Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 14:05, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе научно-теоретического и прикладного анализа, а, также используя новейшие достижения правовой и экономических наук, сформировать целостное представление о конституционно-правовых основах регулирования экономической системы Российской Федерации, выработать практические предложения, направленные на совершенствование механизма конституционно-правового регулирования экономической системы.
Указанная цель достигается решением следующих взаимосвязанных задач:
определение понятия и анализ содержания конституционно-правовых основ экономической системы;
изучение принципов конституционно-правовых основ экономической системы Российской Федерации;
исследование конституционно-правового регулирования основ экономической системы на федеральном и региональном уровне;
раскрытие механизма реализации конституционно-правовых основ собственности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конституционно-правовые категории экономической системы России……………………………………………………………………………...6
1.1. Понятие и содержание конституционно-правовых основ экономической системы………………………………………………………………………….....6
1.2. Принципы конституционно-правовых основ экономической системы Российской Федерации…………………………………………………………...9
Глава 2. Механизм реализации конституционных основ экономической системы России…………………………………………………………………..13
2.1. Конституционно-правовое регулирование основ экономической системы на федеральном и региональном уровне……………………………………….13
2.2. Механизм реализации конституционно-правовых основ собственности.16
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...36
“Важную роль в обеспечении единства экономического пространства играет единство правового пространства, которое обеспечивается установлением правовых основ единого рынка”4, а также закрепление в Конституции принципа верховенства федерального закона.
Факторами обеспечения единства экономического пространства являются также установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического развития Российской Федерации, единых стандартов, метрической системы, статистики и бухгалтерского учета, запрещение введения и эмиссии других денег, кроме рубля, который является денежной единицей Российской Федерации.
Успешное функционирование рыночной экономики неразрывно связано с обеспечением свободы экономической деятельности, которая означает право граждан и их объединений на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Свобода экономической деятельности - необходимое условие формирования и функционирования рыночной экономики. Однако, поощряя свободу экономической деятельности, Конституция запрещает такую экономическую деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Для экономической системы РФ характерно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности осуществляется нормами ряда законодательных актов, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам, служащим основой для всего правового регулирования отношений собственности в стране. Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной его задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых и защищаемых государством. В Российской Федерации такими формами являются частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности.
Под частной собственностью понимается собственность граждан, их объединений, юридических лиц, не являющихся государственными и муниципальными организациями и предприятиями.
Государственная собственность Российской Федерации выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов Федерации.
Муниципальная собственность - собственность, принадлежащая местному самоуправлению.
По своему юридическому содержанию любая форма собственности означает право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Детально право собственности регламентировано Гражданским кодексом РФ.
Конституция гарантирует равную защиту всех форм собственности. В отличие от ранее действовавшего законодательства, устанавливающего преимущества в защите социалистической, и в особенности государственной, собственности, в ныне действующем законодательстве реализуется принцип единства квалификации и санкций за преступления против собственности, чьей бы она ни была. Таким образом, Российское государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях.
Из вышеизложенного можно прийти к выводу о том, что теоретическая конструкция конституционных основ экономической системы должна содержать:
Во-первых, глобальные цели, которых стремится достичь каждая экономика.
Во-вторых, инструменты, которые используются для достижения этих глобальных целей.
В-третьих, принципы, определяющие нормальное функционирование этих инструментов.
В-четвертых, некоторые аспекты социальной политики, связанные с правом на труд, политикой в области занятости, ренты, торговли, защиты окружающей среды, семьи, культуры и т.д., выступающие в конституциях в виде социально-экономических прав и свобод, интегрируют глобальные цели. Иначе говоря, есть некие ценности, выраженные в виде социально-экономических прав и свобод или социальных целей, которые способны преобразовывать глобальные цели, или, во всяком случае, существенно корректировать.
В-пятых, перечень тех, кто обладает властью придавать определенные очертания экономической инициативе, в каких пределах и в какой форме.
Конституционные нормы – принципы, закрепляющие экономическую систему России, составляют три группы:
Глава 2. Механизм реализации конституционных основ экономической системы России
2.1.
Конституционно-правовое
В Конституции РФ 1993 г. получила отражение попытка создания более справедливого общественного и государственного строя, основанных на идеях конституционализма. Конституционализм характеризуется наличием системы ценностей по справедливому устройству общества, основанному на конституции, в которой определены границы и принципы взаимоотношений общества, государства и личности. Современное представление о справедливом обществе неразрывно связано с понятиями социально-экономического прогресса, уровня экономического развития общества, экономического суверенитета государства, достойного уровня жизни человека и гражданина. Поэтому конституционализм, справедливость и экономическая система общества являются взаимосвязанными и взаимообусловленными понятиями. Правильно выбранная модель экономической системы - это залог перспективного, поступательного развития общества и конституционного строя в целом.
В Конституции РФ достаточно четко установлена разновидность модели рыночной экономики, причем с ярко выраженными либеральными чертами. К их числу можно отнести следующие положения:
1. В Конституции
РФ закрепляется принцип
2. В Конституции
РФ закреплены основные
3. Частная
собственность не имеет
4. Отсутствуют какие-либо значительные элементы регулирования экономики с учетом социальной природы государства (планирование, способы распределения национальных богатств и др.).
5. Не установлено
ограничение в использовании
важнейших объектов
Конституционные основы либеральной модели экономической системы явились политико-правовой базой радикального переустройства экономических отношений. Они обеспечили демонтаж старой политико-экономической системы и задали направление при создании правового поля современной рыночной экономики: Гражданский, Налоговый, Земельный, Водный, Лесной, Бюджетный кодексы РФ, законодательство о хозяйственных товариществах и обществах, о некоммерческих организациях, о конкуренции, о банкротстве, о финансовых рынках и рынке ценных бумаг, о банках и банковской деятельности и др.
Конституция Чувашской Республики, имея высшую юридическую силу среди нормативных правовых актов республиканских органов государственной власти, закрепляет достигнутые результаты в общественно-политической, экономической областях, в то же время закладывает основы будущих общественных отношений, ставит новые задачи перед органами государственной власти, нацеливает на то, что человек, его права и свобода являются высшей ценностью, объявляется свобода экономической деятельности. В статье 31 Конституции Чувашской Республики говорится, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию5». А статья 32 Конституции Чувашской Республики гласит: «Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценно возмещения. Право наследования гарантируется 6».
Также в Чувашской Республике действует Закон Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. № 39 "Об утверждении Комплексной программы экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы", который ставит цели, предусматривающие повышение качества жизни населения темпами выше среднероссийских, последовательный рост благосостояния и платежеспособного спроса населения, создание эффективной системы предоставления социальных услуг и благоприятных условий для развития трудового, интеллектуального и творческого потенциала граждан, существенное уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Закон Чувашской Республики от 4 июня
2007г. №8
"О Стратегии социально-экономического
развития Чувашской Республики до 2020 года" определяет
приоритетные направления социально-экономического
развития Чувашской Республики и служит
основой для разработки комплексной программы
экономического и социального развития
республики, республиканских и муниципальных
целевых программ.
Подводя итог анализу актов, регулирующих конституционно-правовые основы экономической системы России, можно отметить, что экономическая концепция страны отсутствует, и, как следствие, отсутствует национальная экономическая программа; отсутствует глава об экономической системе страны в федеральной конституции; видна разрозненность регулирования конституционных основ экономической системы в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации.
2.2. Механизм реализации конституционно-правовых основ собственности
Закрепляя конституционно-правовой статус российского общества, российские конституции и конституционное право традиционно определяют основы экономической системы страны, хотя сами эти основы претерпели радикальные изменения. От допущения частной собственности в Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918 года через полное ее отрицание в последующих конституциях Союза Советских Социалистических Республик (1924 г., 1936 г., 1977 г.) и Российской Советской Социалистической Республики (1925 г., 1937 г., 1978 г.) вплоть до выдвижения на первое место в последних редакциях Конституции Российской Советской Социалистической Республики 1978 года и в действующей ныне Конституции Российской Федерации 1993 года – таковы крутые повороты конституционно-правового регулирования частной собственности как элемента экономической системы.
Ныне конституционно-правовой перечень включает в себя частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации 1993 г.). К числу иных относятся, например, собственность общественных и религиозных объединений, совместная собственность супругов, собственность крестьянского (фермерского) хозяйства и другие, предусмотренные российским законодательством. Конституционное право содержит открытый перечень форм собственности, не препятствуя появлению новых форм в соответствии с текущим законодательством.
Конституционно-правовое регулирование прямо не предусматривает личную собственность граждан, но и не исключает возможность таковой. Гражданское законодательство относит гражданина к числу субъектов права собственности, то есть речь может идти о собственности как частной, так и личной. Однако категория «личной собственности» новым российском законодательством фактически не используется. Указание на наименование трех форм собственности в Конституции Российской Федерации не влечет за собой их особый статус, так как наряду с ними "признаются и защищаются равным образом" иные формы собственности. Юридическое значение конституционных наименований заключается только в том, что законодатель не может его изменить. Конституционное право не определяет содержание понятия «собственность». Этого не делают и другие отрасли права. Наиболее связанное с регулированием отношений собственности гражданское право определяет содержание права собственности как совокупность принадлежащих собственнику права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Информация о работе Конституционные основы экономической системы общества