Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 10:39, автореферат
Формирование в России демократического правового социального государства является объективной необходимостью. Данный тип государственности соответствует логике и практике мирового исторического процесса, позволяет вывести российское государство на качественно новый уровень развития.
Для реализации целей и задач настоящего исследования автор дает рабочее определение понятия демократического правового социального государства. На взгляд диссертанта, демократическое правовое социальное государство представляет собой форму национально-территориальной и политико-правовой организации общества, которая создает конституционные, экономические, социальные и духовно-нравственные условия для реализации основных прав и свобод человека и народа, устойчивого и прогрессивного развития общественных отношений.
Демократическое правовое социальное государство представляет собой закономерность в естественно-историческом развитии общества. На определенной ступени своего развития общество ставит в качестве цели формирование институтов демократического правового социального государства. Такое государство является конструктивным ответом, с одной стороны, на недостатки либерального государства, связанные с чрезмерным индивидуализмом и засильем денег, а с другой - на неспособность государства бюрократического социализма обеспечить каждому человеку материальную свободу, социальную справедливость и равенство.
В настоящее время нет
Теоретические концепции строительства демократического правового социального государства со временем воплощаются в конституционно-правовых механизмах. Механизм конституционно-правового регулирования процесса строительства демократического правового социального государства представляет собой комплекс взаимосогласованных конституционно-правовых средств воздействия государства и его субъектов на экономическую, политическую, управленческую, социальную, правовую и духовную сферы общества, гарантирующих условия реализации прав и свобод всех граждан или, по крайней мере, их большинства, сохранение и развитие потенциала народа. В структуру конституционно-правового механизма строительства основ демократического правового социального государства включаются юридические нормы, правовая идеология, правовые принципы, юридические гарантии, процедуры, методы, способы и типы правового регулирования.
В исследовании демократическое правовое социальное государство не рассматривается в качестве самоцели развития российского общества. Такой тип государства представляется в качестве средства для достижения высокого уровня и качества жизни всего народа или, по крайней мере, его большинства, обеспечения конкурентоспособности российского государства в мировом сообществе.
Во втором параграфе рассматриваются элементы, этапы, субъекты и препятствия реализации стратегии строительства демократического правового социального государства.
На взгляд автора, стратегия строительства демократического правового социального государства как осознанная система действий государственных и общественных институтов, связанных с достижением национальных целей, включает совокупность взаимодействующих элементов. К основным элементам стратегии строительства демократического правового социального государства относятся: 1) цели и задачи долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной стратегии развития государства; 2) система общественных и государственных институтов, призванных обеспечить формирование и устойчивое развитие демократического правового социального государства; 3) принципы, методы, технологии и правовые механизмы формирования основ демократического правового социального государства; 4) экономические и кадровые ресурсы реализации стратегии строительства демократического правового социального государства; 5) направления формирования институтов гражданского общества и воспитания гражданской активности народа; 6) время и этапы реализации стратегии строительства демократического социального правового государства; 7) ограничения, связанные с реализацией стратегии строительства демократического правового социального государства; 8) система показателей, характеризующих ход реализации стратегии строительства демократического правового государства.
Разработка и реализация
стратегии строительства в
На втором этапе (в течение года) на базе целевых установок Конституции следует разработать и законодательно утвердить долгосрочную программу развития России, направленную на существенное улучшение уровня и качества жизни российского народа и повышающую конкурентоспособность России в мировом сообществе. На третьем этапе (в течение года) целесообразно разработать и законодательно утвердить систему национальных проектов, обеспечивающих реализацию долгосрочной стратегии развития государства. На четвертом этапе (примерно 25 лет) предстоит реализовать национальную стратегию развития, позволяющую России занять одно из лидирующих мест по уровню и качеству жизни народа. На четвертом этапе реализации стратегии строительства демократического правового социального государства важно осуществить реформу правовой системы, дабы она отвечала требованиям новой Конституции России.
Основными субъектами реализации
стратегии строительства в
Строительство демократического правового социального государства представляет собой, прежде всего, культурно-политическую задачу. Дело не только в том, что в процессе строительства демократического правового социального государства предстоит преодолеть привычки граждан и представителей органов государственной власти и местного самоуправления, не желающих перемен в сложившихся конституционно-правовых формах жизнедеятельности. Речь идет о нахождении компромиссов и способов учета потребностей и интересов основных социальных групп российского общества: государственной бюрократии, класса предпринимателей и лиц наемного труда.
Глава 2 «Народовластие – основной конституционный принцип демократического правового социального государства» посвящена исследованию основных характеристик народовластия и условий его реализации на современном этапе развития Российской Федерации.
В первом параграфе анализируются сущность, показатели и гарантии народовластия.
Автор отмечает, что одной из основных
характеристик демократического правового
социального государства
Многими российскими политиками и государствоведами разделяется мысль о существовании двух типов демократии: демократии для большинства и демократии для меньшинства. Настоящее исследование базируется на классической теории демократии как демократии для большинства.
При этом не следует путать правовой аспект народовластия с фактическим народовластием. Ведь именно последнее имеет ключевое значение для социальной стабильности и прогресса государства. На взгляд диссертанта, об эффективности народовластия можно говорить на основе системы показателей. К социально-экономическим показателям эффективности народовластия могут быть отнесены: средняя продолжительность человеческой жизни, уровень занятости населения, размер минимальной и средней зарплаты, уровень производительности труда, размер минимальной и средней пенсии, уровень и качество потребления основных продуктов питания, обеспеченность качественным жильем, качество медицинского обслуживания, уровень образования и др.
К политико-правовым показателям эффективности народовластия автор относит: степень участия в избирательных кампаниях, представительство лиц наемного труда в органах государственной власти и местного самоуправления, участие представителей народа в подготовке Основного закона страны, принятие основных нормативно-правовых актов квалифицированным большинством граждан на референдуме, наличие институтов общественного контроля деятельности органов государственной власти и должностных лиц и др.
Если большинство народа не имеет экономических, политических и правовых гарантий воспользоваться провозглашенными правами и свободами, то последние превращаются в формальные, а органы государственной власти становятся инструментом господства государственной бюрократии и финансово-промышленной олигархии. В этом случае за фасадом конституционно-правовых норм основную роль в управлении государством играют деньги и власть. Причем эта тенденция усиливается в условиях слабости профсоюзов и партий, выражающих интересы лиц наемного труда.
Во втором параграфе рассматриваются место и роль народа в государственном строительстве.
Диссертантом отмечается, что в конституционно-правовых отношениях народ участвует в двух ипостасях: как объект и как субъект. В первом качестве народ является или должен являться предметом заботы органов государственной власти и местного самоуправления, проводящих определенную политику в экономической, социальной, политической, правовой и духовной сферах. Во втором качестве народ действует в государственно-правовой жизни, используя такие институты демократии, как парламентаризм, многопартийность, местное самоуправление, референдум и др. При этом, на взгляд диссертанта, российскому народу следует не столько уповать на доброго президента, сколько ежедневно учиться отстаивать свои интересы. В этих целях российскому народу предстоит, во-первых, осознать свои интересы, во-вторых, объединиться для их защиты в общественные и политические структуры, в-третьих, освоить механизмы отстаивания своих интересов в рамках таких легальных конституционно-правовых процедур, как выборы, пикетирование, демонстрации, забастовки и др.
В современных условиях роль российского народа в строительстве и совершенствовании институтов государства сведена к минимуму. Народ в малой степени пользуется той самодержавной властью, которая торжественно провозглашается в Конституции России. В действительности у российского народа крайне ограничены возможности даже в деле выбора людей, которые управляют от его имени и его авторитетом. Так, последние новеллы в избирательном законодательстве отказали народу в протестном голосовании «против всех», лишили его права выбирать высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания.
Для превращения народа в субъекта строительства демократического правового социального государства важное значение имеет совершенствование его образования и нравственности. Причем души граждан надо формировать скорее и интенсивнее, чем их тела. Для политического просвещения народа необходимо перестроить систему образования, деятельность средств массовой информации, которые предоставляли бы человеку знания относительно достоинств и недостатков отечественного государства, основных путей его модернизации.
Активным и рациональным субъектом
государственного строительства народ
выступит лишь в условиях, когда
его первичные потребности
Естественно, проблема не в том, чтобы создать систему государственного управления, при которой сто миллионов россиян будут непосредственно руководить Россией, а в том, чтобы сформировать такой государственно-правовой механизм, который будет чувствительным к нуждам и требованиям большинства народа, позволит народу реально влиять на институты государственно-правовой жизни, контролировать и направлять поведение управленческого класса. Сегодня российский народ уже практически созрел для активного участия в строительстве демократического правового социального государства, но ему требуются четкие идейные ориентиры и надлежащая организационная матрица.
В третьем параграфе анализируются политико-правовые аспекты формирования сильного и ответственного перед народом парламента как института народовластия.
Сегодня большинство
отечественных специалистов-
Парламент должен быть представительным органом народа, прежде всего, по своему социальному составу. Очевидно, что социальный состав парламента наилучший тогда, когда он имеет наибольшее количество точек соприкосновения с народом. Ибо, тот «кто эффективно представлен в первичных государственных институтах, способен лучше проводить в жизнь собственные интересы и активно предлагать обществу свое видение общесоциальных интересов» ( Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. М., 2003. С. 24).