Конституционно-правовые проблемы строительства в россии демократического правового социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 10:39, автореферат

Краткое описание

Формирование в России демократического правового социального государства является объективной необходимостью. Данный тип государственности соответствует логике и практике мирового исторического процесса, позволяет вывести российское государство на качественно новый уровень развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Осейчук В.И. Строительство демокр соц правового госуд в Росс. Автореф дис.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

Для осмысления современной  проблематики путей строительства в России демократического правового социального государства большое значение имели научные труды историков В. П. Дмитренко, В. Г. Сироткина, К. Ясперса; философов А. А. Зиновьева, А. С. Панарина, С. Г. Кара-Мурзы,     А. С. Ципко; экономистов С. Ю. Глазьева, О. Т. Богомолова, Д. С. Львова; социологов И. В. Бестужева-Лады, Г. Ф. Шафранова-Куцева; управленцев       Н. Н. Моисеева, А. И. Уткина и др.

Общетеоретической основой  настоящего исследования явились работы С. А. Авакьяна, Д. Н. Бахраха, Н. С. Бондаря, Т. Д. Зражевской, Д. А. Керимова, А. Д. Керимова, М. И. Клеандрова, А. Н. Кокотова, В. А. Лебедева,                   В. О. Лучина, Н. И. Матузова, В. В. Невинского, В. С. Нерсесянца,                   М. И. Пискотина, Ф. М. Раянова, Ю. А. Тихомирова, Б. Н. Топорнина,               Г. Н. Чеботарева, В. Е. Чиркина и других ученых.

Для изучения процессов, протекающих в современном российском государстве, большое значение имели работы таких специалистов в области конституционного права, как М. В. Баглай, Н. М. Добрынин, О. Е. Кутафин,    М. С. Матейкович, Л. А. Окуньков, О. Г. Румянцев, Т. Я. Хабриева,                        Д. Т. Шон, Б. С. Эбзеев, других исследователей.

Весьма ценное значение для данного исследования имели труды ученых в области административного права и государственного управления -                Г. В. Атаманчука, И. А. Василенко, Б. П. Курашвили, Б. М. Лазарева,                 В. В. Игнатенко, В. Д. Плесовских, В. Е. Севрюгина, Ю. Н. Старилова,              А. П. Сунцова, Г. А. Туманова и других.

Научная новизна  исследования состоит в том, что впервые в отечественной юридической науке сформулирована и обоснована правовая концепция стратегии строительства в России демократического правового социального государства, предлагается  система показателей, отражающих динамику и эффективность модернизации российского государства.

В исследовании реализована общественная потребность в познании того государства, которое Россия строила в 1990-х годах и которое строит сейчас, дан ответ на вопрос: «Существует ли альтернатива тому государству, в котором мы сегодня живем?».

В работе в концентрированном  виде обозначены конституционные основы стратегии строительства демократического правового социального государства. На взгляд диссертанта, реализация этой стратегии позволит обеспечить удовлетворение основных жизненных потребностей российского народа, выведет отечественное государство на качественно новый уровень развития.

В исследовании четко проводится разграничение  категорий  «либеральная демократия», «народовластие», «демократия для немногих», «демократия для большинства», «народный суверенитет», установлена их взаимосвязь с процессом строительства в России основ демократического правового социального государства. Диссертант обосновывает необходимость и возможность перехода России от демократии для немногих к демократии для всех, предлагает социально-экономические и конституционно-правовые элементы механизма такого перехода. В диссертации сформулированы такие новые понятия, как «демократическое правовое социальное государство», «стратегия строительства демократического правового социального государства» и др.  

На основе критического осмысления многочисленных научных публикаций, обобщения большого объема международно-правовых документов по различным аспектам демократического правового социального государства, решений Конституционного Суда Российской Федерации автором разработаны теоретические положения, позволяющие пересмотреть некоторые устоявшиеся взгляды на сущность и свойства современной модели российского государства, охарактеризовать его влияние на реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Впервые в конституционно-правовой науке дана характеристика основных элементов стратегии строительства в России демократического правового социального государства и обозначены основные этапы ее реализации. 

В диссертации обоснована необходимость подготовки и принятия новой Конституции России, позволяющей осуществлять демонтаж устаревших государственно-правовых институтов и строить новые. Представленный проект Конституции России, в котором в качестве стратегической целевой установки государственного управления выступает формирование институтов демократического правового социального государства, предлагаются правовые механизмы и процедуры достижения этой цели, позволяет говорить о существенном продвижении в понимании сущности кризиса российского государства и путях его преодоления.

В контексте международных  избирательных стандартов и обеспечения  реального народовластия автором  проанализирована избирательная система  Российской Федерации. В этой связи  сформулирован комплекс политико-правовых и социально-экономических мер, позволяющих России выйти на новый этап развития избирательного законодательства.

Впервые в конституционно-правовой науке обоснована необходимость  создания политической партии, ориентированной  на реализацию стратегии строительства  демократического правового социального государства и аккумулирующей политически активную часть народа, вовлеченного в строительство нового государства. В этих целях предложены идеологические, организационные, политические и правовые основы создания и функционирования Партии авангарда народа России.

Диссертантом осуществлена одна из первых попыток обоснования  перехода Российской Федерации к  новой модели разделения властей, в  которой формируется сильный  и ответственный перед народом  парламент, осуществляющий представительную, законодательную и контрольную функции, а вся полнота исполнительной власти возлагается на Президента Российской Федерации.

Впервые в конституционно-правовой науке вопросы разработки и реализации стратегии строительства демократического правового социального государства исследованы в контексте обеспечения национальной безопасности. В этой связи проанализированы основные угрозы национальной безопасности и выработаны рекомендации по проведению политики «просвещенного национализма».

В отличие от ранее  проведенных исследований, касающихся функционирования и развития отечественного государства, в диссертации обеспечен баланс анализа нормативной и фактической модели конституционно-правовых отношений, их влияния на основные сферы жизни российского народа. Исследование проведено в контексте международно-правовых стандартов демократического правового социального государства и потребности России в занятии лидерских позиций в мировом сообществе и обеспечении высокого уровня и качества жизни народа. Выявлены причины недостаточной эффективности функционирования отечественной модели государства, предложена его новая модель.

Полученные теоретические  и практические результаты позволяют  говорить о новом комплексном  исследовании научной проблемы, связанной  с конституционно-правовыми аспектами строительства в России демократического правового социального государства, что имеет важное правовое, политическое, экономическое и культурно-духовное значение.

Проанализировав дискуссионные теоретические вопросы, критически исследовав нормативную и фактическую модель российского государства, диссертант представляет на защиту следующие выводы, положения и рекомендации, являющиеся, на его взгляд, новыми  или  обладающими элементами новизны,  представляющими теоретический и практический интерес:

1. Несмотря на ряд позитивных изменений в развитии российского государства, произошедших в 2000-2008 гг., отечественная государственность продолжает находиться в состоянии системного кризиса. О системном кризисе российского государства говорят следующие факты: продолжающееся сокращение численности населения страны; бедность большинства российского народа; чрезмерная и усиливающаяся поляризация доходов богатых и бедных социальных групп; низкая продолжительность человеческой жизни (половина мужчин не доживают до пенсии); высокий уровень алкоголизации и психического нездоровья населения; недоверие народа к большинству государственных институтов; низкий уровень легитимности Конституции России 1993 г. (на референдуме Конституция России получила поддержку примерно 1/3 избирателей); по средней продолжительности человеческой жизни, уровню промышленного и сельскохозяйственного производства, производительности труда и ряду других социально-экономических показателей Российская Федерация все еще не превзошла уровень развития 1990 г.

2. Системный кризис российской  государственности порожден в  первую очередь тем обстоятельством,  что правовая, экономическая, социальная, политическая и духовная подсистемы  государства длительное время были ориентированы на потребности и интересы меньшинства общества. Что касается потребностей и интересов большинства народа, то они чаще всего игноририровались или отодвигались на второй план государственно-правовой жизни, что сделало российское государство неустойчивым, потенциально готовым для нового социального взрыва.

Однако понимание глубины кризиса современной модели российского государства присуще далеко не всем государственным и общественным институтам. Основные направления выхода из системного кризиса российского государства пока не обозначены, национальный консенсус по ним не найден. Поэтому моделирование нового качества российского государства – это не только конституционно-правовая, но и политическая проблема.

3. Де-юре российское государство, согласно статьям 1 и 7 Конституции Российской Федерации, является демократическим правовым социальным, но де-факто во многих отношениях выглядит как олигархический, коррумпированный, криминальный институт. Например, олигархические группы продолжают играть чрезмерную роль в жизни российского государства, криминальные элементы достаточно активно действуют в экономической сфере, проникают в структуры государственной власти и навязывают свои ценности в духовной сфере, государственный аппарат во многом коррумпирован и не способен осуществить модернизацию российского государства в интересах большинства народа.

Отсутствие  в российском государстве социально  ориентированной экономики и  системы социального партнерства  привело к снижению реальной зарплаты большинства российского народа, необоснованной дифференциации зарплаты наемных работников, низкому уровню минимума социальных гарантий, которые не обеспечивают основные потребности человека. Причем конституционно-правовая конструкция институтов минимальной зарплаты и прожиточного минимума в России выстроена так, что обеспечивает лишь физическое выживание индивида, но никак не достойную жизнь, как того требуют международные стандарты социальной политики и статья 7 Конституции Российской Федерации.

4. В повестке дня конституционно-правового развития современной России встал вопрос об эволюционном демонтаже олигархических, коррупционных и криминализированных элементов постсоветского государства и строительстве основ демократической правовой социальной государственности. Причем это проблема не столько научно-политического поиска, сколько вопрос жизнеспособности российского государства, повышения его конкурентоспособности в мировом сообществе. Без внесения существенных изменений в социально-экономические, политико-правовые и духовно-нравственные основы отечественного государства Россия может  превратиться в страну перманентного кризиса.

5. При разработке стратегии строительства демократического правового социального государства важен анализ и учет реальных противоречий, возникших в российском государстве за годы перестройки и постперестроечный период. Эти социальные противоречия связаны, прежде всего, с увеличивающимся отставанием России от индустриально развитых стран в области технологии, науки, производительности труда, образования, оплаты труда и потребления. Кроме того, возникли противоречия между большинством институтов государственной власти и народом, между лицами наемного труда и собственниками средств производства, между городом и деревней, между бурно развивающейся столицей и большинством депрессивных субъектов Российской Федерации. Наконец, существует группа противоречий, связанных с застойной бедностью большинства российского народа, деградацией промышленности, сельского хозяйства, науки, образования и культуры.

6. Стратегия строительства  демократического правового социального государства представляет собой долгосрочный национальный курс, закрепленный в Конституции страны и обозначающий основные пути реализации важнейших интересов гражданского общества и государства. Основная роль стратегии строительства демократического правового социального государства заключается в том, чтобы координировать и направлять все правовые действия и законотворческие ресурсы органов государственной власти и народа Российской Федерации на достижение политических, правовых, экономических и социальных целей и ценностей, зафиксированных в Конституции России и ориентированных на модернизацию российского государства.

7. Стратегия строительства демократического правового социального государства как осознанная система мер, осуществляемых государственными и общественными институтами, может быть реализована поэтапно в течение 25-30 лет. Последовательность действий, связанных с разработкой и реализацией стратегии строительства в России демократического правового социального государства может выглядеть следующим образом: проведение национального «круглого стола», посвященного анализу причин системного кризиса российского государства и поиску путей выхода из него; подписание общественного договора – соглашения основных политических сил о путях выхода России из системного кризиса и строительства демократического правового социального государства; принятие Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании»; созыв Конституционного Собрания и разработка проекта Основного закона страны; принятие на референдуме Конституции России; разработка и принятие Парламентом Российской Федерации долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны; реализация приоритетных национальных проектов.

8. Строительство демократического правового социального государства должно быть направлено на достижение следующей системы целей: занятие Россией лидирующих позиций в мировом сообществе; доверие большинства народа к институтам государства; всеобщая занятость населения; зарплата лиц наемного труда, соответствующая международным стандартам и обеспечивающая развитие личности; бесплатное и качественное образование и медицинское обслуживание; комфортное жилище каждой семье; пенсионное обеспечение на уровне не менее 50% предыдущих заработков; рост численности населения страны; высокий уровень душевного комфорта народа; воспитание человека-созидателя, способного к постановке и достижению личных и общественных целей; производство конкурентоспособной на мировом рынке продукции; обеспечение национальной безопасности и др. Эти цели совпадают с интересами и потребностями большинства россиян, поэтому будут ими поддержаны и вызовут стремление воплотить их в жизнь.

Информация о работе Конституционно-правовые проблемы строительства в россии демократического правового социального государства