Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 10:39, автореферат
Формирование в России демократического правового социального государства является объективной необходимостью. Данный тип государственности соответствует логике и практике мирового исторического процесса, позволяет вывести российское государство на качественно новый уровень развития.
По мнению автора, в основе нового механизма кадровой политики в сфере государственной и муниципальной службы должна находиться определенная система принципов. К этим принципам следует отнести: 1) принцип отбора на государственную и муниципальную службу лучших кадров, способных работать на уровне требований новой управленческой парадигмы, обеспечивать условия для достойной жизни большинства российского народа, возрождать Россию; 2) принцип отбора и продвижения государственных и муниципальных служащих преимущественно на основе открытого конкурса и сложных экзаменов; 3) принцип конкурентоспособности заработной платы государственных и муниципальных служащих в сравнении с заработной платой на аналогичных должностях в частном секторе и зависимости зарплаты чиновников от минимального размера оплаты труда; 4) принцип сочетания опытных и молодых кадров; 5) принцип персональной ответственности государственных и муниципальных чиновников перед российским народом за результаты своей деятельности; 6) принцип подконтрольности и подотчетности кадров государственной и муниципальной службы законодательным (представительным) органам государственной власти и местного самоуправления; 7) принцип ежегодной аттестации государственных и муниципальных служащих независимыми в организационном и финансовом плане аттестационными комиссиями; 8) принцип гласности работы аппарата государственной и муниципальной службы; 9) принцип защиты государственных и муниципальных служащих от преследования за законное раскрытие информации о нарушении законов, правил и инструкций, присвоении бюджетных средств, злоупотреблении властью; 10) принцип ответственности руководителей органов государственной власти и местного самоуправления за запрещенную кадровую политику; 11) принцип федерализма, согласно которому формирование аппарата высших органов государственной власти Российской Федерации осуществляется в надлежащей пропорции из граждан, проживающих во всех субъектах Российской Федерации.
Основные принципы нового механизма кадрового обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления необходимо закрепить в законодательстве Российской Федерации о государственной и муниципальной службе, причем некоторые из них целесообразно зафиксировать в новой Конституции России.
В пятом параграфе изучается состояние и направления модернизации социальной политика российского государства.
Провозглашение Российской Федерации в статье 7 Конституции социальным государством обязывает органы государственной власти проводить политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. В современных условиях способность органов государственной власти развивать потенциал народа быстрее, чем это делается в государствах-конкурентах, является единственным решающим преимуществом, на которое можно положиться в конкурентной борьбе на мировой арене. Однако проведенный автором анализ динамики занятости, минимальной и средней зарплаты, пенсионного обеспечения, развития сфер образования, науки, здравоохранения, жилищного строительства показал, что в России длительное время реализовывалась либерально-бюрократическая модель социальной политики, которая находилась в противоречии с требованиями статьи 7 Конституции Российской Федерации.
Официальные статистические
данные, результаты социологических
опросов свидетельствуют о
Стратегия строительства в России демократического правового социального государства требует перехода к социал-демократической модели социальной политики. Только такая модель социальной политики может обеспечить приоритетное развитие науки, образования, здравоохранения, культуры; «социализацию» всех отраслей экономики, поддержку активного населения, социальную защиту слабых, развитие социально ориентированного рынка. Представляется, что общим направлением изменений в конституционно-правовом механизме социальной политики российского государства должно стать приближение формулировок Конституции России, федеральных законов к соответствующим положениям Всеобщей декларации прав человека, Социальной хартии Европейского Союза. При этом, на взгляд автора, особое значение имеет установление в Конституции России европейского стандарта относительной бедности, когда к этой категории относятся люди с доходами ниже 60% от среднего душевого дохода в стране.
В шестом параграфе анализируется механизм конституционно-правового регулирования экономических отношений в современной России.
Успешное строительство
демократического правового социального государс
Многие проблемы в экономических отношениях своевременно не разрешаются и потому, что в Конституции Российской Федерации не предусмотрен механизм дискуссии в Государственной Думе о ежегодных результатах экономического развития страны, позволяющий в случае необходимости вносить коррективы в проводимую органами государственной власти экономическую политику.
В последние годы Россия имеет неплохие «валовые» макроэкономические показатели. Так, объем валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности) в 2008 году превысил 2 трлн. долларов США, и по этому показателю Россия вышла на 6-е место в мире (Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 47. Ст. 5489). Однако для достижения России лидерских позиций в мировом сообществе решающее значение имеет производство ВВП на душу населения. Только когда Россия выйдет на уровень развитых стран и по производству ВВП на душу населения, появятся основания утверждать, что страна имеет социально-экономический потенциал для демократического правового социального государства, стала мощной мировой экономической державой. А пока Россия по производству ВВП на душу населения находится на 84 месте ( Дмитриева О. Живем хуже, чем работаем // Аргументы и факты. 2008. № 41).
Обостряющиеся противоречия в экономических отношениях требуют смены приоритетов в экономической политике российского государства. Речь идет об отказе от пассивной либеральной экономической политики государства и переходе к активному государственному стимулированию развития промышленности и сельского хозяйства, повышения производительности труда, снижения и ликвидации безработицы, ограничения криминальных элементов в экономической сфере.
Представляется, что для ограничения негативных тенденций в экономических отношениях российского государства целесообразно в отдельной главе Конституции закрепить принципы и приоритеты финансово-экономической политики государства, ее социальную направленность. Кроме того, требуется усилить роль парламента в формировании федерального бюджета и создать механизм контроля за использованием бюджетных средств. Следовательно, речь идет о том, чтобы прописать алгоритм поведения высших органов государственной власти в финансово-экономической сфере в интересах большинства российского народа, способный обеспечить как экономический рост, так и социальное сплочение российского общества.
На взгляд диссертанта, многие проблемы, накопившиеся в экономических отношениях, не могут быть решены чисто экономическими методами, поскольку они во многом порождены пробелами и противоречиями действующей Конституцией Российской Федерации, закрепившей конституционно-правовой механизм государственного управления в интересах меньшинства общества. Поэтому переход к новой стратегии экономического развития невозможен без реформы социально-экономической и политико-правовой сфер российского государства.
В седьмом параграфе исследуются духовно-нравственные аспекты строительства демократического правового социального государства.
Становится все очевиднее, что системный кризис российского государства связан не столько с экономическими факторами, сколько с духовным неблагополучием нации, дефицитом позитивных эмоций, утратой нравственных ориентиров. Во многом благодаря бездумному разрушению прежних духовно-моральных устоев жизни стал возможным существенный рост беззакония, произвола, преступности, анархии, незащищенности граждан и целых учреждений от посягательств преступных элементов. В результате нередко одна часть общества нарушает права и свободы другой части общества и тем самым игнорирует статью 2 Конституции России, признающую права и свободы человека высшей ценностью.
В духовно-нравственной сфере российского государства необходима «смена вех». С одной стороны, требуются меры по формированию у граждан трезвого, здорового, трудового и творческого образа жизни, культивирование таких духовно-нравственных ценностей как вера в Россию, уважение к отечественной истории, закону и человеческой личности, поощрение солидарности и справедливости в отношениях между людьми, а с другой, - ограничение пропаганды индивидуализма, культа денег, разврата, воровства и безделья.
Средствам массовой информации целесообразно сместить акцент с вопросов потребления и развлечения на вопросы, требующие размышления и возвышающие человека. Российские граждане имеют право на качественную информацию и формы развлечения, развивающие человеческую личность. По мнению автора, одним из средств повышения качества духовно-нравственной среды российского государства может стать создание наблюдательных советов по контролю деятельности средств массовой информации. В этой связи диссертан обращает внимание на опыт Японии, которая в 60-е годы XX века в рамках реализации концепции «культурного государства» в качестве одного из эффективных путей управления сферой культуры выделила контроль за средствами массовой информации ( Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под общ. ред. Л. И. Абалкина. М., 2004. С. 228). Заслуживает поддержки проект Федерального закона «Об Общественном совете Российской Федерации по телевидению». Во многих цивилизованных странах давно имеются общественные советы по наблюдению за нравственностью на телевидении. Например, королева Великобритании возглавляет подобный совет в своем королевстве (Каралис Д. Угорелые // Литературная газета. 2008. № 50).
Глава 5 «Строительство демократического правового социального государства в контексте обеспечения национальной безопасности России» посвящена исследованию конституционно-правовых аспектов системы национальной безопасности, выявлению основных угроз национальной безопасности и определению путей их преодоления.
В первом параграфе анализируются теоретические и конституционно-правовые проблемы строительства демократического правового социального государства как фактора укрепления национальной безопасности.
Диссертант подчеркивает, что среди приоритетных задач строительства демократического правового социального государства в России важное место занимает проблема обеспечения национальной безопасности. Ведь Россия граничит с 16 государствами и абсолютное большинство из них имеет или имело в прошлом территориальные претензии к России.
В исследовании под системой национальной безопасности понимается совокупность норм, институтов, методов и процедур, связанных с защитой жизненно важных интересов российского народа от внутренних и внешних угроз, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие независимого государства. Система национальной безопасности призвана создавать условия для устойчивого развития государства. А это предполагает наличие возможностей для критического анализа существующих социально-экономических и государственно-правовых институтов и реализацию мер по их совершенствованию.
На взгляд автора, существует необходимость принятия новой Стратегии национальной безопасности России, адекватно отвечающей изменениям, происходящим в России и вокруг нее в последние два десятилетия. Стратегия национальной безопасности России может и должна предусматривать три ключевые меры: Конституция, принятая квалифицированным большинством российских граждан; утвержденная парламентом Стратегия национальной безопасности страны; долгосрочная стратегия социально-экономической, политико-правовой и духовно-культурной модернизации российского государства. При этом целесообразно, чтобы стратегия модернизации российского государства вытекала из требований Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Разработка и реализация Стратегии национальной безопасности России, адекватной современным реалиям мирового развития, предполагает видение основных сценариев развития мира, учет деструктивного влияния некоторых тенденций глобализации, принявшей форму неолиберального наступления на национальные государства, вызывающей растущие социально-экономические диспропорции в мировом развитии. Кроме того, необходимо учитывать, что возрождение России для многих развитых государств является нежелательным итогом. С одной стороны, Россия никому не нужна в качестве сильного конкурента. А с другой, - развитые государства не прочь включить Россию в систему мировых связей в качестве младшего партнера, которому периодически диктуют стратегию и тактику поведения.