Конституционно-правовые проблемы строительства в россии демократического правового социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 10:39, автореферат

Краткое описание

Формирование в России демократического правового социального государства является объективной необходимостью. Данный тип государственности соответствует логике и практике мирового исторического процесса, позволяет вывести российское государство на качественно новый уровень развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Осейчук В.И. Строительство демокр соц правового госуд в Росс. Автореф дис.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

9. Разработка и реализация  стратегии строительства демократического  правового социального государства  невозможны без принятия новой Конституции России. Естественно, новая Конституция России не создаст демократического правового социального государства, но она может и должна очертить правовые контуры строительства такого государства.

В развитие положений новой Конституции России требуется принятие системы федеральных нормативных актов, позволяющих формировать благоприятное правовое «поле» для реализации стратегии строительства демократического правового социального государства. В этой связи очень важно, чтобы новые федеральные законы были связаны с потребностями и интересами большинства народа, содержали в себе не только права и свободы человека и гражданина, но и механизмы их защиты и реализации. Кроме того, в Конституции и других федеральных нормативных актах должен быть закреплен ряд ограничений для проведения политики, противоречащей принципам демократического правового социального государства.   

10. Оценка реализации  стратегии строительства демократического  правового социального государства  должна осуществляться на основании системы социально-экономических и политико-правовых показателей. Причем эту систему социально-экономических и политико-правовых показателей следует анализировать в разрезе как общества в целом, так и его основных социальных групп. Кроме того, эти показатели необходимо изучать в динамике и в сравнении с положениями Конституции Российской Федерации, федеральными законами, международными стандартами, зафиксированными в таких документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и др.

11. Для преодоления  отрицательных последствий либеральных  преобразований и перехода к новому этапу конституционной реформы в России необходим новый курс. Новый курс России должен представлять систему первоочередных социально-экономических и политико-правовых мер органов государственной власти, носить институциональный, а не личностный характер. Конкретные новации в социально-экономическом и политико-правовом курсе государства необходимо закрепить в общественном договоре – соглашении основных социально-политических сил общества о путях выхода страны из системного кризиса и гарантиях устойчивости и разумности государственной власти, обеспечения прав и свобод народа. В заключении общественного договора могут и должны участвовать Президент России, парламентские партии в лице их лидеров, Председатель Правительства Российской Федерации, руководители высших органов судебной власти Российской Федерации, лидер крупнейшего национального профсоюза, лидер Российского Союза Промышленников и Предпринимателей, президент Российской академии наук, 3 - 5 авторитетных граждан страны, определенных Общественной палатой Российской Федерации. Основные положения общественного договора должны получить свое юридическое  закрепление в новой Конституции России.

12. Суть нового курса  России в экономической сфере  лежит в плоскости перехода  к «смешанной экономике». В этом типе экономики свободу частного предпринимательства необходимо соединить с характерными чертами советского периода, включая планирование и программирование, гарантию всеобщей занятости, национализацию природной ренты, монополию внешней торговли природными ресурсами. В этой связи органам государственной власти предстоит воссоздать аналоги Госплана и Госкомцен, сформировать сильные отраслевые министерства, особенно в ТЭК, энергетике, на транспорте. Необходимо решить вопрос о защите государственной собственности, приватизированной незаконным путем.

Кроме того, требуется  смена режима экономического развития государства путем перехода от экспортно-сырьевой модели к модели, ориентированной на внутренний рынок, переработку сырья и инновации.

13. В плане  социализации российского государства  и формирования  демократического  и справедливого конституционного строя новый курс России должен предлагать пути решения ряда острейших социальных проблем. Речь идет, прежде всего, о преодолении бедности и нищеты большинства российского народа, росте численности россиян, повышении средней продолжительности жизни, обеспечении полной занятости населения и др.

Провозглашение  курса на строительство демократического правового социального государства  предполагает постепенный переход  к оплате труда, размерам пенсионного и социального обеспечения, ориентированным на международные стандарты в области прав человека, которые, согласно Конституции Российской Федерации, обладают приоритетом перед внутренним законодательством и могут применяться непосредственно.

14. Строительство демократического  правового социального государства возможно лишь в результате активного вовлечения народа в управление государственными делами. В этой связи важно дальнейшее развитие институтов местного самоуправления, обеспечение выборности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и членов Совета Федерации Российской Федерации. Для превращения народа в реальный субъект государственного строительства требуется его самоорганизация, высокий уровень доходов и образования, наличие свободного времени для участия в государственном управлении. В целях обеспечения нерыночного характера избирательной сферы и усиления роли народа в избирательном процессе необходимо установление запрета на финансирование избирательных кампаний юридическими лицами.

Большое значение имеет  создание новой политической партии, ориентированной на строительство демократического правового социального государства, призванной объединить граждан, способных ставить на первое место интересы Отечества, концентрировать потенциал политически активной части народа, вовлеченного в процесс модернизации российского государства.    

15. Конституционная модель  разделения государственной власти, при которой Президент России  обладает наибольшим объемом  властных полномочий, но не принадлежит  ни к одной из них, является  политико-правовым анахронизмом, не соответствует требованиям рациональности и эффективности государственного управления. В целях придания российскому государству импульса устойчивого развития требуется формирование новой модели разделения государственной власти, при которой Президенту России принадлежит исполнительная власть, а российский парламент не только создает законы, но и вправе контролировать исполнительную власть в части их выполнения. При этом Президент России должен быть лишен права распускать парламент, который несет функцию представителя интересов и воли российского народа.      

16. Ухудшение основных  показателей социально-экономического, политико-правового и духовного  развития России за последние  двадцать лет свидетельствует о падении профессионализма управленческого класса. Для формирования управленческого класса, способного разработать и реализовать стратегию строительства демократического правового социального государства, требуется принятие комплекса мер. К таким мерам можно отнести следующие: закрепление в Конституции и федеральных законах идеологии привлечения на государственную и муниципальную службу лучших кадров; использование преимущественно конкурсной системы отбора и продвижения государственных и муниципальных служащих; применение сложных экзаменационных процедур при замещении вакантных управленческих должностей; формирование независимых в организационном и финансовом отношении конкурсных и аттестационных комиссий; установление оплаты труда чиновников согласно принципам конкурентоспособности их зарплаты и зависимости ее от конечных результатов деятельности.

Руководители органов государственной  власти и местного самоуправления должны увольняться с работы за нарушение принципа преимущественно конкурсного отбора и продвижения государственных и муниципальных служащих. Кроме того, необходимо принятие Федерального закона «Об отзыве депутатов и выборных лиц органов государственной власти и местного самоуправления».

17. Усиливающиеся процессы  глобализации и необходимость укрепления национальной безопасности России требуют от органов государственной власти проведения политики «просвещенного национализма». Государственная политика «просвещенного национализма» предполагает максимально четкое определение политическим классом тех жизненно важных национальных интересов, во имя которых большинство россиян готовы сплотиться и бороться за их реализацию. К основным национальным интересам России нужно отнести: во внешней сфере – независимость и территориальную целостность страны, а во внутренней – сильную и эффективную государственную власть, коллективизм, социальную справедливость, материальное и духовное благополучие народа.

18. Состояние духа российского народа становится решающим фактором модернизации российского государства. Поэтому в духовно-нравственной сфере органы государственной власти могут и должны требовать от литературы, искусства, средств массовой информации, сферы образования воспитания людей в духе почитания трудолюбия, честности, справедливости, гражданственности и патриотизма, уверенности в своих силах построить демократическое правовое социальное государство. Кроме того, органы государственной власти обязаны создавать такие условия, когда человеку невыгодно вести себя безнравственно.

Практическая  значимость исследования определяется, прежде всего, возможностью применения сформулированных в диссертации выводов и рекомендаций для модернизации государственно-правовых институтов, развития институтов гражданского общества, создания условий, обеспечивающих высокие стандарты жизни российского народа.

С учетом того что исследование носит междисциплинарный характер, содержащиеся в нем выводы и рекомендации могут быть использованы в рамках не только конституционного права, но и других общественных наук.

Разработанные автором  проекты Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании» и Конституции России вносят существенный вклад в национальную дискуссию о новом этапе конституционной реформы Российской Федерации.

Практическая значимость диссертационной работы обусловлена  и тем,  что ее выводы и рекомендации могут представлять интерес для депутатов, государственных и муниципальных служащих, научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов. 

Апробация результатов  диссертационного исследования. Основные теоретические положения, выводы и научно-практические рекомендации, сформулированные в настоящем исследовании, получили свое отражение в 2 монографиях, 4 учебных пособиях, статьях в научных сборниках и журналах, выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах. Общий объем научных публикаций по теме диссертации составляет 148, 35 печатных листа.

Концептуальные идеи исследования использованы при разработке 5 проектов законов Тюменской области  и Ямало-Ненецкого автономного  округа.

Содержание диссертации  и опубликованных по теме исследования работ активно использовалось автором в ходе преподавания учебных дисциплин «Теория государства и права», «Теория управления» и «Государственная служба», в процессе чтения лекций на курсах повышения квалификации государственных и муниципальных служащих в Институте государства и права Тюменского государственного университета.

За монографии «Конституционные основы строительства демократического правового социального государства в России» и «Народ России как субъект строительства демократического правового социального государства» автор награжден дипломами лауреата конкурсов на лучшую научную книгу, проводимых Фондом развития отечественного образования в 2007 и 2008 гг.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертационная работа состоит из введения, 5 глав, включающих 19 параграфов, заключения, списка использованной литературы и нормативных актов и 2 приложений. Структура работы позволяет последовательно рассмотреть теоретические и практические аспекты темы исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ

 

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются объект и предмет исследования, ставятся его цели и задачи, излагаются методологические и теоретические основы, доказываются научная новизна работы и ее практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводится информация о результатах апробации выводов и рекомендаций, содержащихся в исследовании.

Глава 1 «Теоретико-правовые основы строительства демократического правового социального государства» содержит анализ положений Конституции Российской Федерации, некоторых международно-правовых документов, научных взглядов известных ученых-государствоведов, относящихся к стратегии и тактике строительства  демократического правового социального государства.

В первом параграфе сформулировано понятие демократического правового социального государства, проанализированы основные концепции демократического правового социального государства, раскрыт механизм конституционно-правового регулирования процесса строительства институтов демократического правового социального государства.

Автор отмечает, что в  мировом государственно-правовом строительстве  демократическое правовое социальное государство выступает своего рода ориентиром, своеобразным эталоном и одновременно стратегической целью развития многих стран. Понятие «демократическое социальное правовое государство» как политическое и государственно-правовое установление впервые в практике конституционализма было закреплено в статьях 20 и 28 Основного закона ФРГ от 23 мая 1949 г. В последующем в конституциях более чем двух десятков государств в той или иной форме были закреплены аналогичные положения. Вполне закономерно, что и Конституция Российской Федерации в статьях 1 и 7 закрепляет принцип взаимосвязи демократического правового социального государства. 

Информация о работе Конституционно-правовые проблемы строительства в россии демократического правового социального государства