Конституционное судопроизводство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 10:59, доклад

Краткое описание

Конституционный Суд на основе новой Конституции России и нового Закона о нем фактически работает лишь с февраля 1995 года. Но в утвержденном 10 февраля 1995 г. плане законодательных инициатив Совета Федерации первого созыва на первое полугодие 1995 г. уже предусматривалось внесение изменений и дополнений в этот Закон.
Основополагающие нормы о Конституционном Суде устанавливает Конституция Российской Федерации. Они включены в гл.7 «Судебная власть», чем подчеркивается принадлежность Конституционного Суда к судебной ветви государственной власти. Однако Конституционный Суд не только особый судебный орган. Он, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и прямого действия Конституции, баланса властей, выступает одновременно и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей.

Вложенные файлы: 1 файл

Преображенская школа.docx

— 46.39 Кб (Скачать файл)

Конституционный Суд принимает к рассмотрению лишь небольшой процент поступающих обращений. Суд и его Секретариат в большинстве случаев отказывают в принятии обращений к рассмотрению в качестве индивидуальных жалоб, как правило, на том основании, что не соблюдены требования ст.66-67 Закона о Конституционном Суде (по содержанию, по форме, не пройдены предыдущие стадии обжалования, предмет жалобы неподведомствен Суду и пр.). Это делается после детального, кропотливого изучения обращений специалистами Секретариата и судьями. Но является ли сам себе отказ в рассмотрении дела (т.е. без вынесения решения по существу) отказом в правосудии? Количество обращений в Конституционный Суд – более тысячи в месяц – не может быть в положенные сроки изучено 13 судьями и требует довольно большого аппарата специалистов. Но аппарат не должен подменять Суд; если обращение отвечает всем требованиям, предъявляемым Законом к индивидуальной жалобе, решение по нему может быть принято только Судом. Конституционный Суд -–особое учреждение со специфическими функциями и процедурой. Требования к подаваемой жалобе (оформление, сроки и т.д.) предъявляются всеми судами, и они, безусловно, ограничивают право на судебную защиту. Но иначе судебная система была бы неработоспособной. В Конституционном Суде существуют жестокие требования: жалоба принимается, если окончательное решение по ней было принято в соответствии с обыкновением. Это означает, что решение, оспариваемое заявителем, должно быть типичным и для других сходных случаев, в отношении сотен других людей, т.е. неконституционным (либо конституционным) признается не данное единичное решение, а именно массовая практика.

4. Особенности производства в  Конституционном

Суде РФ по отдельным категориям дел.

Рассмотрим особенности производства в Конституционном Суде РФ по отдельным категориям дел:

а) рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договором между ними – правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в статье 125 (часть 2) Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Запрос в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти или отдельных их положений допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за не конституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов РФ или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции РФ.

Запрос о проверке конституционности нормативного акта субъекта РФ допустим, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти РФ или к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ устанавливает соответствие Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними: по содержанию норм; по форме нормативного акта иди договора; по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Проверка конституционности нормативных актов органов государственной власти и договором между ними, принятых до вступления в силу Конституции РФ, производится Конституционным Судом РФ только по содержанию норм.

По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти Конституционный Суд РФ принимает одно из следующих решений: нормативные акты или договора либо отдельные их положения признаются соответствующими или не соответствующими Конституции РФ., нормативные акты или договора либо отдельные их положения признаются не соответствующими или не соответствующими Конституции РФ.

Признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применятся судами, другими органами и должностными лицами;

б) рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров РФ.

Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора РФ обладают Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Запрос о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора РФ допустим, если: - упоминаемый в запросе международный договор РФ подлежит согласно Конституции и федеральному закону ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти; 

- заявитель считает не вступивший  в силу международный договор  РФ не подлежащим введению в действие и применению в РФ из-за его несоответствия Конституции РФ.

Пределы проверки Конституционным Судом РФ соответствия Конституции РФ не вступившего в силу международного договора РФ устанавливаются статьей 86 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ».

По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора РФ Конституционный Суд РФ принимает одно из следующих решений:

-         о признании не вступившего в силу международного договора РФ либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ;

-         о признании не вступившего в силу международного договора РФ либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ.

С момента провозглашения постановления Конституционного Суда РФ о признании не соответствующими Конституции РФ не вступившего в силу международного договора РФ либо отдельных его положений международный договор не подлежит введению в действие и применению, то есть не может быть ратифицирован, утвержден и не может вступить в силу для РФ иным образом.

в) рассмотрение дел по спорам о компетенции .

Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в статье 125 (часть3) Конституции РФ, а Президент РФ также в случае, предусмотренном статьей 85 (часть1) Конституции РФ.

Ходатайство органа (органов) государственной власти допустимо, если:

-        оспариваемая компетенция определяется Конституцией РФ;

-         спор не касается вопроса о подведомственности дела судами или о подсудности;

-         спор не был или не может быть разрешен иным способом;

- заявитель считает издание  акта или совершение действия  правового характера либо уклонение  от издания акта или совершения  такого действия нарушением установленного  Конституцией РФ разграничения  компетенции между органами государственной  власти;

- заявитель раннее обращался  к указанным в статье 125 (часть3) Конституции РФ органами государственной  власти с письменным заявлением  о нарушении ими определенной  Конституцией РФ и договорами  компетенции заявителя либо об  уклонении этих органов от  осуществления входящей в их  компетенцию обязанности;

- в течении месяца со дня получения письменного заявления, упомянутого в предыдущем пункте не были устранены указанные в нем нарушения;

- в случае обращения соответствующего  органа государственной власти  к Президенту РФ с просьбой  об использовании согласительных  процедур, предусмотренных статьей 85 Конституции РФ, Президент РФ  в течении месяца со дня обращения не использовал эти согласительные процедуры либо такие процедуры не привели к разрешению спора.

Ходатайство Президента РФ, внесенное в порядке применения статьи 85 (части 1) Конституции РФ, допустимо, если:

- Президент РФ использовал согласительные  процедуры для разрешения разногласий  между органами государственной  власти;

- разногласия между органами  государственной власти являются  подведомственным Конституционному  Суду РФ спором о компетенции. Конституционный Суд РФ рассматривает  споры о компетенции исключительно  с точки зрения установленных  Конституцией

РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти, а также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, Федеральным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.       

 Рассмотрение дела о соответствии  нормативного акта, являющегося  предметом спора о компетенции, Конституции РФ по содержанию  норм, форме, порядку его подписания, принятия, опубликования или введения  в действие возможно только  на основании отдельного запроса  и в соответствии с порядком  рассмотрения дел о конституционности  нормативных актов.       

 По итогам рассмотрения спора  о компетенции Конституционный  Суд РФ принимает одно из  следующих решений:       

- подтверждающее полномочие соответствующего  органа государственной власти  издать акт или совершить действие  правового характера, послужившего  причиной спора о компетенции;        

- отрицающее полномочие соответствующего  органа государственной власти  издать акт или совершить действие  правового характера, послужившего  причиной спора о компетенции.        

 В случае, если Конституционный Суд РФ признает издание акта не входящим в компетенцию издавшего его органа государственной власти, акт утрачивает силу со дня, указанного в решении;       

 г) рассмотрение дел  о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.       

 Правом на обращение в  Конституционный Суд РФ с индивидуальной  или коллективной жалобой на  нарушение конституционных прав  и свобод обладают граждане, чьи  права и свободы нарушаются  законом, примененным или подлежащим  применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также  иные органы и лица.         

 К жалобе помимо документов, прилагается копия официального  документа, подтверждающего применение  либо возможность применения  обжалуемого закона при разрешении  конкретного дела. Выдача заявителю  копии такого документа производится  по его требованию должностным  лицом или органом, рассматривающим  дело.         

 Жалоба на нарушение законом  конституционных прав и свобод  допустима, если:         

- закон затрагивает конституционные  права и свободы граждан;         

- закон применен или подлежит  применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено  или начато в суде или ином  органе, применяющем закон.         

 Конституционный Суд РФ, приняв  к рассмотрению жалобу на нарушение  законом конституционных прав  и свобод граждан, уведомляет  об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором  применен или подлежит применению  обжалуемый закон. Уведомление не  влечет за собой приостановление  производства по деле.         

 Суд или иной орган, рассматривающий  дело, в котором применен или  подлежит применению обжалуемый  закон, вправе приостановить производство  до принятия решения Конституционным  Судом РФ.         

 Пределы проверки Конституционным  Судом РФ соответствия Конституции  РФ закона, указанного в жалобе  на нарушение конституционных  прав и свобод граждан, устанавливаются  статьей 86 Федерального конституционного  закона «О Конституционном Суде  РФ”         

 По итогам проверки рассмотрения  жалобы на нарушение законом  конституционных прав и свобод  граждан Конституционный Суд  РФ принимает одно из следующих  решений:         

- о признании закона либо  отдельных его положений соответствующими  Конституции РФ;         

- о признании закона либо  отдельных его положений не  соответствующими Конституции РФ.          

Информация о работе Конституционное судопроизводство в России