 1913

4 марта 1921

Демократ

Томас Маршалл

2922

29

Уоррен Гардинг

4 марта 1921

2 августа 1923[1]

Республиканец

Калвин Кулидж

881

30

Калвин Кулидж

2 августа 1923

4 марта 1929

Республиканец

нет 
Чарльз Дауэс

2041

31

Герберт Гувер

4 марта 1929

4 марта 1933

Республиканец

Чарльз Кёртис

1461

32

Франклин Рузвельт

4 марта 1933

12 апреля 1945[1]

Демократ

Джон Гарнер 
Генри Уоллес 
Гарри Трумэн

4422

33

Гарри Трумэн

12 апреля 1945

20 января 1953

Демократ

нет 
Олбен Баркли

2840

34

Дуайт Эйзенхауэр

20 января 1953

20 января 1961

Республиканец

Ричард Никсон

2922

35

Джон Кеннеди

20 января 1961

22 ноября 1963[3]

Демократ

Линдон Джонсон

1036

36

Линдон Джонсон

22 ноября 1963

20 января 1969

Демократ

нет 
Хьюберт Хамфри

1886

37

Ричард Никсон

20 января 1969

9 августа 1974[5]

Республиканец

Спиро Агню 
нет 
Джеральд Форд

2027

38

Джеральд Форд

9 августа 1974

20 января 1977

Республиканец

нет 
Нельсон Рокфеллер

895

39

Джимми Картер

20 января 1977

20 января 1981

Демократ

Уолтер Мондейл

1461

40

Рональд Рейган

20 января 1981

20 января 1989

Республиканец

Джордж Буш-старший

2922

41

Джордж Герберт Уокер Буш

20 января 1989

20 января 1993

Республиканец

Дэн Куэйл

1461

42

Билл Клинтон

20 января 1993

20 января 2001

Демократ

Эл Гор

2922

43

Джордж Уокер Буш

20 января 2001

20 января 2009

Республиканец

Дик Чейни

2922

44

Барак Обама

20 января 2009

Действующий 
Президент 
срок истекает 
20 января 2017 года

Демократ

Джо Байден

 

Партии    

 Беспартийный      Федералистская      Демократическо-республиканская      Демократическая      Вигов      Республиканская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Итак, из всего выше сказанного видно, что глава государства в США наделен конституцией значительными полномочиями, но более существенным для характеристики фигуры президента в конституционном механизме государственной власти является характер реализации этих полномочий. Особенно это касается сферы исполнительной власти.

Президент США имеет сильные непосредственные полномочия в сфере государственного управления, они способны оказывать реальное существенное влияние на внутреннюю политику и внешнеполитический курс государства.

При этом следует отметить, что никакая другая часть государственной машины не обладает такими оперативными возможностями для гибкой внутриполитической деятельности и внешнеполитической экспансии, какие имеются в распоряжении аппарата исполнительной власти. Важнейшими факторами усиления исполнительной власти в целом и президентской в частности в сложном, быстро меняющемся современном мире являются факторы экономический, политический и управленческий, ведь современная политика требует освоения громадного объема информации.

Здесь интересно отметить, что в США усиление положения Президента в конституционном механизме власти происходит скорее фактически, чему во многом способствует специфический язык американской Конституции, допускающий двоякое толкование. Хотя власть Президента США кажется ограниченной за счет конституционных ограничений и проблем, связанных с работой с другими институтами власти, президенты находят способы обойти эти трудности. Иногда они требуют предоставления им исключительных полномочий, исходя из своего собственного прочтения Конституции. Вооруженные такими полномочиями, они в одностороннем порядке предпринимают действия для разрешения серьезных политических споров или для выхода из кризиса, а впоследствии оправдывают свои действия перед Конгрессом и американским народом, защищая как законность таких действий (право на осуществление своих полномочий), так и их правомочность (целесообразность своей политики). Когда президент использует свои исключительные права и выигрывает, срабатывает эффект «положительной» ответной реакции: его партия и народ сплачиваются вокруг него; оппозиция зачастую раскалывается и теряет доверие; во многих случаях такая законодательная инициатива ратифицируется и впоследствии узаконивается принятием законодательными или судебными властями соответствующих актов. Объем фактических полномочий Президента США получил отражение даже на официальном правительственном сайте.

В заключение можно сказать, что на главе государства лежит особая ответственность за сохранение законности, согласия и стабильности в обществе. Оставаясь в рамках конституционно-правовых полномочий, Президент может активно использовать весь потенциал своего поста и эффективно решать многие проблемы общественного развития.

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. М.: ТК «Велби», Изд-во Проспект, 2005.

2. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2004.

3. Боботов С.В. Конституционная юстиция. М.: Изд-во ИЧП «ЕАВ», 1994.

4. Ведерникова О. Отбор кандидатов на судебные должности: опыт США // Российская юстиция. 1993. № 5.

5. Губанов А.В. Зубов И.Н. Полиция государств дальнего зарубежья. М., 1999.

6. Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: Спарк. 2001.

7. Жакке Ж-П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие / Пер. с франц. М.: Юрист, 2002.

8. Зарубежное избирательное право: Учебное пособие. М.: Изд-во НОРМА, 2003.

9. Касаткина Н.М. Глава исполнительной власти субъекта федерации (зарубежный опыт) // Очерки конституционного права иностранных государств Учебное и научно-практическое пособие Отв. ред. Д. А. Ковачев. – М., 1999.

10. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4. Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б.А.Страшун. М.: Изд-во НОРМА, 2001.

11. Лафитский В. И. Основы конституционного строя США

12 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Конституционное право США