Конституционно-правовые проблемы строительства в россии демократического правового социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 10:39, автореферат

Краткое описание

Формирование в России демократического правового социального государства является объективной необходимостью. Данный тип государственности соответствует логике и практике мирового исторического процесса, позволяет вывести российское государство на качественно новый уровень развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Осейчук В.И. Строительство демокр соц правового госуд в Росс. Автореф дис.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

В результате либеральных преобразований в России возникло государство, в котором, по данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, примерно 15% россиян аккумулируют в своих руках 85% всех сбережений, хранящихся в банках, 57% денежных доходов, 92% доходов от собственности и 96% средств, расходуемых на покупку иностранной валюты. Остальные 85% россиян получают лишь 8% доходов от собственности и располагают 15% сбережений ( Львов Д. С. Перспективы долгосрочного социально-экономического развития России // Вестник Российской академии наук. 2003. Т. 73. № 8. С. 675).

С приходом на пост Президента Российской Федерации В. В. Путина начался процесс восстановления российской государственности, обусловивший относительную стабилизацию общественных отношений. Результатом более разумной политики органов государственной власти стали социально-экономический рост, частичное перераспределения природной ренты, создание золотовалютного запаса и Стабилизационного фонда. В целом как позитивная может быть оценена внутренняя политика В. В. Путина, связанная с укреплением вертикали власти и касающаяся, в частности, введения федеральных округов, создания институтов федерального вмешательства, реформирования Совета Федерации Федерального Собрания России, с целью ослабления политического влияния руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Нельзя не отметить возросшую роль России в международных делах.

Примерно со второй половины 2005 года высшие органы государственной власти России начали отходить от одного из ключевых постулатов либерализма, согласно которому рынок является главным регулятором социально-экономических процессов, уделяют больше внимания стратегическим аспектам государственного управления. Об этом свидетельствуют приоритетные национальные проекты, основные контуры стратегии развития России до 2020 года.

В третьем параграфе изучена социальная природа современного российского государства.

На основе анализа  норм Конституции Российской Федерации, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, мнений государственных деятелей (В. В. Путина, Е. М. Примакова, В. Устинова), известных российских ученых (С. А. Авакьяна, Т. И. Заславской,                        Д. А. Керимова, Г. Ф. Шафранова-Куцева), зарубежных специалистов             (М. Голдмена, Дж. Стиглица), авторитетных граждан России (С. С. Говорухина, А. И. Солженицына), данных социологических опросов диссертант приходит к выводу, что современное российское государство весьма далеко от принципов демократического правового социального государства.

На взгляд автора, не является демократическим правовым социальным государством такое государство, которое  функционирует на основе Конституции, получившей на референдуме поддержку лишь одной трети граждан, зарегистрированных в избирательных списках, в котором миллионы граждан не могут реализовать свое право на труд, а большинство работающих получают вознаграждение ниже уровня, обеспечивающего развитие человеческой личности, в котором 38 млн пенсионеров вынуждены жить на среднюю пенсию чуть больше 4 тысяч рублей в месяц.

Отсутствие в Конституции  России, других федеральных законах  механизмов, гарантирующих реализацию принципов демократического правового  социального государства, ведет к тому, что нередко многие государственные институты обеспечивают в первую очередь интересы и волю высшей государственной бюрократии, олигархических кланов и криминальных групп, а интересы и воля большинства народа России оказываются на втором плане.

Автор обращает внимание на то, что процессы олигархизации общественных отношений в последние годы нарастали. Так, в 2003 году в России было 17 миллиардеров. По итогам 2004 года в список богатейших людей планеты журнал «Форбс» включил уже 27 россиян с капиталом в 90 млрд долларов ( Кабанников А. По числу миллиардеров мы уже вторые в мире // Комсомольская правда. 2005. 12 марта). В 2005 году в этот список были включены 33 человека с совокупным состоянием более 172 млрд долларов         ( В России 33 миллиардера // Комсомольская правда. 2006. 11 марта). В 2006 году журнал «Форбс» общее состояние 53 отечественных миллиардеров оценил в 282 млрд долларов., что равно половине общего денежного дохода россиян     ( Кто в России самый богатый // Аргументы и факты. 2007. № 11). Причем состояние российских миллиардеров в 2006 году выросло на 36 %, что в 6 раз превышало рост ВВП страны ( Миронов С. Новый российский социализм // Аргументы и факты. 2007. № 24).

Совершенно очевидно, что существующая конституционно-правовая модель российского государства, позволяющая одной небольшой части общества иметь все и вынуждающая большую его часть ограничиваться минимумом, исчерпала свой ресурс и становится тормозом развития общественных отношений. Сложившаяся модель государства не имеет исторической перспективы.

В работе разделяется мнение тех специалистов, которые считают, что «конституционный децильный коэффициент как соотношение между юридической и фактической конституцией достиг опасных отметок. Мы постоянно живем на грани конституционного дефолта. В богатой стране с большинством бедного населения не может быть эффективно действующей Конституции, воплощающей и реализующей основополагающие человеческие ценности. Пока Конституцией в полной мере пользуются преимущественно те, кому принадлежит власть, кто интегрирован в правящий политический режим, его различные институты и структуры, кто обслуживает и защищает их интересы» ( Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. С. 611).

Глава 4 «Конституционно-правовой механизм демонтажа олигархических, коррупционных, криминализированных элементов российского государства и строительства основ демократического правового социального государства» содержит анализ конституционно-правовых средств воздействия на общественные отношения в целях создания основ демократического правового социального государства.

В первом параграфе исследуются факторы, обусловливающие объективную необходимость, основные контуры и проблемы реализации нового курса России.

Автор считает, что, для того чтобы переломить негативные тенденции в развитии отечественного государства и улучшить его положение в мировом сообществе, необходим принципиально новый курс развития России, основанный на разрыве с олигархическими, коррупционными, криминализированными элементами российского государства. При этом под новым курсом в исследовании понимается комплекс мер, направленных на быстрое и глубокое изменение государственных и общественных институтов, которые привели к системному кризису российского государства, а также создание механизмов, способствующих строительству основ демократического правового социального государства. При этом важно не только сформулировать новый курс России, но и найти адекватные методы его реализации при высокой гражданской активности народа. В связи с этим проанализированы, систематизированы и дополнены коллективные предложения академической науки по альтернативному сценарию развития России ( Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под общ. ред. Л. И. Абалкина. М., 2004.), а также предложения известных ученых               (В. Д. Зорькина, Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина, В. С. Нерсесянца,                 Ю. А. Тихомирова и др.) относительно конституционно-правовых и социально-экономических основ нового курса России.

На взгляд автора, новый курс России должен быть нацелен на обеспечение базовых потребностей и интересов большинства народа. Без этого не произойдет возрождение России, невозможно строительство демократического правового социального государства. Речь идет о таких потребностях и интересах, как занятость, достойное и справедливое вознаграждение, возможность получения качественного образования и медицинской помощи, обеспеченная старость, равенство всех перед законом, защищенность от произвола властей и насилия преступников, эффективная государственная власть, способная навести порядок в стране, защитить ее безопасность и интересы в мировом сообществе.

В борьбе за новый курс России позиции основных политических групп существенно расходятся. Так, либеральные демократы требуют усиления прежнего курса, проводившегося в 90-е годы XX века. Причем приверженцы либерального проекта для России нередко подчеркивают, что единственную альтернативу либеральному проекту составляет та или иная разновидность тоталитаризма с характерными для него отрицательными чертами. Однако в российской действительности все еще сохраняется место для альтернатив, без которых не бывает ни истории, ни политики государства.

Во втором параграфе анализируются проблемы принятия новой Конституции России как правовой предпосылки реализации нового курса России, ориентированного на строительство демократического правового социального государства.

Автор считает, что хотя формально Россия имеет Конституцию, принятую на всенародном референдуме, но по своей сути Основной закон во многих аспектах противоречит конституционным стандартам демократического правового социального государства. Как известно, наиболее точно и лаконично стандарты конституционализма были сформулированы во французской Декларации прав человека и гражданина: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделения властей, не имеет Конституции». Любой непредвзятый специалист подтвердит, что в статьях 80-93 Конституции Российской Федерации установлены почти неограниченные полномочия главы государства и, таким образом любые действия последнего соответствуют конституционным нормам. Что касается условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, то для большинства россиян они практически отсутствуют.

Становится все очевиднее, что  Конституция Российской Федерации стала препятствием на пути дальнейшей демократизации социально-экономических и политико-правовых отношений. Как показал опыт функционирования Конституции России, конституционно-правовая система, выстроенная под одного человека, пусть и избираемого всенародным голосованием, не в состоянии надежно обеспечить ни преемственность государственной власти, ни ее эффективное и стабильное функционирование. Основные итоги либеральных преобразований российского государства свидетельствуют, что в механизме конституционно-правового регулирования общественных отношений нет достаточных юридических гарантий для обеспечения воли, потребностей и интересов большинства народа.

Для перехода к новому этапу конституционной  реформы в России требуется принятие Федерального конституционного закона                         «О Конституционном Собрании». Автором предложен проект такого закона, а также проект Конституции России.

В третьем параграфе анализируется состояние избирательной системы России и пути ее реформирования.

Анализ международных  стандартов избирательного процесса, нормативных правовых актов, практики избирательных кампаний, мнений авторитетных специалистов в области избирательного права и процесса           (С. А. Авакьяна, А. А Вешнякова, А. В. Иванченко, А. Д. Керимова,                М. С. Матейковича) позволил автору сделать вывод о том, что ряд положений избирательного законодательства России далеки от демократических избирательных стандартов. Частично это связано с тем, что Конституция Российской Федерации не содержит раздела, закрепляющего демократические принципы избирательного процесса. Этот конституционный пробел позволяет управленческому классу манипулировать избирательной системой в собственных интересах. Достаточно сказать, что за последние 15 лет в России применялись три принципиально разные схемы формирования Совета Федерации Федерального Собрания России, несколько раз менялись правила выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

В избирательном процессе России весьма велико влияние финансово-промышленных групп. Так, часть 3 статьи 64 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установила, что предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политических партий не может превышать 400 миллионов рублей. Причем в вышеуказанную сумму не включаются расходы из средств избирательных фондов региональных отделений политических партий. Рыночный характер избирательной системы привел к тому, что в Государственной Думе заседают свыше двухсот миллионеров (Годовой отчет // Литературная газета. 2008. № 52). Вряд ли они могут эффективно представлять интересы и волю большинства бедного российского народа.

Как показывают результаты большинства выборов, Россия в настоящее  время переживает кризис избирательной системы – больше половины избирателей отвергают существующий порядок выборов. Вместо того чтобы осмыслить эту проблему и предложить эффективные меры для ее решения, политический класс избрал наиболее легкий, но наименее эффективный вариант – устранил барьер явки избирателей на выборы, при котором органы государственной власти и местного самоуправления следует считать легитимными.

Для обеспечения нерыночного характера  избирательного процесса  и повышения  его эффективности автором предложен  комплекс правовых, политических, экономических и организационных мер.

В четвертом параграфе исследуются пути совершенствования кадровой политики в органах государственной власти и местного самоуправления.

На взгляд диссертанта, кризисное состояние российского государства говорит о неэффективности кадровой политики в органах государственной власти и местного самоуправления. Конституция России, федеральные законы и иные нормативные правовые акты не создают гарантий отбора и продвижения лучших кадров на государственные и муниципальные должности.

Действующий механизм отбора и продвижения государственных и муниципальных чиновников нередко отвергает лучших представителей российского общества. Россия является единственной из развитых стран, где самые важные и доходные государственные должности, как правило, замещаются родственниками и «своими людьми». Процедура конкурсного отбора кадров в органы государственной власти и местного самоуправления часто не соблюдается или соблюдается формально, что противоречит ряду положений Конституции России. Как подчеркивается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2003 г. № 19-П по делу о проверке конституционности отдельных положений закона Ивановской области «О муниципальной службе Ивановской области» в связи с запросом Законодательного Собрания Ивановской области, из статьи 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, во взаимосвязи с ее статьями 19 и 32 (части 2 и 4) вытекает право граждан на равный доступ к муниципальной службе. Замещение должностей по конкурсу обеспечивает равные возможности претендентов при поступлении на муниципальную службу (Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2004. № 1. С. 32-33).

Информация о работе Конституционно-правовые проблемы строительства в россии демократического правового социального государства